Размещено: Любовь Петровна Потапова - пн, 22/08/2011 - 14:40
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Учитель. Человеческая жизнь окрашена в целую гамму цветов - от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Мы погружаемся в цвет как в глубину моря, отдаемся его вибрациям как морским волнам, купаемся в цвете, впитываем цвет, наполняемся цветом – и только тогда ощущаем что такое цвет. Тема нашего занятия - «Магия цвета». Цели - выработать осознанный выбор цветовой гаммы для самовыражения личности подростка.
2. Мотивация.
1. Работа с притчей.
Учитель.Прослушайте часть басни Сергея Шепеля «Краски». Придумайте для нее свое окончание.
В одной коробке лежали тюбики с красками. Однажды сказала белая краска чёрной, тюбик которой лежал ближе всего к ней:
— Сестричка, что за несчастье с тобой приключилось? Почему ты такая грязная?
— Я не грязная, такой мой цвет, — ответила чёрная краска.
— Тогда ты неправильная краска и цвет у тебя неправильный. Посмотри на меня, вот каким должен быть истинный цвет, и вообще все цвета произошли от белого, поэтому нет ничего возвышеннее белого цвета, стать похожим на который должны стремиться все краски.
Это замечание не понравилось чёрной краске, и она возмущённо сказала:
— Нет, это ты неправильная, а мой цвет самый что ни на есть правильный. И вообще — не будь чёрного цвета, то ничего великого не смогли бы нарисовать. Попробуй без меня нарисовать что-то, — сказала в ответ чёрная краска белой, — белый лист так и останется белым.
Такие речи возмутили остальные краски, и они наперебой стали доказывать, что только их цвет единственно верный и единственно нужный.
Окончание басни автора.
Долго и упорно они спорили, так что некоторые начали выдавливаться из тюбиков из-за распиравшей их неприязни.
Но неожиданно крышка коробки приоткрылась, и на тюбики пролился яркий свет. Художник вынул краски и выдавил их на мольберт, после чего смешал их друг с другом и нанёс на холст, где и произошло их примирение. Художнику не было дела до их мнений, прений и разногласий, он видел единство в многообразии. Для него были важны все цвета, ведь нельзя рисовать только одним цветом, да и что это была бы за картина. Так было написано великое произведение.
2. Аналитическая беседа.
Учитель.1.В чем суть спора красок?
2.Почему спор начали именно черная и белая краски?
3.Как называются направления в искусстве, где есть только белое и черное? (графика, черно-белое кино, искусство иероглифов…)
4.Каую роль играют цвета в вашей жизни?
4Зачем художнику палитра?
3. Изучение основной проблемы.
1. Аналитическая беседа(надпись на доске).
« В магазине выкладывают красный, желтый, зеленый и полосатый свитера, чтобы человек пришел и со спокойной душой купил себе черный».
Высказыванием из Интернета
Учитель.1. Почему молодежь выбирает черное?
2. Какое настроение создает у зрителей черный цвет?
3.Какие вы испытываете эмоции в момент выбора черного?
2. Работа с картиной К. Малевича «Черный квадрат».
Учитель.1.Почему эта картина шокирует зрителей?
2.В чем заключается, по вашему мнению, основная идея автора?
3. Работа в группах (класс разбивается на 4 группы).
А) Творческое задание.
Учитель.Представьте, что вы модельеры, дизайнеры одежды. Создайте самый модный костюм подростка для школы, дискотеки, прогулок на улицы и дома.
Б) Представление костюмов группами обучающимися( по одному от группы).
В) Анализ цветовой гаммы костюмов.
1.Какие цвета преобладают?
2.Проанализируйте вашу работу по таблице восприятия цветов окружающими людьми.
3.Кто бы из вас хотел бы дружить с человеком в черном?
4. Какое влияние оказывают жизненные ситуации и социальные роли на выбор цвета костюма подростка?
Г)Проанализирует несколько журналов «Бурда».
1.Как часто в одежде встречается черный цвет?
2.Сделайте вывод о моде на черный цвет.
4. Анализ текста песни группы «Агата Кристи» «Я крашу губы гуталином…»
Я крашу губы гуталином,
Я обожаю чёрный цвет.
И мой герой он соткан весь
Из тонких запахов конфет.
Напудрив ноздри кокаином,
я выхожу на променад.
И звёзды светят мне красиво,
И симпатичен ад.
Учитель.1.Каковы ваши ощущения от прослушивания песни?
2.Чем заняты ее «герои»?
3.К какому молодежному движению они могут принадлежать?
4.Что вы знаете о готах, хиппи?
5. Каковы основные идеи этих молодежных движений?
4. Рефлексия.
1 вариант
1.Работа с картиной В. Кандинского «Черное пятно».
1.Перед вами картина В. Кандинского ( название не проговаривается). Какие цвета здесь доминируют?
2.Что вы можете сказать о настроении ее автора?
3.Как бы вы ее назвали?
2. Анализ притчи «Про разные цвета».
Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику:
— Осмотри эту комнату и попытайся найти в ней все, что имеет коричневый цвет. Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, книжные переплеты и еще множество разных мелочей.
— А теперь закрой глаза и перечисли все предметы… голубого цвета, – попросил учитель.
Молодой человек растерялся:
— Но я ничего не заметил!
Тогда учитель сказал:
— Открой глаза. Посмотри только какое здесь множество голубых предметов!!!
Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер…
Ученик ответил:
— Но это же уловка! Ведь я искал коричневые, а не голубые предметы!
Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся:
— Именно это я и хотел тебе показать! Ты искал и находил только коричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни: ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь из виду все хорошее!
— Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не произойдет, то меня ожидает приятный сюрприз.
— Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение.
Учитель. В чем суть притчи?
2 вариант
1. Работа с картиной Л. Скрипченко «Весеннее настроение».
1.Перед вами картина Л. Скрипченко (название не проговаривается). Какие цвета здесь доминируют?
2. Что вы можете сказать о настроении ее автора?
3.Как бы вы ее назвали?
2. Аналитическая беседа
1. Перечислите цвета у радуги?
2. Какие чувства у вас возникают при виде радуги?
Учитель. У человека есть семь категорий свобода, вера, смысл, счастье, творчество, любовь, совесть.
3.Соотнесите их с цветами радуги?
4.Какого цвета нет?
4. Итоговая беседа.
1. Что влияет на выбор цвет костюма подростка?
2. Какую информацию несет для зрителя выбранный цвет костюма?
Приложение
Психофизиологическое восприятие сочетаний цветов
Цвета
Ощущение, восприятие
Зеленый + желтый
Жизнерадостное
Зеленый + синий
Успокаивающее
Желтый + красный
Мстительное радостно-теплое
Желтый + ультрамарин
Активное, напряженность
Оранжевый + синий
Впечатляющее
Красный + зеленый
Импульсивное, грубое
Травяной + пурпурный
Жизнеутверждающее
Фиолетовый + лимонно-желтый
Тяжесть и легкость
Золотистый + красный
Пышность, роскошь
Оранжевый + красный
Кричащее
Желтый + оливковый
Успокаивающее
Желто-оранжевый + травяной
Умеренного возбуждения, теплоты
Красный + синий
Волнение
Оранжевый + фиолетовый
Оглушенности
Красный + ультрамарин
Претенциозности
Синий + розовый
Робости, разобщенности
Пастельный зеленый + красный
Неуверенности
Пастельный зеленый + синий
Пассивности
Пастельный зеленый + розовый
Нежности
Пастельный зеленый + лиловый
Сумерек, диссонанса
Бежевый + красный
Легкого диссонанса
Бежевый + травяной
Теплоты
Коричневый + оливково-зеленый
Заземленности
Темно-коричневый + синий
Бескомпромиссности
Темно-коричневый + охра
Жестокости
Зеленый + серый
Пассивности
Синий + серый
Нейтральности, холодности
Красный + черный
Опасности, подавления жизни
Оранжевый + черный
Насилия
Синий + черный
Ночь
Желтый + черный
Фиксации внимания, разрыва
Желтый + белый
Просветленность
Синий + белый
Чистоты, холодности
Зеленый + белый
Чистоты, ясности
Розовый + белый
Слабости, бледности
Красный + белый
Чистое, теплое
Золотистый + пурпурный
Мощи, достоинства, праздничности
Коричневый + ультрамарин
Укрепляющее
Темно-красный + синий
Бескомпромиссности
Темно-красный + охра
Жесткости
Классификация цветов по психологическому воздействию