О РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Submitted by Людмила Михайловна Рубцова on пн, 29/08/2011 - 13:32
О РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАЛЬНЫХ
ЗАДАЧ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Из многолетней практики педагогической работы в начальной школе я убедилась, как важно, стремясь реализовать образовательные задачи урока, осуществлять и воспитательные.
Хочу поделиться опытом своей работы, который, по - моему мнению, углубляет и расширяет взаимосвязи образовательных и воспитательных задач урока.
Всем ясно, что достучаться до детского сердечка легче всего через эмоции. Поэтому на многих уроках я стала использовать тексты песен. Подбираю их таким образом, чтобы они были нравственного направления и соответствовали уровню сознания и восприятия детей.
В начале рабочего дня записываю на доске часть текста песни и использую его на уроках. Приведу пример (данный текст использую в 4 классе):
"Что может быть лучше России?
Когда на сентябрьском ветру
В малиновых красках осенних
Роняет листву поутру.
Спросите у белой березы,
Где ночью не спит соловей:
Что может быть лучше России-
Судьбы и надежды моей?"
На уроке литературного чтения я организовываю работу по данному тексту в форме: "Эмоциональная зарядка". Делю класс на группы.
Задание I группе: 1. Прочтите текст с целью: определить ритм.
2. Попробуйте движениями кистей рук показать ритм.-
Какие получаются движения? Что помогло определить
ритм?
Задание II группе: Давайте попробуем спеть. Какая мелодия? - Отчего это
зависело? Что вам "подсказывало" мелодию?
Задание III группе: Прочтите текст с целью: определить тему и идею.
(Чтобы выполнили быстро, это задание даю детям
посильнее).
На подготовку времени не даю, начинаем работать сразу.
По выполнению каждой группой заданий, озвучиванию небольших выводов,
весь класс получает задание: протанцевать текст.
Учитель: "1. Какие движения "просятся"?
2. Какое настроение? От чего, по-вашему, это зависит?
3. Нужно ли нам при чтении текста учитывать то, как мы пели,
танцевали?
4. Прочтите и выберите то высказывание, которое вам ближе,
которому вы бы хотели соответствовать:
- Россия или другая страна-неважно, лишь бы хорошо жить!
- Россия - судьба и надежда моя!
- Россия - страна хорошая, но я бы хотел жить в более богатой
стране!
- Россия - моя Родина и другой мне не надо!
- Россия будет такой, какой делаем её мы!
5. Это задание я предложила вам, ребята, не для того, чтобы услышать
ваш ответ. Я хочу, чтобы вы ответили сами себе; помолчите,
подумайте над тем, что вы выбрали!
6. Найдите в этом тексте вопросительные предложения, прочитайте их
выразительно!
7. Выскажите своё мнение: являются ли эти предложения обычными
для вас?"
(Если дети не сумели сами, то учитель подводит детей к выводу, что форма
данного вопросительного предложения использована и может быть понята как
утверждение о том, что лучше России - нет страны!) В зависимости от темы, цели урока, виды работ по данному тексту можно использовать не в комплексе
описанных мною заданий и вопросов, а выборочно.
На уроках русского языка данный отрывок из песни можно использовать так:
убрать все знаки препинания, попросить учеников расставить и попробовать обосновать выбор их постановки в предложенном тексте.
Дать задания:
1. Найдите в тексте глагол повелительного наклонения, замените его на
2. синонимичный глагол (наблюдаем, делаем вывод о важности подбора
3. слова для наиболее точного выражения мысли).
2. Найдите в тексте слово, которое соответствует следующим признакам: трехсложное, нарицательное, употреблено в Р.п. ед.ч., согласный звук во втором слоге сонорный, мягкий (березу).
Далее делим класс на группы и даем задания:
Задание I группе: К найденному слову запишите как можно больше
эпитетов.
Задание II группе: Составьте, запишите небольшой текст в научном стиле.
Задание III группе: Попробуйте сочинить стихотворение о березе, запишите
его.
После окончания работ в группах учитель обращается с вопросом: "Как вы считаете, почему береза является одним из символов России?"
На уроках математики по данному тексту можно провести игру "Кто быстрее?"
1. Сосчитайте количество имён прилагательных, данное число увеличьте в 250 раз.
2. Найдите слово, предшествующее слову: листва; сосчитайте в нем количество согласных звуков, составьте выражение, значение которого будет
равно найденному вами числу.
3. Подберите антоним к данному слову(роняет). Что автор хотел подчеркнуть, употребив именно это слово? Составьте, запишите задачу для учеников 1 класса, используя это слово в форме глагола совершенного вида.
Игра "Кто больше?". Нужно со словом "роняет" выполнить следующее задание: Начиная с первой буквы слова и каждой следующей буквы, подобрать на
эту букву термины и понятия, относящиеся к предмету "математика". (Роняет - ромб, радиус; окружность, объем;...).
На уроках окружающего мира можно таким образом построить работу с данным текстом:
1. Прочтите текст, назовите тему.
2. Вспомните самые важные события в истории России.
3. Какие страны граничат с Россией? Почему важна дружба между странами?
Индивидуальные задания можно дать, прежде чем начать беседу с классом:
1. Представь себя составителем толкового словаря; запиши лексическое значения слова: осинник.
2. Разработай свою гипотезу возникновения сентябрьского ветра, обоснуй её.
3. Сделай сравнительную характеристику соловья с любой птицей, о которой
знаешь.
4. Найдите в тексте строки о природе в России. Какой она изображена?
5. Что мы с вами можем сделать, чтобы природа в нашей стране не гибла? Из ваших предложений выберем те, которые мы в состоянии реализовать в ближайшее время.
Ещё пример: 4 класс тема урока №1 "Что такое погода?" На доске записан текст:
У природы нет плохой погоды.
Каждая погода благодать.
Дождь и снег в любое время года.
Надо благодарно принимать.
1. Предлагаю спеть куплет песни, прислушиваясь к тому: какие чувства
2. выражаем при исполнении?
3. С помощью чего мы пытались передать чувства при пении?
(Интонация голоса, взгляд, поза, выражение лица).
Обращаю внимание учеников на слова: безропотно, радостно, восхищенно, безмолвно, и т.д., а ученикам предлагаю графически ответить(да -
Рассуждаем о значении слова благодарно, учим позитивно воспринимать окружающий мир, явления.
Варианты работы с текстами песен многочисленны, такой вид работы позволяет осуществлять межпредметные связи, не разбивать уроки по предметным содержательным блокам; развивает эмоциональную отзывчивость, позволяет проводить частую смену видов деятельности обучающихся.
Конечно, при проведении всех видов работ личность учителя корректирует нравственный выбор обучающихся, проводит их к нему, показывая прямо или исподволь верное направление.