Переход к новой теме: написать на доске название, учащиеся записывают в тетради.
Цель – понятия сила, власть, авторитет, влияние, иерархия, связь силы, власти и авторитета, власть как цель и как средство.
Начнём с основных понятий, входящих в эту тему. Можно задать учащимся вопрос: Что такое власть по их мнению? Ответы только по инициативе учеников.
Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Ученики записывают эти компоненты. Привести небольшие примеры по каждому компоненту, чтобы ученики примерно поняли суть деления.
Далее перейти к изложению понятий: сила, власть, авторитет.
Сила – применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания.
В таком значении сила выступает как принудительное влияние. Привести примеры, начиная с животной природы и заканчивая преступными формированиями. Указать какие средства использует сила для влияния. Ученики записывают понятие сила и ее средства.
Власть – это влияние на основе закона или традиции, то есть не физическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.
Указать, что такое влияние проявляется в обществе как в организованной группе, живущей по определённым законам. На основе власти, как влияния, существуют все государства мира. В определённый период в государствах власть делится на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Охарактеризовать эти ветви. Привести примеры в разных странах. Далее указать, что власть становится в обществе политическим институтом, который оформляет своё влияние в законных решениях, принимающих различный вид: от царских указов до приказов директора или генерала.
Далее необходимо указать, что власть более широкое понятие, нежели сила, потому что она может осуществляться без применения силы. Ученики записывают: понятие власти, разделение властей, политический институт общества – власть.
Авторитет – в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком – одна из форм осуществления власти.
Основой авторитета является уважение: к знаниям, опыту, достижениям, личным качествам и т.д. Ученики записывают понятие авторитета, его основы.
Далее необходимо указать, что, исходя из указанных определений, сила, власть и авторитет являются видами влияния. Но это лишь с одной стороны. Если внимательно вчитаться в определения понятий, то можно заметить, что сила и авторитет как бы противостоят друг другу, потому что за основу берут противоположные категории: с одной стороны страх, с другой уважение. Они могут сочетаться лишь в извращённой форме в мире организованной преступности.
А вот власть прекрасно сочетается как с силой, так и с авторитетом. Поэтому можно сказать, что сила и авторитет – это источники власти. Ученики записывают связи силы, власти и авторитета.
Указать, что власть существует там, где есть некая организованная система, позволяющая меньшинству управлять большинством. Такая система плюс власть рождают понятие Иерархия.
Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в социологии – для обозначения социальной структуры общества; в теории организации – принцип управления. Ученики записывают определения иерархии.
Во всех государствах мира верхушку властной пирамиды занимает меньшинство. Меньшинство добивается власти различными способами, как мирными, так и вооружёнными. И так же это меньшинство пытается удержаться у власти как мирными так и не совсем мирными способами. Привести примеры из истории и повседневной жизни. ученики записывают эту особенность и записывают один пример.
Из этих примеров прейти к вопросу о власти как ценностной категории. Сказать, что власть может выступать как цель и как средство. Указать разницу между этими подвидами. Сказать о негативной и позитивной стороне вопроса. Привести примеры из истории. Ученики записывают власть как ценность и власть как средство.
В итоге повторить соотношение трёх понятий (сила, власть, авторитет) в различных вариантах. Задать вопрос классу: Считают ли они власть необходимым элементом общества и почему? Как они относятся к источникам власти: сила и авторитет?
В качестве домашнего задания дать на повторение пройденный, на уроке, материал. Повторить понятия власть, сила, авторитет, их соотношение друг с другом. Предложить найти ещё примеры из истории и повседневной жизни, кроме тех, что указаны в учебнике.