ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ОБЖ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВА-НИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.
Размещено: Василий Васильевич Польчунов - пт, 19/08/2011 - 15:41
По мнению многих ученых, в текущем 21 веке вполне возможно ожидать так называемый «Эволюционный» кризис человека разумного как биологического вида. Главные причины: нерациональная добыча и расход природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, неконтролируемый прирост населения и, как следствие, нарушение всеобщего биобаланса. Способствует этому и принятие не рациональных, не всегда продуманных законов.
Всё это усугубляется невежеством человеческого общества в некоторых вопросах, равнодушием и нежеланием что-либо менять. Поэтому решение общемировых техногенных и прочих проблем необходимо начинать с изменения мировоззрения каждого человека, с воспитания так называемой культуры безопасности жизнедеятельности.
Данное направление человеческого развития хоть и носит название «культура», имеет свои, присущие только ей особенности: только ее деятельность носит общечеловеческий, целенаправленный, регулируемый в зависимости от цели и ситуации характер.
Термин культура безопасности жизнедеятельности возник не сразу, известно несколько его трактовок. Однако, изучив предлагаемые определения из философского словаря под редакцией И.Т. Фроловцева, культуроведа Ю.В. Рождественского, социолога П.А. Сорокина, Международной консультативной группы по ядерной безопасности при генеральном директоре МАГАТЭ, можно подвести итог, что «Культура безопасности жизнедеятельности - это уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайно опасных ситуаций, степенью практической защищенности от гроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности».
Россия является уникальным государством, поскольку она внесла предложение для ООН рекомендовать ввести предмет ОБЖ во всех средних и высших учебных заведениях, поскольку решить глобальные проблемы можно только с изменением общего образования.
Культура безопасности присутствует в работе различных служб: пожарной охране, спасательной службе МЧС РФ, ГИБДД и др. Их деятельность направлена на формирование культуры безопасности жизнедеятельности всех групп населения в области ГО, ЧС. Для этого и существует Единая система подготовки населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне организаций. Ею охвачены все слои населения страны, начиная от дошкольников и заканчивая пенсионерами.
Первое знакомство человека с культурой безопасности происходит в детском саду, в рамках изучения начальных понятий «Валеологии». Здесь детей знакомят с правилами гигиены, дорожного движения, основными нормами и правилами поведения дома и на улице. Также закладываются основные представления о том, что можно и что нельзя.
Особенно эффективен данный процесс в системе общего образования, где обучение носит не фрагментальный характер, а является частью единого курса Основ Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ). На сегодняшний день Государственным стандартом общего образования предусмотрено изучения курса ОБЖ в объеме 1 часа в неделю.
Преподавание ОБЖ на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности.
В начальной школе вопросы ОБЖ включены в предмет «Окружающий мир». У младших школьников закрепляются уже имеющиеся знания по правилам поведения дома, на улице, при пожаре, наводнении и т.д. Из детсадовского «можно и нельзя» формируется понятие о здоровом образе жизни. Закладывается основа для дальнейшего изучения опасных и чрезвычайных ситуаций, а также учащиеся приобретают навыки по оказанию первой медицинской помощи.
На второй ступени общеобразовательной школы курс ОБЖ расширяется и углубляется. Он становится отдельным предметом.
В 5-м классе активно используются знания, полученные в детском саду и в начальной школе. Дети уже могут определить опасную ситуацию и способы её предотвращения. Выделяются некоторые особенности: например, что в задымленной комнате надо ползти, а не идти; или что тормозной путь на мокром асфальте больше, чем на сухом. В 5-м классе окончательно формируется понятие о ценности человеческой жизни.
В 6-м классе идея ценности человеческой жизни развивается далее, но уже подчеркивается взаимосвязь человека и природы. Также формируется понятие ответственности человека за свои поступки.
В 7-м классе, используя знания, полученные в начальной школе и в 5 классе, дети изучают чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясения, цунами, сели и т.д.). А благодаря знаниям о выживании в природе (6 кл.) могут ответить на вопросы: как выжить при стихийном бедствии? Как укрыться от дождя? Как и какой развести костёр? Как приготовить еду? Также на данном этапе расширяются знания по оказанию первой медицинской помощи.
В 8-м классе, основываясь на знаниях о природных чрезвычайных ситуациях (7кл.), изучаются техногенные аварии и катастрофы. Учащиеся отвечают на вопрос: как выжить при ЧС на предприятиях? В этом же классе расширяются полученные ранее знания по медицине. Завершается формирование представлений о критериях здорового образа жизни.
В 9-м классе учащиеся закрепляют ранее изученное о здоровом образе жизни и на основе этого расширяют свои знания по медицине. Например: инфекционные болезни, аллергия и т.д. Опираясь на знаниях о техногенных чрезвычайных ситуациях (8кл), ученики знакомятся с правилами безопасности в процессе обучения и производственной деятельности.
В 10–м классе сводятся воедино знания по здоровому образу жизни, обороне государства и относительно законодательства.
В 11-м. классе ещё больше углубляются навыки по военной службе, медицинские знания и знания по здоровому образу жизни.
В качестве внеурочной деятельности проводятся различные мероприятия типа «Зарница», «Юный спасатель», «Пожарно-прикладное искусство», «Безопасное колесо».
Учащиеся, переходя из класса в класс, активно используют полученные ранее знания. На которые накладывается новая информация, дополняющая и расширяющая прежние понятия. При изучении новых тем учитываются возрастные и психологические особенности и интересы детей. Например: с туризм и отдыхом на природе знакомятся в 6 классе, а с техногенными авариями и чрезвычайными ситуациями – в 8 классе.
Можно выделить основные темы, проходящие красной нитью из класса в класс, через весь курс ОБЖ :
1) Здоровый образ жизни.
2) Умение оказать медицинскую помощь.
3) Выживание в неблагоприятных условиях.
После окончания школы изучение курса культура безопасности не прекращается.
В учреждениях среднего профессионального образования вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций изучаются в соответствии с Государственными образовательными стандартами в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Студенты высших учебных заведений изучают общепрофессиональную дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» в объеме более 100 часов.
Знания из школьного курса ОБЖ становятся основой для дальнейшей учёбы. Они дополняются необходимыми в будущем сведениями. В первую очередь это соблюдение техники безопасности.
После окончания учебного учреждения и получения специальности человек не расстается с культурой безопасности. На предприятиях люди проходят инструктажи по технике безопасности, различные курсы, где активно используются знания из школьного курса ОБЖ, но с определенным уклоном в зависимости от профессии.
Даже выйдя на пенсию, человек активно продолжает свое образование. Например, встает необходимость изучать Инструктаж по правилам пользования газовыми приборами. Хотя эта тема изучается в 5 классе, а знания необходимы человеку в течение всей жизни.
Я уверен, что предвидеть различные опасности можно только вооружившись знаниями, которые необходимо пополнять и расширять постоянно. В этом большим подспорьем является школьный курс ОБЖ как составляющая развития культуры безопасности в системе непрерывного образования.
Литература.
1. А. Т. Смирнова. Программыобщеобразовательныхучреждений. ОБЖ. 1 – 11 классы.- Москва: Просвещение, 2008.
2. Р. А. Дурнев, А. Т. Смирнов. Формирование основ культур безопасности жизнедеятельности учащихся. 5 – 11 классы. Методическоепособие. – Москва: Дрофа, 2008.
На: ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ОБЖ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВА-НИЯ КАК
Мне понравилась та простота и доступность материала, который изложил автор. Спасибо.
На: ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ОБЖ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВА-НИЯ КАК
Большое спасибо за хороший отзыв.