Урок математики в 1 классе
Школа 2100
Тема урока: Число 7. Цифра 7.
Цель урока: Формирование представления о числе 7 и цифре 7.
Задачи урока: 1.Создать условия для самостоятельной постановки темы и цели урока, аргументированной оценки своих действий;
2.Развивать математическую речь, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, рассуждать, обобщать;
3. Совершенствовать умение работать в паре: слушать и слышать собеседника, критически оценивать работу свою и товарища, оказывать помощь друг другу;
4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, чуткость к чужой беде;
Оборудование: числовые отрезки, цифровые веера, модели чисел, презентация «За семью замками», таблички по составу чисел 5 и 6 (с «пляшущими» человечками), таблица с алгоритмом изучения чисел, смайлики на липкой основе.
Этапы урока
|
Содержание деятельности
|
Формирование
УУД
|
Результаты
реализации
ООП
|
Приложение
примечания
|
учителя
|
обучающихся
|
Орг.момент
|
-Звенит звонок. Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка? Ручка? А тетрадка?
-У нас сегодня много гостей. Не страшно? Как настроение?
|
Поднимают предметы
-Наши ушки на макушке.
Глазки широко раскрыты. Слушаем, запо-
минаем, ничего не забываем.
Показывают настроение:
Отличное – вытянули руки вверх; спокойное – локти на парте, руки вверх; плохое – голову положили на руки, лежащие на парте;
|
Регулятивные:
умение контролировать свою готовность к уроку;
осознание себя как ученика;
Личностные:
эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям; нравственно-этическая ориентация; Коммуниктивные: (здесь и далее)
владение невербальными средствами общения;
|
Развитие речи
|
|
Постановка темы и цели урока
|
- У меня сигнал. Нужно срочно посмотреть в компьютер.
-Что бы это могло значить? Смотрим дальше или остановимся, пока не поздно?
-Поможем мальчику!?
-Что вы видите на экране?
-Вы заметили, что он какой – то странный?
-Здесь есть какое-то послание!
-Ребята, Семёрка в беде. Поможем ей выбраться из заточения?
-Давайте, не теряя времени даром, сформулируем тему и цель сегодняшнего урока.
|
Читают название презентации первого слайда.
Дети делают выбор
Дети делают выбор
-Числовой отрезок.
- У него вместо цифры 7
знак вопроса.
Читают текст слайда.
Отвечают на вопрос учителя
-Мы сегодня будем изучать число 7. Научимся правильно писать цифру 7, узнаем её местоположение в ряду чисел, узнаем, какобразуется число,
познакомимся с её составом…
|
Познавательные
(здесь и далее): Смысловое чтение, извлечение информации, познавательный интерес;
Регулятивные: саморегуляция (прео-доление препятствий)
Познавательные:
Анализ объекта с целью выделения несоответствия;
смысловое чтение;
извлечение информации;
Личностные: нравственно-этическая ориентация;
Регулятивные:
целеполагание; планирование;
Познавательные:
произвольное и осознанное построение речевого высказывания;
|
Навыки слогового осознанного чтения
Знание числового отрезка
|
Слайд 1.
«За семью замками»
Слайд 2. Малыш за компьютером задаёт вопрос: «Что такое?»
Слайд3.
Числовой луч, на котором вместо цифры 7 стоит знак вопроса.
Текст слайда: Ребята, помогите. Злая Бяка украла принцессу семёрку и спрятала её за семью замками. Замки откроются если вы сумеете выполнить все задания. Ваши друзья цифры.
|
Актуализация знаний
|
- Замки быстрее откроются, если мы перед тем, как отправиться в путь потренируемся. Ведь мы идём не куда-нибудь, а в царство Математики.
Перед вами на партах числовые отрезки.
Мы сейчас поработаем в парах: сегодня слева – ученики, справа – учителя.
- Заслужили ли ваши ученики улыбку?
-У кого были ошибки? Как вы думаете, почему это произошло? Что посоветуем?
-В какой закономерности располагаются числа в числовом ряду?
- А теперь поиграем в игру «Отвечай, не зевай».
Я называю число, а вы показываете следующее.
4 3 2 5 1 7 8
-Как получить следующее число?
-Я называю число, а вы показываете предыдущее
10 8 2 6
-Как получить предыдущее число?
-Что стоит между 3 и 5? между 2 и 4?
-Что стоит справа от 5, слева от 4?
-Ребята, посмотрите у меня на доске пляшущие человечки просят о помощи.
-Как им помочь?
(постановка проблемы).
-Тренировка окончена. Как подготовились?
Что не удалось? Почему?
Как настроение?
|
-Считают до 10 и назад;
-считают через одно число;
-считают через два числа;
Отвечают. Улыбаются друг другу.
Слева стоят числа меньше, а справа больше.
5 4 3 6 2 8 9
-Прибавить один!
9 7 1 5
Вычесть один!
-Число 4, число3;
- Число 6, число3;
Дети высказывают предположения, анализируют их, определяют правильное;
Повторяют состав чисел5 и 6
Высказывают своё мнение.
Показывают настроение.
|
Коммуникативные:
умение слышать товарища и критически оценивать его;
Регулятивные: контроль; коррекция; оценка на эмоциональном уровне;
Познавательные:
Построение речевого высказывания, формулирование вывода на основе анализа;
Познавательные:
интерес к изучаемому материалу, построение логической цепи рассуждения;
Познавательные:
анализ;
Личностные: нравственно-этическая ориентация;
Познавательные:
создание способов решения проблемы;
Коммуникативные:
умение слушать и слышать, уважение чужой точки зрения, участие в обсуждении проблемы;
Познавательные: произвольное, осознанное построение речевого высказывания; использование невербальных способов общения;
Регулятивные
самоанализ, оценка на эмоциональном уровне;
|
Счёт до 10 и назад
Свойства числового ряда
Представление о предыдущем и следующем числах и их получении;
Знание последовательности чисел
Знание
состава чисел 5 и 6.
Развитие речи
|
Веера цифр
|
Введение нового материала
|
- Перед нами первый замок.
Прочитаем задание.
- Назовите соседей
числа 7.
Замок открылся! Как настроение?
Замок 2.
-Рассмотрите, каким образом образована лесенка.
Сколько кубиков было в последнем столбике?
Как сделать, их стало чтобы 7?
-Каким числом является 7 по отношению к числу 6:
Замок не открылся, значит нужно ещё потрудиться.
Сосчитайте, сколько предметов?
Как получили 7?
.
-Замок открылся. Как настроение? Почему?
Замок 3.
-Познакомимся с
цифрой 7. (Показываю цифру)
-Рассмотрите образец правильного написания цифры на экране. Прокомментируйте.
- Давайте напишем цифру на ладошке, на спине соседа, в воздухе вместе со мной.
-Давайте потренируемся записывать красиво, аккуратно и правильно цифру 7 в тетради.
-Проверьте работы друг у друга.
-Кому понравилась работа соседа?
- Под самой красивой цифрой поставьте красную точку. Подарите друг другу улыбки.
- Очередной замок открылся! Как настроение?
|
Читают задание, составляют модельный ряд в парах (учителя и ученики поменялись ролями), отвечают на вопросы
Показывают настроение!
-Каждая новая ступенька больше на 1.
-Было 6.
-Добавить 1.
-Следующим.
Дети называют количество предметов на слайде и называют, каким образом было получено это число.
2 и 5, 3 и 4, 6 и 1, 4 и 3
Дети показывают настроение.
Комментируют.
Выполняют задания учителя.
Дети пишут цифру 7 по образцу в рабочей тетради
Проверяют работы, улыбаются.
|
Познавательные:
кодирование информации;
Коммуникативные:
умение слышать, контролировать действия товарища
Регулятивные
самооценка на эмоциональном уровне; использование невербальных способов общения;
Познавательные:
осознанное построение высказывания; анализ;
Познавательные:
Синтез – составление целого из частей;
Регулятивные: самооценка на эмоциональном уровне; использование невербальных способов общения;
Познавательные:
интерес к изучаемому анализ;
построение речевого высказывания;
Регулятивные: планирование;
Регулятивные:
Самооценка, контроль и оценка работы товарища;
|
Знание
местоположение числа 7 в числовом ряду.
Знание
образования следующего числа
путём прибавления единицы;
Развитие речи.
Счёт предметов.
Развитие речи
Навыки каллиграфического письма
|
Слайды 4 и 5
Модельный ряд, в котором модели чисел 6 и 7 поменялись местами.
Слайд 6.
Лесенка из кубиков, в последнем ряду 6 кубиков, рядом лежат ещё кубики.
Слайд 7.
4 ряда предметов,
разделённых пробелом (машинки, мячики, ёлочки, листочки)
Слайд 8.
Образец написания цифры 7
Тетрадь на печатной основе
|
Первичное закрепление
|
Замок 4.
Составляем выражения по схеме.
-Проверьте работы друг у друга. Покажите жестом как справились.
-Какое правило повторили?
-Замок открылся. Как настроение?
|
Дети составляют равенства, записывают их в тетрадь:
6 +1=7 7-1=6
Проверяют, оценивают друг друга.
-Если к числу прибавить один, получим следующее число, если от число вычесть один, получим предыдущее число.
Показывают настроение.
|
Познавательные:
раскодирование информации.
Регулятивные:
Самооценка, контроль и оценка работы товарища;
эмоционально-волевая саморегуляция;
Познавательные:
применение ранее изученного правила;
|
|
Слайды 9, 10
Схемы:
|
Самостоятельная работа
|
Замок 5.
- А теперь нам предстоит поработать самостоя-тельно. Необходимо по картинкам, данным на слайде составить три числовых выражения и записать их в тетрадь.
Кто, не может выполнить задание самостоятельно обращается за помощью к товарищу или ко мне.
|
Дети составляют выражения:
4 + 3=7, 5 + 2 =7,
6 + 1 =7
|
Познавательные:
интерес; анализ и синтез;
|
Знание и умение составлять числовые выражения, находить их значение; состав числа 7;
|
Слайды 11,12, 13
|
Повторение пройденного
|
Замок 6.
- Каких звёзд больше? Как доказать разными способами? (Создаю проблемную ситуацию)
-Чего меньше?
-Прочитай неравенства исправь ошибки.
(Создаю проблемную ситуацию)
7>6 , 6 >7, 1< 7,
2<7, 7 > 3,
-Справились?
Замок открылся? Как настроение? Почему?
Замок 7
Разгадай ребусы:
Р1а, с3 ж, ви 3 на;
|
Высказывают предположения, обсуждают, образуют пары, формулируют ответ.
-Жёлтых звёзд больше, чем красных.
- Тучек – 6, солнышек -7. 6 на числовом отрезке стоит левее, а 7 правее, значит 6 меньше 7.
Тучек меньше, чем солнышек.
Мальчик находит ошибку на экране,
исправляет ошибку.
Показывают настроение. Комментируют.
Разгадывают ребусы.
|
Познавательные:
решение проблемы; построение речевого высказывания, отстаивание своей позиции;
Познавательные:
познавательный интерес, поиск решения проблемы; отстаивание выбора.
Познавательные:
декодирование информации
|
Знание неравенств, закономерности расположения чисел на числовом отрезке.
|
Слайд 14.
Слайд15
Слайд16
Слайд17
|
Рефлексия
|
-Все замки открылись. Принцесса семёрка на свободе! Она говорит вам:
-Как настроение? Устали? Почему?
Давайте подведём итоги.
-С кем мы сегодня познакомились?
-Чему учились?
Что у нас получилось? Что не получилось? Почему? Чему ещё предстоит учиться
- Мне понравилось, как вы сегодня потрудились. Я хочу подарить вам свои улыбки (раздаю смайлики).
|
Читают текст слайда: Молодцы! Спасибо!
Ответы детей
|
Регулятивные:
Эмоционально-волевая саморегуляция;
Саморегуляция, прогнозирование;
|
Выразительное чтение
|
Слайды 18,19
|
Домашнее задание
|
-Ребята, мы сегодня многое узнали про цифру 7, но многое ещё предстоит о ней узнать. Ведь эта цифра очень интересная. Я прошу вас дома спросить у родителей, какие пословицы с числом семь они знают, в названиях каких произведений встречается число 7.
|
|
Познавательный интерес.
|
|
|
Физ. минутка
«Запрещённое движение» (проводится по мере того как учащиеся устанут)
|
|
Физ. минутку проводят три дежурных ученика, каждый для своего ряда.
|
Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил;
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Сказки, сочинённые детьми.
Корень Карина.
Однажды на скамеечке сидели три цифры – феечки. Хвастались друг перед дружкой, кто людям нужнее: пятёрка, семёрка. Восьмёрка. Больше всех красовалась семёрка, вела себя надменно, разговаривала с подружками свысока: «Меня люди больше всех любят, чаще чем вас вспоминают» Стала она пальцы загибать:
- В неделе дней – 7!
- В радуге цветов - 7!
- Самое главное слово и то состоит из цифры 7: Семь я!
- В сказках у козы 7 козлят, в кино есть агент - 007!
- В волшебной стране есть цветик – семицветик, он все желания исполняет.
- Чудес на свете тоже семь: одно из них – висячие сады Семирамиды.
- И, наконец, состою я из пятёрочек и двоечек, самых важных оценок для школьников.
«Вот-вот, - ответили подружки феечки, - ты без других ничего не значишь. Семь - я без любви и уважения – не семья.
У каждого дня недели – своё имя. Семь козлят без одной мамы в беду попали. Так что надо нам жить дружно и не хвастаться»
На том и порешили.
Шарыгина Злата.
Жила семья из семи человек. Мама, папа, бабушка, дедушка и трое детей. Слово семья – это 7 «Я»!
Пословицы и поговорки:
· Семеро одного не ждут.
· Семь раз отмерь, один – отрежь.
· За семь вёрст киселя хлебать.
· Седьмая вода на киселе.
· Один с сошкой, семеро с ложкой.
· Семь пятниц на неделе.
· У семи нянек дитя без глазу.
Произведения:
«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина,
«Цветик-семицветик» В.Катаеева, «Семь подземных королей» В.Волкова
|
На: Число7. Цифра 7
Здравствуйте!