«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»-литер. чтение
Submitted by Елена Юрьевна Никифорова on Fri, 19/08/2011 - 02:16
Ход урока.
I.Организация класса.
II. Работа с выставкой. . Сообщение темы и цели.
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об отношениях человека и живой природы.
– Назовите тему нашего урока.
– Из какой книги эти строки?
– Это моя любимая книга, её можно перечитывать снова и снова. В ней автор обращается к детям и взрослым, ко всем, кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность.
– Как вы понимаете эти слова: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил?»
(Приручить на языке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери значит сильно привязаться к кому-то, испытать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу.)
– А только ли об отношении человека к животным говорил автор? Вот на этот вопрос вы постараетесь ответить в конце урока.
– Сегодня мы совершим удивительное путешествие вместе с героями книг, которые представлены на нашей выставке, в город Отзывчивости и Доброты.
III. Путешествие по станциям.
– 1 остановка. Проспект Доброты. (Отчёт учащихся о самостоятельном чтении.)
– Какие книги вы готовили к уроку?
– Поделитесь своими мыслями, чувствами.
Отзывы о книгах: Л. Ник.Андреев «Кусака»
Е.И.Чарушин «Верный Трой»
В.В.Чаплина «Лесная кормушка»
Комментарий ответа: 1 Правильно представил книгу.
2. Правильно назвал автора, название, издательство.
3. Интересно рассказал о книге. (Мне понравилась в твоём отзыве мысль о том, что…
Итог. Нельзя остаться равнодушным, читая книги о живой природе. Эти книги учат нас быть добрее, нести ответственность за наших любимцев.
2.– Я прочитаю вам небольшой отрывок. Узнайте, из какого произведения и кто из героев говорит эти слова.
«Мне давно было известно, что ты добрый мальчик; но третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за это заслуживаешь награду. Мой главный министр донёс мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти». (Король из сказки.)
– Правильно! Эти слова сказал король из сказки Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители». Её автор написал для своего племянника Алёши, который впоследствии стал известным поэтом и писателем Алексеем Константиновичем Толстым.
Итак, мы с Сашей вас приглашаем в сказку. (Обратить внимание на поделку.) Это следующая остановка. В гостях у подземных жителей.
– Кто читал эту сказку?
– Кто хочет поделиться отзывом о произведении?
Отзыв о сказке.
Комментарий. Оценка.
(Мысль о том, что нельзя предавать друзей.
Обобщения в виде пословиц.)
Демонстрация поделки. Чтение отрывка.
Комментарий. Оценка.
– Ты изготовил замечательную поделку к произведению, проявил свои творческие способности. Удачно выбрал отрывок и выразительно его прочитал. Оценка «5».
– Почему эта книга оказалась на выставке?
– А подходит ли эта книга к теме урока?
Итог: А.Погорельский заставляет задуматься о лени, тщеславии, неумении хранить чужую тайну, о невольном предательстве, которое оборачивается непоправимой бедой для многих людей.
3.–Наша следующая остановка: домашнее задание.
Ребята по творческим группам готовили домашнее задание.
(1 группа: литературную викторину.
2 группа: статьи из книги рекордов Гиннеса.)
– Пожалуйста, ребята, первой творческой группы.
Выступление детей:
а)– Предлагаем вам литературную викторину. Мы будем читать отрывки из произведений. Вы должны узнать произведение, назвать автора. А поможет нам цветик-семицветик. За правильные ответы мы будем давать жетоны.
– Ребята! А как вы думаете, почему наша группа подобрала именно эти произведения?
(Эти произведения о преданности, об ответственности за тех, кого приручили.)
Встаньте, кто получил жетоны. Вы, ребята, лучшие знатоки книг на тему. Молодцы!
Итог: Ребята готовились, провели интересную викторину, выразительно читали отрывки к произведениям. Спасибо за выступление. Я думаю, что всем можно поставить оценку «5». Вы со мной согласны?
б) – Пожалуйста представители второй творческой группы.
Выступление детей.
– Собака, как известно, друг человека, древний и верный. Может быть, поэтому в известной книге рекордов Гиннеса, где собраны разнообразные рекорды, не забыты и собаки.
Мы создали информационную книгу «Собаки самые-пресамые», хотели показать насколько умны, преданны домашние животные. Они могут пожертвовать своей жизнью ради нас. В Париже находится памятник сенбернару по кличке Барри, который спас более 40 человек.
– Эти интересные сведения мы взяли из книги «Собаки. Энциклопедия» и журнала «Муравейник».
Итог: Ребята создали замечательную информационную книгу о наших домашних питомцах. Молодцы!
Поднимите руку те ребята, которые работали над созданием книги.
Я думаю, что вам можно поставить оценку «5». Вы со мной согласны?
4 остановка. В гостях у четвероногих друзей.
– Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку или другое домашнее животное. И неудивительно, ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг.
Но бывает и так… Завёл человек собаку или кошку, а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы и выбросил он животное на улицу, предал друга.
Послушаем стихотворение, которое к уроку приготовила…
(Асадов «Стихи о рыжей дворняге»)
– Кого взволновало это стихотворение? А почему?
Оценка. Нельзя не восхититься преданностью простой рыжей дворняги, у которой действительно «сердце – чистейшей породы».
Ты так выразительно прочитала стихотворение, передала чувства, что просто слёзы наворачивались на глаза. Спасибо. Оценка «5».
– Живое существо не игрушка. Нельзя поиграть с ним, пока тебе хочется, и отложить в сторону, забыть о нём. Те, кого мы любим, требуют заботы и внимания.
Я порадовалась, что в нашем классе ребята любят, заботятся о своих домашних животных.
Когда я читала ваши сочинения о четвероногих друзьях, у меня замирало сердце, с какой любовью, нежностью вы говорили о том, что заботитесь о своих питомцах, любите их, переживаете за них.
Зачитываю выдержки из сочинений.
– А Катя создала свой журнал «Собачьи радости». Представь его, пожалуйста.
Итог: ты создала очень интересный познавательный журнал о собаках.
Особенно интересны сведения про твою собаку. Оценка.
– Регина приготовила для вас сюрприз.
Презентация «Соседи по планете».
Итог: ты отобрала замечательный материал о наших соседях по планете, интересно представила свою работу. Оценка.
5 остановка. В гостях у Маленького принца.
– О каком Маленьком принце я сейчас говорю?
– Кто хочет представить книгу о Маленьком принце?
Отзыв о книге.
Комментарий. Оценка.
– Перед вами глава из сказки. Найдите секрет, который раскрыл Лис Маленькому принцу. Подчеркните эти строки карандашом.
(Чтение про себя.)
– Какой секрет раскрыл Лис Маленькому принцу?
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Ты всегда в ответе за всех, кого приручил.
IV. Итог.
– Эти слова могут стать девизом жизни, они стали крылатыми выражениями. В начале урока я вам задала вопрос: только ли об отношении человека к животным говорил автор? Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас.
– Это можно отнести и к человеческим отношениям. Надо быть верным, преданным другом, заботиться о своих близких, о тех, кого мы любим.
Постарайтесь никогда не забывать слова Антуана де Сент-Экзюпери «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
– Наше путешествие подошло к концу.
V. Домашнее задание.
– Сегодня на уроке мы с вами говорили об отношении человека к животным. Но в книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть замечательные слова «…трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, что он ещё более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…» Эти слова и вопросы для размышления я повесила в уголке внеклассного чтения. Подумайте, что они обозначают. Это тема нашего следующего урока. (Беречь дружбу, добрые отношения между людьми.)