Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образы в творчестве Чайковского

Размещено: Ирина Ивановна полякова - сб, 03/09/2011 - 09:07

В огромном мире творчества Чайковского существует множество разнообразных персонажей, от романсовых абстрактных  романтических образов до оперных героев, вполне четко визуально очерченных.Рассмотрим основные из них, поскольку они очень многочисленны. Программность у Чайковского на разных уровнях приобретает обобщённо-психологический или же более конкретный  характер. Особенно многогранное воплощение она приобретает в вокальных произведениях и особенно в опере.  Многое в очертаниях этих образов диктуется спецификой того или  иного жанра, в котором работал композитор. Но по большей части значимость образа, как правило, тем большая, чем в большей мере он является носителем лирического начала. Также различные тенденции можно обнаружить в разные периоды творчества.

Произведения Чайковского, как правило, родственны друг другу и по музыкальному языку, и по образному содержанию музыки. Первый период творчества Чайковского относят к концу 1860-х годов до 1877 года, времени, предшествующему созданию "Евгения Онегина», пятой оперы композитора. До "Онегина" он написал оперы "Воевода" и "Ундина"(впоследствии уничтоженные автором), "Опричник" и "Кузнец Вакула" (по произведению Н.В.Гоголя), известную во второй, более поздней редакции под названием "Черевички".(Однако, образы Гоголя в большей степени освещены в творчестве Н.А. Римского-Корсакова). Сочинения этих лет содержат различные настроения и образы: яркие зарисовки народного быта, живо передающие народный юмор, веселье (например, финалы Первой и Второй симфоний), поэтические образы природы - цикл "Времена года". В других  сочинениях московского периода звучат порой иные настроения: в них выражен драматизм, неудовлетворенность жизнью. Такова увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", на шекспировский сюжет , балет "Лебединое озеро" (1877), утверждение светлых возвышенных устремлений человека, его духовной красоты.

У Чайковского образы Шекспира нашли отражение в программных симфонических картинах ("Ромео и Джульетта", "Буря", "Гамлет"), Данте ("Франческа да Римини"), Байрона ("Манфред"). Большинство этих произведений было создано в начале  и середине 70-х гг. В них сформировались важнейшие принципы его трагедийной драматургии, получившие развёрнутое воплощение в зрелых симфониях, начиная с четвертой по шестую. Так, исследователи отмечают. что уже в увертюре-фантазии "Ромео и Джульетта" определяется типичное для этих симфоний соотношение тематических образов, и хоральная тема вступления (образ патера Лоренцо) приобретает в разработке значение, аналогичное "темам рока" из 4-й и 5-й симфоний, то есть просматривается преемственность от более ранних произведений к поздним.

Многие романсы Чайковского, в особенности «предонегинского периода» послужили своего рода эскизами к его операм("Нет, только тот", "И больно, и сладко", "Слеза дрожит", "Отчего", "Ни слова, о друг мой".)Ступенями к славе были для него также первый квартет d-dur (1871), опера "Опричник" (1872), симфоническая фантазия "Буря" (1873).

Но особенно следует обратить внимание на три сферы творчества Чайковского- симфония, балет и опера. Балет - особенная область музыкального театра, в которой Чайковский произвел настоящую художественную реформу. Он воплощал стремление людей к свету. любви, счастью даже в сценических жанрах. И поэтому он вошел в историю русской музыки прежде всего как художник-гуманист Созданные Чайковским "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" – являются вершинами в своем жанре, глубоко новаторскими произведениями, определившими последующее развитие жанра. Он поднял на новую высоту традиционный "дивертисментный" тип классического балета, обогатив его непрерывным симфоническим развитием. Сказочные сюжеты послужили композитору для воплощения реальных жизненных ситуаций, конфликтов и перипетий.

Истоками балетов Чайковского были прежде всего балетные сцены в операх Глинки. Большое влияние оказали также симфонические произведения Глинки, например, "Вальс-фантазия". Хорошо знал Чайковский и развившийся в середине века французский романтический балет,  который он высоко ценил. (например. "Жизель" Адана- одна из вершин в этом жанре ).
В балетной музыке проявилась одна из сторон большого и многогранного дарования композитора, не нашедшая широкого применения в произведениях других жанров – воплощение не живых и реальных, а именно фантастических образов. Все три балета Чайковского основаны на сказочных сюжетах, что иллюстрирует высказывания самого автора. Чайковский считал фантастику именно частью балетного жанра, особенность которого прежде всего в зрелищности, роскоши, эффектности, внешней  красоте постановок.
Автор  здесь особенно сохранял традиции и  не пошел по пути уничтожения традиционных балетных форм, в отличие от оперы, где экспериментирование было более ярко выражено.Много общего между операми и симфониями Чайковского. Параллельная работа композитора в этих двух главных областях музыкального творчества привела к взаимовлиянию  характерных сторон этих жанров.

Исследователи отмечают, что Чайковский не ставил перед собой задачу быть непременно оригинальным в оперном творчестве, но определяющим началом оперного творчества  явилась его чрезвычайно яркая индивидуальность. Она сказалась во всем: в манере разрабатывать сюжет, выделяя в нем психологическую, внутреннюю драму (то есть душевный мир героев, их взаимоотношения), в особом складе музыкального языка, в мелодическом даровании.В его операх широко развита партия симфонического оркестра, которую никак нельзя считать простым аккомпанементом, потому что в ней заключена важная сторона развития музыкальной мысли. В едином процессе развития целостной музыкальной драматургии Чайковского огромное значение имеет взаимодействие инструментально-симфонического и вокального элементов.Больше всего вдохновляла композитора поэзия Пушкина, по произведениям которого он создал лучшие свои оперы «Евгений Онегин» и   «Пиковая дама» Чайковский считал оперу видом музыкального искусства, наиболее доступным широким кругам слушателей. В своих операх с большой лирической теплотой и подлинным драматизмом передавал он переживания интересных ему героев. Богатство и выразительность мелодики соединяются в операх Чайковского с напряжённым симфоническим развитием, позволяющим передавать динамику душевных состояний. Вместе с тем композитор относился с большим вниманием к законам сцены, добивался выразительности музыкальных характеристик и тщательной обрисовки бытового или исторического фона. Он  подчёркивал, что оперу надо "не только слушать, но и смотреть".Композитор уделил особое внимание раскрытию душевного состояния героев, их взаимоотношениям, столкновению их чувств, поэтому здесь он сочиняет необычайно широкие, одухотворенные мелодии.

В "Евгении Онегине " Чайковскому впервые удалось воплотить свой эстетический идеал "интимной, но сильной драмы" из жизни обыкновенных людей, создав произведение, овеянное тонким, проникновенным поэтическим чувством. Стремясь к максимальной простоте и скромности внешнего действия, он сосредоточивает внимание на внутреннем драматизме переживаний пушкинских героев. Основу оперной драматургии Чайковский видел в музыкальном развитии главных образов и тем. Он считал, что особенностью оперы как определенного вида музыкально-театрального искусства является господство музыки над всеми другими элементами театрального спектакля. Именно в музыке должно быть выражено основное содержание, основная идея сюжета. Отрицая внешнюю эффектность оперного действия, Чайковский чрезвычайно заботился о сценичности оперы. Он всегда помнил, что опера есть вид музыкального театра и что в ней, при господствующей роли музыки, большое  значение имеет и сторона театральная, то есть развитие сценического действия; более всего он избегал оперной статики.

Своеобразную и очень большую роль в операх Чайковского играет оркестр, в партии которого нередко развиваются самостоятельные темы и мелодии, дополняющие и обогащающие вокальные партии. Важны в операх Чайковского чисто инструментальные эпизоды, исполняемые симфоническим оркестром: интродукция к опере и вступления к отдельным актам.

 

Что касается ранних симфоний, основные качества симфонизма Чайковского проявились уже в его 1-й симфонии "Зимние грёзы" Она носит пейзажно- лирический характер, образы лиричны и ярко выраженный конфликт  отсутствует. Если первые три симфонии характеризуют разнообразные творческие поиски автора и отклики на впечатления окружающей его действительности, то в 4- выражение идейно- драматургической концепции симфонизма Чайковского. Сам композитор формулировал её замысел как идею рока, преследующего человека. Это противопоставление человека и судьбы по существу сводится к проблеме отношения личности и окружающего её мира. Общий ход развития в симфонии ведёт от психологически углублённого драматизма к преобладанию объективно-жанрового начала. Праздничный финал на тему народной песни "Во поле берёзонька стояла", противостоящий смятенно-драматической 1-й части, утверждает мысль, что только в общении с народом может быть найден путь к преодолению тяжёлых сомнений, страданий, одиночества, к подлинной радости.

 5-я симфония по общему замыслу близка 4-й, но её музыкальным образам свойственны большая психологическая углублённость и сосредоточенность, она более традиционна и по языку, и по своей структуре. Прочное единство симфонического цикла достигается посредством проведения через все части одной музыкальной темы - суровой и мрачной в начале произведения и приобретающей характер пышного торжественного марша в финале.
Трагедийная линия симфонизма  достигла кульминации в 6-й симфонии, музыка которой отличается предельной эмоциональной насыщенностью, остротой контрастов и яркой реалистической образностью. Это - трагическое повествование о жизни человека, полной суровой борьбы, радостных взлётов и тяжёлых поражений. Чайковский отказывается здесь от лейтмотивной техники, частично использованной в 4-й и 5-й симфониях, но он насыщает симфонию интонационными связями, подобно оперным, придающими ей большую внутреннюю цельность. Симфония необычно завершается медленным скорбным финалом, которому предшествует стремительная, полная энергии 3-я часть, охарактеризованная композитором как "марш... в торжественно ликующем роде". Окончание симфонии не даёт выхода в мир праздничного веселья и радости. 6-я симфония - одно из выдающихся произведений русского  искусства, проникнутого гуманистическим  сочувствием к человеческим страданиям.

Одна из выдающихся опер Чайковского - "Пиковая дама"(1890) - занимает такое же место среди его опер, как 6-я симфония в ряду симфонических произведений Роковое противоречие между чувством ,безраздельно охватывающим человека, и жестокой действительностью, разрушающей мечты о счастье, приобретает здесь характер трагической коллизии. В раскрытии сложного душевного мира своих героев Ч. проявляет необычайную авторскую проницательность и глубину понимания человеческих характеров. Единству и цельности сквозного действия способствует непрерывность симфонического развития в опере. Основные движущие силы трагического конфликта охарактеризованы с помощью нескольких контрастных музыкальных тем, которые вступают в сложные взаимодействия в ходе драматургического развития. Известно, что"Пиковую даму" Чайковский создавал как монооперу: через образ Германна - героя драмы, - как сквозь призму "пропускал" все события и развитие действия. В музыке он раскрывал смысл, подтекст происходящего не только на сцене, но и в душе каждого персонажа "Пиковой дамы". Подобно тому, как в своих симфониях, в этой опере композитор разрабатывал две основные темы. Одну из них, связанную с тайной трех карт, составляют два мотива, из интонаций которых вырастают многие темы оперы. Другая - тема любви. На разработке этих тем построена музыкальная драматургия всего сочинения.

В операх "Орлеанская дева" и "Мазепа" Ч. вновь обращается к исторической тематике, выбирая остродраматические сюжеты с напряжённо развивающимся действием. Обе оперы изобилуют конфликтными ситуациями и широко развёрнутыми, эффектными массовыми сценами. Однако и здесь основное  внимание композитор уделяет психологической драме, а исторические события служат лишь фоном для неё. Особое место в оперном творчестве Ч. занимает "Чародейка", в которой бытовой сюжет поднят до уровня трагедии. Психологическая  драма, основанная на столкновении сильных страстей и характеров, соединяется в этой опере с народной драмой. Яркие динамичные массовые сцены представляют собой не только живописный жанровый фон, но и несут важную драматургическую нагрузку.

Последняя (одноактная) опера  - "Иоланта" - один из выдающихся образцов светлой лирики. Непрерывно нарастающее стремление к радости составляет основную линию всего действия. Это итог  всей оперной части творчества Чайковского. Незабываемую галерею типических образов - сильных и впечатляющих - создал Ч. в своих операх. С большой лирической теплотой и подлинным драматизмом передавал он искренние переживания людей. Богатство и выразительность вокальной мелодики соединяются в операх Ч. с напряжённым симфоническим развитием, позволяющим передавать динамику душевных состояний, психологический подтекст действия. Вместе с Чайковский относился с большим вниманием к законам сцены, добивался гибкости музыкальных характеристик и тщательной обрисовки бытового или исторического фона, подчёркивая, что опера-искусство не только музыкальное, но и зрелищное.

Из менее масштабных произведений большое распространение в быту получили лирические или жанрово-характеристические пьесы. Среди них выделяется цикл "Времена года" (1875-76), в котором даны зарисовки картин русской природы и быта. Некоторым пьесам Ч. давал названия, заимствованные из вокальной музыки (напр., романс, баркарола). Широко претворены в фортепианном творчестве Ч. также жанры популярных бытовых танцев. Также  одну из важных областей творчества Ч. составляют романсы. Романсы Чайковского относятся к вершинам русской вокальной лирики. Высокое мастерство и исключительная доступность, новаторство, а главное — предельная искренность лирического высказывания — все это сделало романсы Чайковского популярными среди самой широкой аудитории. Романсы, написанные после «Евгения Онегина», во второй период творчества, в отличие от названных выше, отличаются открытостью чувства и прямолинейностью его выражения (ор. 38—1878 г. и ор. 47— 1880 г.). Оба цикла романсов относятся ко времени, когда композитор преодолел тяжелый душевный кризис. Навстречу жизни, счастью — такова художественная направленность таких романсов, как «Серенада Дон Жуана», «То было раннею весной», «О, если 6 ты могла», «Благословляю вас, леса», «День ли царит», который можно назвать романсом-арией с большим инструментальным вступлением и заключением, с широким, почти симфоническим развитием. Каждый элемент музыкальной речи здесь предельно выразителен. Вступление, очень близкое по типу к оперному, полное сосредоточенного раздумья, с выразительнейшими паузами, как бы передает постепенную кристаллизацию чувства, выливающегося затем в ликующей радостной мелодии (Allegro agitato).

Композитор особенно ценил эмоционально-музыкальную сторону поэзии, выходящую за пределы точных понятий и представлений. Этим объясняется отчасти  то обстоятельство, что, горячо любя и ценя Пушкина, создав на его сюжеты свои лучшие оперные произведения, Чайковский лишь дважды обратился к его творчеству в своей вокальной лирике. Ясность и точность пушкинской поэтической речи не допускала той свободы интерпретации, которую давали, например, стихи Фета. А. Фет и А. К. Толстой — вот два поэта, творчество которых послужило стимулом для создания лучших романсов Чайковского. Музыка романсов Чайковского далеко выходит за пределы выражения лишь смутной тоски и печали, содержащейся в стихах.

В 1880-х и в начале 1890-х годов Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. Так, после лирической оперы "Евгений Онегин" он создает в 1879 году героико-патриотическую оперу "Орлеанская Дева" по трагедии Шиллера. К историческому прошлому относится и сюжет следующей оперы - "Мазепа" (1883) по поэме "Полтава" Пушкина. Следующая опера этого десятилетия - "Чародейка" (1887) по драме И.А. Шпажинского - лирико-трагическая и одновременно народно-бытовая опера. На рубеже нового десятилетия - в 1890 году - появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики - опера "Пиковая дама" на сюжет одноименной повести Пушкина.

В 1880-е годы композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений. Впервые он обращается к жанру сюиты, пишет программную симфонию "Манфред" (1885), Пятую симфонию (1888). Появляются новые увертюры - "1812 год" (1880), "Гамлет" (1888). В начале 1880-х годов он создал блестящее, ярко народное по языку "Итальянское каприччио" для симфонического оркестра, продолжившее традиции испанских увертюр Глинки. В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал свое известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвященное памяти Н. Рубинштейна. В 1880-е годы он написал большое количество психологических романсов (например, трагический романс "На нивы желтые..."), а наряду с этим - цикл светлых поэтических детских песен. В конце 1880-х годов написан второй балет Чайковского "Спящая красавица".

Одним из приемов оперной драматургии Чайковского служат лейтмотивы, то есть неоднократно появляющиеся, выразительные и легко запоминаемые мелодии и темы, которые характеризуют то или иное действующее лицо, душевное состояние героя, чувство, а порой имеют более обобщенный смысл (например, образ судьбы).Чтобы слушатели лучше понимали и запоминали музыкальное содержание оперы, Чайковский нередко пользовался повторениями больших мелодических построений. Например, в опере "Евгений Онегин", в известной сцене "Письма Татьяны", он создал всю богатую и содержательную музыку на основе всего лишь четырех главных тем. Или в опере "Пиковая дама": в момент первого появления на сцене главного героя Германа в оркестре звучит выразительная задумчивая мелодия, в то время как другие действующие лица обмениваются отдельными фразами-репликами. И лишь через некоторое время эта мелодия переходит в партию Германа: он поет ариозо "Я имени ее не знаю". Так еще до монолога героя его характеристика дается оркестром.
В письмах и музыкально-критических статьях Чайковский неоднократно высказывался против композиторов, которые изгнали из оперы установившиеся в классической опере формы (арии, ансамбли, хоры).
Сам он часто использовал установившиеся оперные формы то в их классическом виде (например ария князя Гремина в опере "Евгений Онегин"), то в виде сцен-монологов или сцен-диалогов. Такой сценой-монологом является знаменитая сцена "Письма Татьяны" в "Онегине", сценой-диалогом - последняя картина этой оперы. В этих сценах нет завершенных сольных арий или дуэтов музыка развивается свободно, гибко отражая смену чувств, переживаний героев.
Все эти особенности музыкальной драматургии, составляющие индивидуальный стиль Чайковского как оперного композитора, сложились не сразу. Он прошел длительный путь постепенного совершенствования своей музыкальной драматургии. оперного искусства - оперы эпические, драматические, сказочные и т. п., - Чайковский предпочитал музыкальную драму. Он работал почти исключительно над этим видом оперы. В каждом оперном сюжете он искал центральный конфликт, то есть такой момент в развитии действия, когда противоположные борющиеся силы сталкиваются друг с другом. Столкновение это обычно обусловливалось сложными отношениями действующих лиц друг к другу. Такие конфликтные сцены становились главными, основными в опере, они составляли ее драматический и музыкальный центр. Подобной сценой в "Онегине" является сцена ссоры Онегина и Ленского на балу у Лариных, в "Пиковой даме" - сцена Германа и старой графини в четвертой картине оперы. После центральной конфликтной сцены действие оперы обычно идет к трагической развязке.

В области камерно- инструментальной  музыки  развивается практически тот же круг образов, который получил воплощение в его симфоническом  творчестве.
В камерной музыке сильно отразилась его богато одаренная музыкальная натура, иногда преступавшая границы этого рода музыки. Его техника иногда выходила из рамок и представляет для исполнителей большие трудности. В области романса Ч. - замечательный лирик. Вообще, какого бы рода музыки Ч. ни касался, всюду он приносил обаятельный, чрезвычайной красоты мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыки скорее пленяют своей красотой, своим мягким лиризмом, чем возбуждают истинно молитвенное настроение. Вся музыка Ч. проникнута преимущественно русским складом

Художник-патриот, любивший свою страну и свой народ, Чайковский  был тесно связан с передовой русской культурой 19 в. и воплотил в своём творчестве её лучшие прогрессивные стороны. Как и композиторы "Могучей кучки", он творчески развивал традиции М. И. Глинки, используя богатейший опыт отечественного и мирового музыкального искусства для решения новых художественных задач, выдвигавшихся современной ему жизнью. Борьба человеческой личности за свободу, право на счастье - основная, ведущая тема всего творчества. Столкновение сильного и страстного стремления к полноте жизни и чувства с жестокой враждебной действительностью служит источником острого напряжённого конфликта, часто получающего трагический исход. Проницательный художник-психолог, Чайковский раскрывал внутренний мир человека в различных его проявлениях - от мягкой лирической задушевности до захватывающего трагизма. Светлое жизнеутверждающее начало воплощалось им в картинах нар. торжества и веселья или в идеально прекрасных поэтических образах, выражающих романтическую мечту о цельной и гармоничной жизни. Тесная связь с интонационным строем русской  народной  песни и городского  романса определила её доходчивость, способность легко и быстро овладевать массами. При этом почерпнутые из жизни бытующие интонации Ч. умел поднять на высоту большого эстетического обобщения и придать им важнейшее смысловое значение. Чайковского также очень интересовали быт, нравы разных народов и, конечно, их музыкальный фольклор. Пожалуй, нет в творческом наследии Чайковского произведения, поводом к сочинению которого не послужили бы те или иные факты из его биографии. И даже если на первый взгляд автобиографичность некоторых произведений не обнаруживается, то при глубоком изучении она обязательно Чайковский - композитор постоянно на протяжении всего творческого пути стремился к совершенствованию своего мастерства. Музыка Чайковского занимает очень большое место в духовной жизни людей нашего времени.

 

Список использованной литературы:

1Берберова Н.Н «Чайковский. История одинокой жизни»  http://www.koob.ru/berberova_nn/chaikovskii

2Познанский А. Пётр Чайковский. Биография. (В 2-х т.) ― СПб.:Вита Нова, 2009.

3Игорь Глебов (Асафьев Б. В.) П. И. Чайковский: его жизнь и творчество. — Петроград, 1922

4Альшванг А. А. Опыт анализа творчества П. И. Чайковского (1864—1878), М.-Л., 1951; Чайковский, M.,1959

5Туманина Н. В. Чайковский: путь к мастерству 1840—1877. — М., 1962

6.Туманина Н. В. Чайковский: великий мастер 1878—1893. — М., 1968

 

7Воспоминания о П. И. Чайковском. — М. 1962; Изд. 4. испр. Л., 1980.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн