Картинки с изображением земноводных и пресмыкающихся.
Шапочки на каждого ребенка с изображением животных.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости пришел Иван – царевич. Отец приказал ему жениться, и он хочет попросить вас о помощи. ( входит Иван – царевич)
- Приветствую вас, юные умники и умницы. Хочу жениться на царевне – лягушке, но боюсь стрелять в болота. Вдруг мою стрелу найдет какая-нибудь старая жаба или черепаха. Можете мне помочь ? Ступайте на болота, найдите царевну – лягушку и отдайте ей стрелу. А я пойду после вас, увижу невесту и заберу ее во дворец. Справитесь?
- Да! ( дети забирают у Ивана-царевича стрелу)
2. Сообщение темы.
Перед путешествием, ребята, нам нужно вспомнить, кто такие земноводные и пресмыкающиеся, чем они похожи и чем отличаются, где живут, чем питаются ( говорит логопед )
- Дети называют животных и рассказывают о них:
« Земноводные и пресмыкающиеся могут жить и в воде и на суше. Многие из них питаются насекомыми и пауками. Некоторые пресмыкающиеся хищники ( крокодил и змея, водные черепахи Многие питаются растениями. Пресмыкающиеся откладывают яйца, из которых появляются детеныши, а земноводные мечут икру в воде.
3. Образование притяжательных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.
Ребята, для того, чтобы попасть на болота, где живут земноводные и пресмыкающиеся, нам нужно превратиться в этих животных. Так мы сможем пройти через болота незамеченными и найти царевну-лягушку.
Превратиться сможет тот, кто правильно ответит на мой вопрос
- Как называется маленькая ящерица?
- Ящерка ( ребенок надевает шапочку ящерицы и становится ей)
- Как называется огромная саламандра?
- Саламандрище ( надевает шапочку)
- Чей это портрет? ( логопед показывает на крокодила)
- Крокодилий.
- Как назовем маленького тритона?
- Тритончик.
- Как назовем огромную жабу?
- Жабища.
- Чей это портрет?
- Черепаший.
- Как называется маленькая змея?
- Змейка.
- Чей это портрет?
- Лягушачий.
4. Психогимнастика.
Теперь, ребята, нам нужно попасть на болота, туда, где живет царевна-лягушка. Сейчас ныряем в реку и выныриваем в лесу, где много болот. При этом нам необходимо изображать повадки этих животных, чтобы жители болот не испугались нас и не разбежались, а приняли за своих.
( дети изображают, как ползает змея, черепаха, прыгают лягушка и жаба, плавают тритоны и саламандры, бегает ящерица )
5. .Образование сложных слов
Ну вот, ребята, мы и прибыли в те места, где живут пресмыкающиеся и земноводные. Видите, они окружили нас со всех сторон и спрашивают кто мы такие. Мы должны отвечать правильно, иначе, они поймут, что мы на самом деле дети из детского сада, а не животные.
- Ящерица, у тебя длинный хвост, значит ты какая?
- Длиннохвостая.
- А у тебя, Крокодил, толстая кожа,
значит ты какой?
- Толстокожий.
- А ты, жаба, живешь и в воде и на
земле, значит, ты какая?
- Земноводная.
- А ты, лягушка, любишь есть
Насекомых. Ты какая?
- Насекомоядная.
- А ты, черепаха, ешь траву.
Значит ты какая?
- Травоядная.
- А у тебя, тритон, холодная кровь.
Значит, ты какой?
- Холоднокровный.
- А если какой-то предмет похож
На тебя, змея. Он какой?
- Змеевидный.
- саламандра, а у людей теплая кровь.
Они какие?
- Теплокровные.
Молодцы, ребята, все ответили правильно. Земноводные и пресмыкающиеся признали в нас своих сородичей. И сейчас спрашивают, зачем мы пришли в их лес?
6. .Подбор эпитетов.
- Мы хотим найти царевну – лягушку.( говорит один ребенок )
- Да, мы знаем такую лягушку, она живет на острове.
- А вы знаете, что такое остров? ( говорит логопед)
- Это часть земли, окруженная со всех сторон водой ( ответ детей)
- Чтобы попасть на остров, каждый из вас должен построить себе мостик из рассыпанных слов и по нему пройти на остров.
- Лягушка, бревно, сидеть, на
- Лягушка сидела на бревне. ( ребенок берет доску, кладет ее на пол и по ней аккуратно проходит на «остров»- построенный из кубиков круг с надписью «ОСТРОВ»)
- Жаба, с, прыгать лист.
- Жаба прыгнула с листа.
- Крокодил вода, нырнуть, в
- Крокодил нырнул в воду.
- Выползать, черепаха, болото, из
- Черепаха выползла из болота.
- Прятаться, тритон, под, коряга
- Тритон спрятался под корягой.
- Из–под, саламандра, выскочить, гриб.
- Саламандра выскочила из-под гриба.
- Куст, змея, заползать, за
-Змея заползла за куст.
- Дерево, из-за, выглядывать, ящерица.
-Ящерица выглянула из-за дерева.
8. Психогомнастика.
Ну вот мы и на острове. Вдруг остров закачался. Тяжело устоять на нем, но мы сможем. Тело раскачивается во все стороны, а ноги крепко стоят на земле.( дети изображают, как они удерживаются на суше)
- Землетрясение закончилось, но послышался ужасный вой, нам страшно, но мы не уйдем с острова ( дети изображают страх )
- Наверное, царевна-лягушка нас испытывает. Она же не знает, кто мы и откуда. Давайте громко скажем об этом.
- Мы дети из детского сада и пришли отдать тебе стрелу Ивана-царевича. ( после этих слов под ноги детям падает конверт. Логопед открывает этот конверт и читает текст )
9..Деление слов на слоги.
- Я не верю, что вы дети и принесли мне стрелу. Вдруг вы хотите меня похитить. Я знаю, что дети в детском саду очень умные и грамотные.
Если вы сможете выполнить три моих задания, я поверю вам и покажусь, чтобы забрать стрелу. А вот и первое задание:
Чтобы выбраться с острова, пишет лягушка, нужно сделать столько прыжков, сколько слогов в названии вашего земноводного и пресмыкающегося. ( дети считают слоги хлопая в ладоши и прыгают через полоску воды на сушу, делая столько шагов, сколько слогов в названии из животного )
9.Чтение слов и предложений. Исправление ошибок. Повторение правил правописания.
- Следующее задание лягушки потруднее. У них в лесной школе ученики делают много ошибок, когда пишут. Мы должны эти ошибки найти и исправить. ( дети получают карточки с написанными словами и предложениями, находят ошибки, рассказывают о них, повторяя таким образом правила правописания предложений, правописание звонких согласных в конце слов, имен, кличек, названий городов, написание разными цветами гласных, твердых и мягких согласных. )
- А вот и последнее задание: на карточках написаны слова, в которых пропущена последняя буква П или Б, вставьте вместо точки эту букву и напишите проверочное слово ( дети садятся за парты и выполняют задание, затем выходят и рассказывают всем, почему они поставили букву П или Б0
10. Итог
- Ну, вот. Мы справились со всеми заданиями. Как вы думаете, лягушке понравилось? ( ответы детей)
- А могла ей что-то не понравиться в нашем путешествии?( ответы)
- А вам что не понравилось? А что понравилось больше всего?
- Давайте внимательно смотреть, лягушка должна появиться. ( входит царевна- лягушка, низко кланяется детям, говорит спасибо, берет стрелу.
В это время входит Иван – Царевич и тоже благодарит детей за то, что нашли его невесту. Все счастливы.