Тема: «Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и представлению зимних деревьев. Беседа о красоте зимней природы.
Цели: Учить детей рисовать объекты и не сложные сюжеты по представлению; изображать внешнее строение деревьев, направление ветвей, величину ветвей по отношению к стволу дерева, красиво располагать деревья на листе бумаги. Дать понятие о линии и пятне как художественно - выразительных средствах живописи. Осуществлять межпредметные связи ИЗО и литературного чтения. Развивать эстетическое восприятие природы. Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукции картин – И. Шишкин «На севере диком…», А. Пластов «Первый снег», фотографии зимних пейзажей, образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…», загадки о зиме.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
Учитель: Ребята, вспомните, как надо готовить к работе краски. (Ответы детей.)
Верно, надо в каждый из цветов красок капнуть по нескольку капель воды.
II. Постановка темы урока.
Учитель: Чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
Учитель: Как изменились деревья с наступлением зимы?
О ком эти строки?
Сердита матка,
Да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем. (О зиме)
Учитель: Сегодня мы будем рисовать зимнее дерево по памяти и представлению.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Вспомните деревья, которые вы наблюдали в лесу, во дворе, в парке на экскурсии.
Деревья бывают высокие и сильно разветвлённые. Различен и характер стволов:
Одни высокие, стройные; другие-раздвоенные…
IV. Анализ произведений изобразительного искусства.
Учитель: Перед вами репродукция картины И.И.Шишкина « На севере диком…» (1891г.)
Иван Иванович Шишкин, один из русских пейзажистов, живописец, родился 25 января 1832 года в городе Елабуге. Пейзаж – изображение, какой – либо местности, природы. Среди русских пейзажистов И.И.Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов, трав. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах. Многие его произведения выставлены в московской Третьяковской галерее. Умер он скоропостижно, 8 марта 1898 года.
Рассмотрим репродукцию картины. Что вы видите? (Ответы)
В центре огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне дальнего иссиня – голубоватого тёмного ночного неба.
Также тёмным иссиня – голубоватым пятном ложится тень от сосны на высоком, покрытом глубоким, сверкающим под лунным светом снегом, крутом холме.
Линия искрящегося освещённого луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувство печали, грусти, которым пронизана вся картина. И сразу вспоминаются полные очарования строки стихотворения М.Ю.Лермонтова:
« На севере диком
Стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь,
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…»
V. Работа над новым материалом.
Учитель: Хорошо ли видны деревья и красота их очертаний на фоне заснеженной земли?
Обсуждение композиций рисунка.
В зависимости от замысла рисунка лист бумаги располагаем вертикально или горизонтально. Определить размеры изображений, их расположение в плоскости листа.
Надо так скомпоновать изображения, чтобы они были и не слишком мелкие, и не слишком крупные, при этом они не должны быть слишком сдвинуты вправо или влево. Сначала можно сделать наброски.
VI. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
Посмотрите, как я выполню быстрый линейный набросок и завершу работу в цвете.
• Вначале линией намечаем границу расположения земли и неба.
• На земле размещаем деревья. За деревьями на рисунке будет небо. Намечаем одно дерево большое, другое меньше; одно толще, другое тоньше, как это бывает на самом деле.
• Сначала рисуем ствол – он книзу всегда толще, особенно у больших деревьев. От ствола рисуем сучья длинные и изогнутые, на них много веток.
• Выполняем завершающую стадию – работу в цвете.
Какие выберем краски?
Используем палитру для смешивания красок и получения новых цветов. Хорошо промывайте кисть. Не нужно много воды.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните самостоятельно рисунок в той последовательности, какую я вам показала. Место, отведённое под землю, покрываем белым цветом, затем намечаем деревья. Белой краской кончиком кисти можно изобразить падающий снег и шапки снега на ветвях.
VIII. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Давайте обсудим ваши работы. У кого и что получилось наиболее удачно.
Перед вами лучшие работы…. Эти работы отличаются грамотной компоновкой….
2. Обобщение изученного материала.
• С произведением, какого художника вы сегодня познакомились?
• Как называлось?
|