Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Литературная гостиная. Алексей Николаевич Апухтин. Встреча с поэтом.

Фото пользователя Елена Павловна Бутько
Submitted by Елена Павловна Бутько on вс, 28/08/2011 - 20:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бутько Елена Павловна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ № 57" г. Астрахани

Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> <span style="color:black">Программа по литературе в 8-м классе под ред. Т.Ф.Курдюмовой предполагает знакомство с творчеством целой плеяды замечательных русских поэтов XIX века, к сожалению, мало знакомых современному читателю. Алексей Николаевич Апухтин - один из этой плеяды. Именно ему, его жизни и твоорчеству посвящён этот урок, урок-встреча с поэтом. Занятие можно провести в разной форме: урок-встреча, урок-концерт (интеграция уроков литературы и музыки), литературная гостиная.Подготовка к уроку предполагает самостоятельную работу учащихся в выборе литературного материала, заучивания наизусть и выразительное чтение отдельных стихотворений. Всё это даст возможность детям ближе познакомиться с биографией поэта, глубже понять его лирические произведения, подготовит к анализу стихотворений. </span></p>

Литературная гостиная. Алексей Николаевич  Апухтин. Встреча с поэтом.

Цели:

1.       Познакомить учеников с фрагментами биографии поэта; вызвать интерес к его творчеству;

2.       Совершенствовать навыки выразительного чтения поэтических текстов; развивать память и внимание учащихся;

3.       Вызвать учеников на самостоятельные размышления; дать ученикам почувствовать неповторимость, богатство и красоту лирики А.Н.Апухтина. 

Методические приёмы:

слово учителя, опережающее задание: подготовить чтение стихотворений Апухтина наизусть; выразительное чтение; компьютерная презентация.

Оборудование: компьютерная презентация, посвящённая жизни и творчеству поэта; портрет поэта; записи романсов «День ли…», «Парагнедых»,»Ночи безумные…»; выставка книг со стихотворениями А.Н.Апухтина.

                                         Ход урока:

                                                       Апухтин – тонкий, мягкий, ироничный…

                                                                                          М. Булгаков

1.  Организационный момент.

2.  Сообщение темы и цели урока.

3.  Слово учителя. (Звучит романс Донаурова на стихи Апухтина «Пара гнедых»)

- Сегодня нам с вами предстоит встреча с замечательным русским поэтом  XIX  века Алексеем Николаевичем Апухтиным. Человеком высокообразованным, аристократом по рождению и воспитанию. Апухтин был своим человеком в свете, любимцем и баловнем политиков, общественных деятелей, светских дам, но у него была и другая, сугубо потаённая жизнь, которая заключалась в его творчестве.

4. Слово ученикам.

1-й ученик:

- Родился 15 ноября 1840 или 1841 году (дата 1840г. указана в авторитетной биографии Модеста Чайковского, приложенной к «Собранию сочинений Апухтина»). Эту дату подтверждает пометка «15 ноября 1857», стоящая под стихотворением  «Сегодня мне минуло 17 лет». Но в собственноручной автобиографической заметке, присланной для «Литературного архива», Апухтин сообщает, что он родился 15 ноября 1841 года в Болхове, Орловской губернии, в старинной дворянской семье. [2]

2-й ученик:

- Мать очень баловала своего мальчика. Всеобщим баловнем Алексей остался и в училище правоведения, куда его отдали в 1852 г.: на него смотрели здесь как на будущую знаменитость. Покровитель училища, принц Н.Г.Ольденбургский, коверкая фамилию Апухтина, говаривал:»Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апушин».[2]

3-й ученик:

- первый биограф поэта, его друг Модест Чайковский писал: «Поэтический дар Апухтина сказался рано; сначала он выражался в страсти к чтению и к стихам преимущественно, причём обнаружилась его изумительная память…  До десятилетнего возраста он уже знал Пушкина и Лермонтова и, одновременно с их стихами, декламировал и свои собственные».[2]

4-й ученик (от лица Апухтина):

- Я люблю поэзию; я знаю наизусть лучших русских поэтов, я изучаю Шиллера и всех сколько–нибудь замечательных французских писателей. Английского языка я не знаю, но надеюсь пополнить этот недостаток по выходе из училища.[2]

1-й ученик:

- в 1854 год. А.Н.Апухтину на тот момент исполнилось 14 лет. По хлопотам директора училища Языкова, в «Русском  инвалиде» было напечатано патриотическое стихотворение Алексея Апухтина «Эпаминонд», посвящённое памяти адмирала Корнирова, через год там же было напечатано «Подражание Арабскому».

4-й ученик (от лица Апухтина):

- Друзья, не плачьте надо мною.

Недолговечен наш удел;

Блажен, кто жизни суетою

Ещё измерить не успел,

Но кто за честь Отчизны милой,

Её вовеки не щадил,

Разил врага, - и над могилой

Его незлобливо простил.

2-й ученик:

-   Его поэтические произведения хорошо знали И.Тургенев, А.Фет, Ф.Тютчев.

3-й   ученик:

- Из воспоминаний А.В.Жиревича, друга поэта: «…Апухтин восторгался Тютчевым, которого хорошо знал и которого читал вслух как-то особенно, точно священнодействуя».[2]

1-й  ученик:

- Друзья поддерживали молодого поэта и покровительствовали ему. Однако в 20 лет у Апухтина наступил творческий кризис. Поэт продолжал писать стихи, но не публиковал их. Этот перерыв продолжался целых 26 лет. И только в 1886 году, когда поэту исполнилось уже 46 лет, вышел его первый стихотворный сборник тиражом в три тысячи экземпляров, которые моментально раскупили. Так Апухтин стал известным поэтом.

4-й ученик: - Пусть тебя, Русь, одолели невзгоды,

                    Пусть ты – унынья страна…

Нет, я не верю, что песня свободы

Этим полям не дана!

                                 («Песни»)

2-й ученик: - Опять я очнулся с природой!

                   И кажется, вновь надо мной

                        Всё радостно грезит свободой,

                       И веет и дышит весной.

                      Опять в безотчётном томленьи,

                      Усталый, предавшись труду,

                       Я с ней без труда и волненья

                     С каким-то волнением жду.

 

                      И слышу, как жизнь молодая

                      Желания будит в крови,

                     Как сердце дрожит, изнывая  

                     Тоской беспредметной любви.

 

                     Опять эти звуки былого,

                     И счастья ребяческий бред…

                     И всё, что понятно без слов,

                     И всё, чему имени нет.

3-й ученик:

 - Кроме стихов Апухтин сочиняет и прозу. Среди его литературного наследия остался бытовой роман из жизни Николая I, оригинальная по жанру повесть «Из архива графини Д.» и другие произведения.

 

1-й ученик:

- Временами Апухтин испытывал приступы тоски и неудовлетворённости, и с годами эти чувства становились всё острее. К тому же поэта угнетала болезнь, связанная с полнотой.

 

2-й ученик:

- Он старался иронизировать над своим состоянием, но в то же время стеснялся своей тучности. «Ожирение довело меня до настоящего убожества»[2]

 

3-йученик:

- Алексей Николаевич Апухтин был очень добрым, мягким человеком. Он умел сострадать другим. Особое чувство поэт испытывал к своей матери, Марии Андреевне, урождённой Желябужской. Он писал: «Это была женщина ума замечательного, одарённая тёплым, симпатичным сердцем и самым тонким изящным вкусом. Ей я обязан … порывами сердца высказывать свои ощущения».

 

4-й ученик:

- понимая комплексы своего сына в связи с полнотой, мать, как умела, оберегала и защищала его чувства. До самой смерти матери их связывала тёплая нежная дружба. И тем острее для Апухтина была боль утраты.

 

1-й ученик:

- Модест Чайковский писал: «Все родственные и дружеские отношения, все сердечные увлечения его жизни после кончины Марьи Андреевны были только обломками храма сыновней любви».

 

2-й ученик:                     Посвящение (отрывок)

             

                      Ещё свежа твоя могила,

                      Ещё и вьюга с высоты

Ни разу снегом не покрыла

Её поблекшие цветы;

Но я устал от жизни этой,

И безотрадной и тупой,

Твоим дыханьем не согретой,

С твоими днями не слитой.

……………………………………………….

О, где твой дух, для нас незримый,

Теперь счастливый не витал,

Услышь мой стих, мой труд любимый:

Я их от сердца оторвал!

А если нет тебя… О, Боже!

К кому ж идти? Я здесь чужой…

Ты и теперь мне всех дороже

В могиле тёмной и немой.

 

3-й ученик:

- В личной жизни Апухтин был одиноким человеком, очевидно, он всю жизнь искал женщину. Похожую на свою мать, но не нашёл и так и остался неженатым. Конечно, у  него были увлечения.

 

            (звучит романс «День ли царит…»)

 

4-й ученик:

- Этот романс, в числе других 6-ти, а также цикл стихотворений Апухтин посвятил Александре Панаевой-Карцовой.

 

1-й ученик:                                     К поэзии.

                                 Посвящается А.В.Панаевой.

 

В эти дни ожиданья тупого,

В эти тяжкие, тусклые дни,

О, явись нам, волшебница, снова

И весною нежданной дохни!

 

От насилий, измен и коварства,

От кровавых раздоров людских

Уноси в своё светлое царство

Ты глашатаев верных своих!

 

Позабудь роковые сомненья

И бессмертной сияя красой,

Нам последнюю песнь утешенья,

Лучезарную песню пропой.

 

Как напевы чарующей сказки.

Будет песня легка и жива;

Мы услышим в ней матери ласки

И молитвы забытой слова;

 

Нам припомнятся юности годы,

 И пиры золотой старины,

И мечты бескорыстной свободы,

И  любви задушевные сны.

 

Пой с могучей, неслыханной силой,

Воскреси, воскреси ещё раз

Всё, что было нам свято и мило,

Всё, чем жизнь улыбнулась для нас!

                                        (1881г.)

 

2- й ученик:

- Поэт был влюблён, но, к сожалению, эта влюблённость ничем серьёзным не закончилась.

 

3-й ученик:           

Я её победил, роковую любовь,

Я убил её, злую змею,

Что без жалости, жадно пила мою кровь,

Что измучила душу мою!

Я свободен, спокоен опять –

Но не радостен этот покой.

                         (1870-е годы)

 

4-й ученик:

- Душевное одиночество Апухтина особенно заметно в его лирических стихах, главными темами которых были любовь и разлука.

 

2-й ученик:

Мне не жаль, что тобою я не был любим, -

Я любви не достоин твоей!

Мне не жаль, что теперь я разлукой томим, -

Я в разлуке люблю горячей;

 

Мне не жаль, что и налил и выпил я сам

Унижения чашу до дна,

Что к проклятьям моим, и к следам, и к мольбам

Оставалася ты холодна;

 

Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови,

Моё сердце сжимал и томил,

Но мне жаль, что когда-то я жил без любви,

Но мне жаль, что я мало любил!

1-й ученик:
- Алексей Николаевич Апухтин прожил недолго. Судя по свидельствам  близких, последние дни его были мучительны. Лежать он не мог. День и ночь он сидел в кресле, почти не двигаясь. Дремал, а когда просыпался, то немедленно, не говоря ни про что другое, начинал декламировать Пушкина, и только одного Пушкина.

 

3-й ученик:

- Умер Апухтин  17 августа 1893 года. Через три дня  в письме к В.Давыдову из Клина П.И.Чайковский  писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю (так в кругу близких называли поэта) Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно».

 

4-й ученик:

 

Друзья, не плачьте надо мною.

Недолговечен наш удел;

Блажен, кто жизни суетою

Ещё измерить не успел,

Но кто за честь Отчизны милой,

Её вовеки не щадил,

Разил врага, - и над могилой

Его незлобливо простил.

 

Да, я умру и прах мой тленный

Пустынный вихор разнесёт,

Но счастье родины священной

Красою новой зацветёт!

 

1-й ученик:

- Для родины, для потомков Апухтин оставил после себя значительное литературное наследие, которое сейчас открывается заново.

 

                      (Звучит романс  «Ночи беумные…»)

 

5. Обмен  мнениями.

- Эпиграфом к нашему уроку стали слова М Булгакова. Как вы понимаете эти слова? Каким вы себе представили поэта? В чём, на ваш взгляд, особенность  его поэзии? Какие темы его лирики можно выделить?

 

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание: стихотворение Апухтина наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Издание издание третье. Л., Советский писатель, 1991 г.

2.     «Русские писатели». Библиографический словарь. Т.1.А-Л. Под ред.П.А.Николаева. М., «Просвещение», 1990 г.

3.     www.lib.klassika

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн