Submitted by Ольга Васильевна Девина on пн, 29/08/2011 - 07:18
ИГРА «Явления природы».5 класс
(3 команды)
ВСТУПЛЕНИЕ: Ведущий: Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений. В нём происходят непрерывно изменения. Посмотрите сюда (слайд). Что мы здесь видим? Так, вот ребята любые изменения, которые происходят с телами, называются явлениями. Рождение звёзд, смена дня и ночи, таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкание молнии при грозе – это явления природы.
- Давайте вспомним: все тела состоят из веществ. Заметим, что при одних явлениях вещества тел не меняются, а при других меняются.
- Явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел, состояние веществ, но вещества остаются прежними, не превращаются в другие, называются физическими явлениями (испарение воды, свечение электрической лампочки, звучание струны музыкального инструмента).
1 конкурс «УГАДАЙ ЯВЛЕНИЕ: (за правильно угаданное явление 1 балл - атом). Найдите физическое и химическое явления:
1) школьный мелок упал и раскололся; в печи сгорели дрова; закипела вода в чайнике; 2) стальной гвоздь заржавел; прозвучал звонок на урок; гребенка, которой расчесались, притянула бумажки; 3) на стене появился солнечный «зайчик»; гвозди притянулись к магниту; бумага сгорела и превратилась в пепел.
- Физические явления чрезвычайно разнообразны. Среди них различают: механические, тепловые, электрические, световые.
ДЕШИФРОВЩИКдля определения порядка старта.
1. Дается образец: Угадать из чего состоит молекула? (АТОМ).
2. Угадать физическое явление (ДИФФУЗИЯ).
3. Угадать химическое явление (ГОРЕНИЕ).
2 конкурс БЛИЦ-ТУРНИР: (за правильный ответ 2 балл)
Физические явления:
1. Если над кастрюлей с кипящей водой поместить зеркальце, то на его поверхности образуются капельки воды. Как это происходит? (Пар превращается в воду).
2. Почему иногда у человека волосы встают «дыбом»? (От электризации)
3. Почему электромонтерам нужно надевать резиновые перчатки? (Резина – изолятор).
4. Что такое гром? (Взрыв раскаленного газа)
5. На каком расстоянии от одиноко стоящего дерева нужно находиться во время грозы? (На 10-15 м).
6. Если вы нечаянно раскололи термометр, то разлившуюся ртуть нужно собрать. Почему необходимо сделать это немедленно? (Пары ртути вредны для здоровья и вызывают сильное отравление).
Химические явления:
1. Куда исчезают опавшие в лесу листья деревьев? (Они подвергаются гниению и превращаются в другие вещества).
2. Какая часть пламени свечи самая горячая? (Внешняя).
3. Как можно потушить горящий бензин? (Погасить песком или углекислым газом из огнетушителя).
4. Почему после каждого урока в классе необходимо открывать форточки?
5. Что выделяют растения днем, а что – ночью? (На свету кислород, а ночью – углекислый газ).
6. Какие вещества называют сложными? (Если они состоят из атомов разных элементов).
ДЕШИФРОВЩИКдля определения порядка старта.
Дается образец: найдите соответствие между словами: октябрь – осень, март – весна, январь – зима, июль – лето.
Объедините в пары следующие слова: вещество, явление, смесь, частица и молекула, морская вода, кислород, таяние льда. (ОТВЕТ: вещество-кислород, явление – таяние льда, смесь – морская вода, частица – молекула).
3 конкурс «КОНКУРС ЗАГАДОК»:(с помощью таблички: ученикам предлагают запомнить номера ячеек выбранного цвета: красные – на улице, желтые – в нашем доме, синие – на кухне). За правильный ответ 1 балл, за угаданную загадку соперника – 2 балла.
1. (желтая) Я под мышкой посижу и что делать укажу: Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр).
2. (красная) Не похож я на коня, а седло есть у меня. Спицы есть … Они, признаться, для вязанья не годятся. (Велосипед).
3. (синяя) Чудо-юдо – не мальчишка. Нос, как хобот у слона,
На макушке самой шишка и рука всего одна.(Чайник)
4. (желтая) В нашем доме под окошком приросла к стене гармошка, Не беда, что не играет – всю квартиру согревает. (Батарея).
5. (красная) С виду это самолет. Крылья есть и есть пилот. Хорошо летать умеет, но мотора не имеет! (Планер).
6. (синяя) Жесткая, дырявая, колючая, корявая, Что на спину ей положат, всё она тотчас изгложет. (Терка).
7. (желтая) Я вам, не хвастая, скажу: я всех друзей омоложу. Идут ко мне унылые, с морщинами, со складками. Уходят очень милыми, веселыми и гладкими. (Утюг).
8. (красная) Не живой я, но шагаю, землю рыть я помогаю. Вместо тысячи лопат я один работать рад. (Экскаватор)
9. (синяя) Четыре синих солнца у бабушки на кухне, Четыре синих солнца горели и потухли. Поспели щи, шипят блины, до завтра солнца не нужны. (Газовая плита).
10. (желтая) То снизу вверх, то сверху вниз
Он целый день послушно ходит.
Ты только к кнопке прикоснись
Он тут же сам к тебе подходит. (Лифт).
11. (красная) Он укажет непогоду, путь на север и на юг,Он всегда со мной в походе, догадайтесь, кто мой друг? (Компас).
12. (синяя) В этом белом сундуке мы храним на полках пищу. На дворе стоит жарища, в сундучище – холодища. (Холодильник).
13. (желтая) Угадай, что мы купили, в комнату едва втащили: Лакированный, огромный, с узкой крышкой ящик черный. Надо клавиши нажать, чтобы звуки услыхать. (Пианино).
14. (красная) Я горячее храню – и холодное храню, Я и печь и холодильник вам в походе заменю. (Термос).
15. (синяя) Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем огонек, Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. (Лампочка).
16. (запасной вопрос) У меня который год ежик в комнате живет. Если пол намазать воском, он натрет его до лоска. (Электрополотер).
Размещено Fri, 16/08/2013 - 07:20 пользователем Ирина Евгеньевна Нудатова.
Отличная подборка материала в презентациях, в сценарии не совсем понятна последовательность действий, но при желании, думаю, можно разобраться. Спасибо за предложенный материал! обязательно воспользуюсь на уроке. Отметила для себя, что в игровой форме отрабатывается и здоровьесберегающий момент. Спасибо!
На: Игра "Явления природы" 5 класс
Уважаемая Ольга Васильевна, спасибо за урок! Очень интересный и живой.
На: Игра "Явления природы" 5 класс
Отличная подборка материала в презентациях, в сценарии не совсем понятна последовательность действий, но при желании, думаю, можно разобраться. Спасибо за предложенный материал! обязательно воспользуюсь на уроке. Отметила для себя, что в игровой форме отрабатывается и здоровьесберегающий момент. Спасибо!