ПРОГРАММА
«РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ ПРАВОСЛАВНОГО ТУРИЗМА»
Шарова Екатерина Юрьевна,
педагог-организатор ТОГОУ «Общеобразовательная
школа-интернат основного общего образования № 1»
Шарова Екатерина Юрьевна
Тамбов
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ... 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 17
I этап: «Знакомство с православным наследием». 17
II этап: «Основной». 21
III этап: «Созидательный». 24
Методическое обеспечение. 27
Измерительные материалы достижения планируемых результатов.. 27
Кадровое обеспечение программы... 27
Финансовое обеспечение программы... 28
Материально-техническое обеспечение программы... 28
Сведения о практической апробации программы... 29
Приложение 1. 30
Разработка экскурсионных маршрутов «Православные святыни Тамбовской области» (проект)30
Создание информационного наглядного материала на тему «Тамбов православный».69
Приложение 2. 73
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы. Измерительный материал.73
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников. 137
Приложение 3. 141
Сведения о практической апробации программы «Реабилитация личности ребенка с помощью православного туризма» на базе ТОГОУ «Общеобразовательной школы-интерната №1». 141
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 149
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
|
Реабилитация личности ребенка с помощью православного туризма
|
Нормативно-правовые акты
|
- Федеральный закон «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
- Закон РФ «Об образовании» Тамбовской области
- Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271
- Программа Тамбовской области «Развитие физической культуры и спорта в Тамбовской области на 2009-2015 годы»
- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р
- Программа развития ТОГОУ «Общеобразовательной школы-интерната основного общего образования № 1»
|
Государственный заказчик программы
|
Управление образования и науки Тамбовской области, ТОГОУ «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования № 1»
|
Организация- исполнитель программы
|
ТОГОУ «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования № 1»,
ДОЛ «Вислый Бор»
|
Автор программы
|
Педагог-организатор ТОГОУ «Общеобразовательной школы-интерната основного общего образования №1» Шарова Екатерина Юрьевна
|
Цель программы
|
Реабилитация и повышение уровня социализации обучающихся, в том числе, имеющих отклонения в развитии и поведении
|
Задачи программы
|
- Формирование способностей к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм
- Формирование уважительного отношения к традиционным российским религиям
- Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традиций
- Развитие познавательного интереса воспитанников к окружающей действительности
- Расширение кругозора
- Создание условий для приобретения обучающимися новых знаний о традициях, ценностях, наследии православной культуры
- Формирование культуры общения и поведения в социуме
- Формирование потребности самопознания и саморазвития
- Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей
- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям
- Организация совместной деятельности педагогического коллектива и воспитанников
|
Срок реализации программы
|
3 года
|
Целевые группы
|
Дети и подростки в возрасте от 11 до 18 лет - воспитанники ТОГОУ «Общеобразовательной школы-интерната основного общего образования №1»
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
|
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, путем приобщения к традициям, ценностям и наследию православной культуры.
|
Система организации контроля за исполнением программы
|
- Управление образования и науки Тамбовской области,
- Администрация ТОГОУ «Общеобразовательной школы-интерната основного общего образования №1»,
- Попечительский совет школы-интерната
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на профилактику трудностей в воспитании, отклонений в поведении и социализации воспитанников, в том числе, на поддержку воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реабилитация и повышение уровня социализации обучающихся, имеющих отклонения в развитии и поведении с помощью православного туризма - новое и интересное направление в педагогике, это часть духовно-нравственного развития, воспитания и социализации.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
При разработке и осуществлении Программы реабилитации и социализации воспитанников школа-интернат взаимодействует с традиционными российскими религиозными организациями, общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала: Тамбовская Епархия и Тамбовское Отдельское казачье общество, Управление Федеральной службы безопасности по Тамбовской области, Управление госнаркоконтроля Тамбовской области. Образовательное учреждение осуществляет педагогическое взаимодействие с традиционными общественными и религиозными организациями на систематической основе.
Программа является основой духовно-нравственного воспитания школьников в рамках программы «Социальное кадетство» на базе казачьих кадетских классов ТОГОУ «Общеобразовательной школы-интерната основного общего образования № 1». Исторически сложилась связь казачества и православной церкви, что значительно облегчает восприятие данной программы детьми в казачьих кадетских классах.
В рамках Программы образовательное учреждение может приглашать представителей традиционных общественных и религиозных организаций для проведения отдельных мероприятий в рамках основных направлений воспитания и социализации школьников. Для этого программы работы этих организаций со школьниками должны быть согласованы с основными направлениями школьной программы воспитания и социализации учащихся, одобрены педагогическим и Попечительским советом школы.
Существует множество видов туризма, но особое место занимает религиозный туризм - это исторический предшественник сегодняшнего массового туризма. Паломничество, или путешествие с религиозными целями - одна из старейших форм туризма, имеющая глубокие исторические корни. Религиозное путешествие преследует три основные цели. Во-первых, посещение знаковых мест для данной религии. Во-вторых, исцеление. Неистовая вера в то, что мощи святых, иконы, алтари, прикосновение папской руки обладают целительной силой, неугасимо живет в людях. В-третьих, любопытство. Даже если это чуждая религия - но природное любопытство, тяга к познанию ведут человека в мечеть или буддийский храм, католический монастырь или православную церковь. Участие в религиозных церемониях в качестве зрителей привлекает детей. Атеистически настроенные воспитанники также с любопытством и интересом участвует в религиозных праздниках.
Религиозный туризм имеет две основные разновидности, по мнению Т.Т.Христова, - это паломнический туризм и экскурсионный туризм религиозной тематики. Также религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами, типами и категориями. В зависимости от типа религии религиозный туризм подразделяется на следующие основные направления: религиозный туризм в христианстве; религиозный туризм в исламе; религиозный туризм в буддизме; религиозный туризм в индуизме.
Религиозный туризм в христианстве, в свою очередь, подразделяется на два основных направления. Это католический и православный туризм.
Православный туризм обладает большим духовным потенциалом, который способствует становлению нравственных качеств воспитанников. Православный туризм дает возможность ученикам получить те знания, которые не даются в рамках общеобразовательных программ о культуре, традициях, ценностях, наследии. Однако, необходимо не забывать, что предлагая совершить паломничество, нужно доказать, что это не только молитвы, но и познание святых мест и самого себя.
К настоящему времени широко изучен круг вопросов, связанных с религиозным туризмом, но работ, посвященных православному туризму, мало, так как данный вид туризма только начинает обособляться и самостоятельно развиваться. Вопросы взаимосвязи религии и туризма рассматриваются в работах Сенина В.С., Шадурского Е. Ф., Забылиной О. А., Христова Т.Т. , Тришина А.Ф. и др.
Из Евангелия от Луки известно, что сам Господь и Его Пречистая Мать «ходили в Иерусалим на праздник Пасхи». Возможно, уже в первые десятилетия и века христианства верующие посещли места, связанные с именем Иисуса Христа. В IV в. святая Елена, мать Константина Великого, совершила паломничество на Святую землю, на которой воздвигла крест. Началась традиция паломничества. В Средневековье в странах Европы выделялись Великие паломничества — посещение Святой земли (Крестовые походы) и Рима, и паломничества малые — посещение отечественных святынь. Церковь направляла в паломничества в наказание за проступки и во исполнение наложенной епитимьи. С XIII в. светские суды Западной Европы приговаривали к паломничеству убийц.
Ряд российских ученых считают, что одним из первых русских православных паломничеств была поездка святой княгини Ольги в Константинополь для принятия Крещения. А при князе Владимире, крестившем Русь, был в паломничестве на Афоне и в Константинополе преп. Антоний, будущий основатель Киево-Печерской лавры. В 2002 г. исполнилось 940 лет первому русскому паломничеству на Святую землю: его в 1062 г. совершил игумен Валаам. Возможно, что в Иерусалим совершались паломничества и ранее. Русский паломник игумен Даниил в начале XII в. дважды посетил и описал Святую землю. Дьякон Игнатий, совершивший паломничество в Иерусалим в 1389—1391 гг., сделал описание храмов, монастырей и других святынь Палестины. Иеродьякон Зосима из Троице-Сергиевой лавры первым из русских паломников описал гору Афон в 1418 — 1421 гг. В середине XV в., когда турки захватили Константинополь, паломничества на Святую землю прерываются. Набирают силу внутренние паломничества. Мы уже отмечали, что российские государи и императоры часто совершали паломничества, делали богатые подарки монастырям России. Со второй половины XVI в. паломничества на Святую землю постепенно возобновляются. Государев двор посылал туда людей с поручениями и милостынею.
Расцвет паломничеств в Палестину наступает в XIX в. В 1857 г. установлены рейсы пароходов от Одессы до Яффы. В 1882 г. Великий князь Сергей Александрович создал Императорское Православное Палестинское общество для оказания помощи паломникам, путешествующим на Святую землю. В России в 1893 г. стали продаваться «паломнические книжки» с пониженным на 35 % тарифом на проезд по российским железным дорогам. Паломники ехали на поезде до Одессы, оттуда они добирались на пароходе до Константинополя (Стамбула). В Константинополе они совершали экскурсии, а затем направлялись на Святую землю. В 1885 г. начал издаваться журнал «Русский паломник». Сильные позиции в Палестине занимал рубль, русские паломники были желанными гостями. В арабских школах даже изучали русский язык. К 1914 г. Русская духовная миссия владела большой земельной собственностью в Палестине (более 100 га), на которой были построены церкви, подворья, школы, а также гостиницы, больницы, бани для приезжающих из России.
Одновременно развивались и внутренние паломничества. Одними из основных его центров были Троице-Сергиева лавра, в которую приезжали поклониться мощам Сергия Радонежского, и Оптина пустынь. В Оптину пустынь приезжали многие представители русской интеллигенции — Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Л.Толстой, для того чтобы встретиться с тамошними старцами. В XIX — начале XX в. в России совершалось большое число паломничеств, как внутренних, так и внешних. В Палестину совершили паломничества Н. Гоголь (1848 г.), И. Бунин (1907 г.), В. Поленов. Сто лет назад поездка на Святую землю длилась месяц, а еще раньше — до нескольких лет. В 1844 г. две крестьянки из Пермской губернии отправились в легендарное паломничество в Бари (Италия) поклониться святому Николаю (Николаю Угоднику). До них Бари посещали лишь некоторые российские чиновники, но массового паломничества, особенно простолюдинов, не было: опасались путешествия в страну с другой верой — католической. Эти выдающиеся русские подвижницы проложили тропу паломникам к Николаю Угоднику.
В начале XX в. Афон (в Греции) посещало 8—10 тыс. паломников в год, Святую землю — около 30 тыс. В 1914 г. только на Пасху в Палестине было около 6 тыс. паломников. В Дивеево, к мощам Серафима Саровского, ежедневно прибывали 2 — 3 тыс. паломников; там было 11 гостиниц. В 1914 г. в Соловецком монастыре побывало 50 тыс. паломников.
В советские годы гонения на религию сказались и на паломничествах. Даже в наши дни, когда происходит возрождение религии, число паломников, посещающих Святую землю и Дивеево, гораздо меньше, чем до революции 1917 г.. Сейчас выдаются свидетельства о посещении Святой земли на русском, святой горы Афон – на греческом.
Такой вид туризма, как религиозный туризм, является одним из самых быстроразвивающихся секторов. В наше время он привлекает не только пожилых, но и молодых людей. Если говорить о перспективе развития религиозного туризма в Тамбовской области, то приоритетным направлением здесь является православный туризм.
Туристы едут в святые места поклониться святым мощам и чудотворным иконам, получить помощь, исцеление, ощутить связь с Богом, совершить духовное восхождение к Богу, прикоснуться к благодатной силе, стремятся посетить храмы, монастыри, мощи, нетленные гробы святых, увидеть их вещи, святые источники. Молитвенный опыт возникает в результате приобщения к посещаемым местам.
Рассмотрим роль и значение православного туризма в жизни общества.
- Духовно-просветительская роль. Во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России. Паломники знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев, с именами которых связаны места, входящие в маршрут. Посетители имеют возможность пообщаться с насельниками монастырей, найти себе духовников.
- Общеобразовательная роль. Монастыри являлись и являются не только духовными, но и культурными и историческими центрами. В некоторых из них находятся музеи. Как паломники, так и экскурсанты знакомятся с изобразительными и архитектурными формами, жизнью и бытом монахов, мирян в разные исторические эпохи.
- Миссионерская роль. Поездки по святым местам способствуют воцерковлению многих людей из тех, которые были нерелигиозными.
- Благотворительная роль. Паломнические службы узнают о нуждах монастырей и доносят ее до паломников. Организацией помощи занимается и сама паломническая служба. Паломники привозят в монастыри вещи, продукты, делают денежные пожертвования. Такая помощь бывает часто очень своевременной, особенно для возрождающихся обителей.
Трудно найти статистические данные о численности православных паломников в России. По имеющейся информации, в год внутреннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Возможно, эти данные требуют уточнения. В такие поездки отправляется больше женщин, чем мужчин. Средний возраст паломников — 45-50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика. Православный туризм дает возможность увидеть много прекрасного, получить массу впечатлений, необходимое общение, которое будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств людей, в первую очередь, детей. Поведение детей и подростков носит часто асоциальный характер, дети имеют критическое отношение к взрослому миру, к сверстникам и к самому себе. В подростковом возрасте дети подвластны опасным влияниям. Главными опасностями являются жажда новых впечатлений. Чтобы оградить подростков от этого, необходимо направить их внимание в русло познания мира. Религиозный туризм дает возможность увидеть много прекрасного, получить массу впечатлений, необходимое общение, которое будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.
С точки зрения педагогики, сопряжение определений «нравственный» и «духовный» в понятии «духовно-нравственное» наиболее близко отражает паломническое понятие «совершенство-устремление», как вектор, доминанта, сила и энергия духовно-нравственного становления. Становление - это стремление человека преодолеть границы своей природы, выйти за ее пределы, не разлучаясь с ней, желание превзойти ее. Духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия.
Нравственное взросление ребенка проходит несколько стадий. Скорость прохождения детьми подросткового возраста этапов нравственного развития зависит от уровня интеллекта, состояния общества, в котором они живут, от принятых в нем традиций воспитания детей. Дети более склонны подражать. Предлагая подростку посетить храм, необходимо опять-таки доказать, что это не только молитвы, но и познание святых мест и самого себя.
Воспитательные установления в юношеский период проистекают из понимания этого времени как возраста вскипания телесной и духовной жизни. Воспитание влияет на «внутреннего человека», оно направлено на внутренние основы жизни, способствует тому, чтобы доброе поведение воспитываемого проникало в сокровенные изгибы душевной жизни. Задача воспитания с помощью православного туризма - помочь подростку сохранить обязывающую силу веры и жизни, кроме того, расширить кругозор, узнав о традициях и реликвиях перешедших к нам от предшествующих поколений.
В детском и подростковом возрасте дети подвластны опасным влияниям. Главными опасностями является жажда впечатлений от наркотиков, сигарет, алкоголя; стремление к другому полу в неограниченных количествах. Чтобы ограничить подростков от этого, необходимо направить их внимание в русло познания мира. Религиозный туризм даст возможность увидеть много прекрасного, получить массу впечатлений, необходимое общение.
Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных, нравственных, ценностных ориентиров, на которых оно держалось на протяжении сотен лет. Духовный кризис, переживаемый в России, обусловлен тем, что основополагающие ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена. Православный туризм направляет свою деятельность на сохранение и передачу духовных ценностей. В связи с этим целью паломнического туризма является передача новым поколениям основных знаний, умений и навыков, воспроизводящих всю совокупность цивилизованной жизни.
В рамках религиозного туризма предполагается посещение религиозных центров, в которых дети смогут увидеть действующие культовые и памятные религиозные объекты, побывать в музеях и на выставках. Атмосфера духовно-исторических мест даст воспитаннику возможность подумать о своих действиях, желаниях, чувствах.
Дети, посещая богослужения, принимая участие в крестных ходах, других религиозных мероприятиях, будут осознавать духовность этого процесса. Паломнические туры покажут человеку, что все основано на нравственности, добре, взаимопонимании.
Опыт воспитания показывает, что духовная жизнь в человеке нельзя пробудить, сохранить и взрастить только через развитие его психофизических функций. Одухотворение души благодатию святых мест происходит в определенных условиях. Православный туризм направлен на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию.
Таким образом, можно сделать вывод, что православный туризм обладает большим духовным потенциалом, использование которого способствует становлению духовно-нравственных качеств школьника, и это является одной из его важнейших задач.
Цель программы:реабилитация и повышение уровня социализации обучающихся, в том числе, имеющих отклонения в развитии и поведении, с помощью православного туризма.
Задачи программы:
- Формирование способностей к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм.
- Формирование уважительного отношения к традиционным российским религиям.
- Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традиций, внутренней установке личности школьника, поступать согласно своей совести.
- Развитие познавательного интереса у воспитанников к окружающей действительности, расширение кругозора.
- Создание условий для приобретения обучающимися новых знаний о традициях, ценностях, наследии православной культуры.
- Формирование культуры общения и поведения в социуме.
- Формирование потребности в самопознании и саморазвитии.
- Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей.
- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
- Организация совместной деятельности педагогического коллектива и воспитанников.
Программа рассчитана: на детей от 11 до 17 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
I этап (первый год) – знакомство с православным наследием.
II этап (второй год) – основной.
III этап (третий год) – созидательный.
На первом этапе дети знакомятся с историей и традициями православия. На этом этапе учащиеся посещают православные храмы, совершают экскурсии к православным святыням (святые источники, мощи, монастыри, обители).
На втором этапе предшествующие формы работы дополняются беседами со священнослужителями, членами казачьего общества и уроками православия.
На третьем этапе дети осознанно принимают участие в православных службах, крестных ходах, а также принимают активное участие в деятельности казачьего общества, связанной с православием, оказывают посильную необходимую помощь храмам.
Ожидаемые результаты:получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, путем приобщения к традициям, ценностям и наследию православной культуры.
Обучающийся в процессе занятий по программе:
- Духовно развивается на основе нравственных установок и моральных норм.
- Становится толерантным к нетрадиционным российским религиям.
- Укрепляет нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традиций, внутренней установке личности школьника.
- Развивает познавательный интерес к окружающей действительности, расширяет кругозор.
- Приобретает новые знания о традициях, ценностях, наследии православной культуры.
- Формирует культуру общения и поведения в социуме.
- Приобретает потребность в самопознании и саморазвитии.
- Развивает трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
- Развивает доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.
Подведение итогов:регулярный мониторинг ситуации: тестирование, анкетирование, наблюдение, опрос, беседа с воспитанниками.
Практическая значимость программы: заключается в том, что ее результаты способствуют совершенствованию педагогической деятельности в аспекте воспитания духовно-нравственной культуры школьника.
Полученное в результате исследования новое знание о содержании феномена духовно-нравственной культуры школьника может быть положено в основу проектирования спецкурсов и спецсеминаров в системе повышения квалификации педагогов образовательных учреждений различного типа.
Методологической основойисследования являются отечественные теории и концепции, раскрывающие проблемы человеческого существования, общенаучные категории «культура», «духовность», «нравственность».
Методы исследования.Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); статистические методы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I этап: «Знакомство с православным наследием»
Представленный блок состоит из нескольких модулей и имеет инвариантный характер. Он предназначен для педагогов разных специальностей, представителей школьной администрации, так как знакомит детей с понятием «православная традиция». Без понимания ее сущностных черт невозможно реализовать духовно-нравственное просвещение в современной школе, которое по праву является (как показала практика последних лет) полноправным направлением воспитательной работы всех общеобразовательных учреждений. Главные задачи духовно-нравственного просвещения – формирование национальной идентификации у подрастающего поколения, воспитание достойных граждан своего Отечества, наследников богатейшей культуры и славной истории. Именно такие качества предлагает воспитывать у выпускника российской школы современная концепция модернизации образования.
На первом этапе дети знакомятся с историей и традициями православия: посещают православные храмы, совершают экскурсии к православным святыням Тамбовщины: «Тамбов православный», «Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь», «Мичуринск православный», «Церковь в честь Архистратига Божия Михаила» р.п. Мордово, «Святыни Знаменского района», «Свято-Никольская Мамонтова пустынь», «Памятники православной культуры Моршанского района», «Святые источники Тамбовщины». Перед экскурсиями педагоги проводят лекции в соответствии с разработанным тематическим планом.
Тематический план
№
|
Тема
|
Кол.
часов
|
Форма
занятия
|
1.
|
Основные представления о православной вере
|
4
|
лекция
|
2.
|
Исторические аспекты Ветхого и Нового Заветов
|
2
|
лекция
|
3.
|
История Русской Православной Церкви
|
4
|
лекция
|
4.
|
Основные представления о христианской нравственности
|
3
|
лекция
|
5.
|
Православие в современной России
|
1
|
тестирование,
обсуждение
|
|
Итого
|
14
|
|
Содержание тем
Тема 1. Основные представления о православной вере.
Феномен веры. Символ веры. Предание и Писание. Догмат. Два основных догмата христианства: о Троице и Богочеловеке Христе. Основные понятия православного богословия: ипостась, сущность, природа, энергия. Образование христианской Церкви. Условия, благоприятствующие распространению христианства. Апостолы, мужи апостольские, отцы и учителя Церкви. Апофатическое и катафатическое направления в богословии Православной Церкви. Православный взгляд на Троицу. Учение о Христе по определениям III, IV, V и VI Соборов. Творение, грехопадение и искупление. Различия в понимании Церкви и ее роли в Православии, католицизме и протестантизме. Понятие о таинствах. Сущность поста. Влияние христианства на культурное и политическое развитие Европы.
Тема 2. Исторические аспекты Ветхого и Нового Заветов.
Новейшие достижения библейской текстологии. Древние библейские кодексы и рукописи, дошедшие до нашего времени. Понятие о каноне священных книг. Историческая действительность и образный язык Библии. Библейский рассказ о творении мира и человека, указание на способ и результат творения. Историко-философское содержание понятия о первородном грехе. Описание потопа: сравнение месопотамских источников и библейского текста. Исторические документы и библейское повествование о ветхозаветной истории человечества. Ветхозаветная хронология.
Новозаветное летоисчисление. Новозаветный канон. Апокрифы. Авторы новозаветных писаний, время и место их создания. Нехристианские свидетельства о Христе. Хронологические рамки и география основных событий общественного служения Христа. Смысл и значение этого служения. Страсти, предательство Иуды, взятие под стражу, распятие, погребение, воскресение. Историческая достоверность евангельских событий. Туринская Плащаница. Апостолы. Пятидесятница. Возникновение христианской Церкви по книге Деяний Апостольских. Миссионерская деятельность и послания апостола Павла. Апокалипсис.
Тема 3. История Русской Православной Церкви.
Крещение Руси. Князь Владимир Красное Солнышко. Первые русские святые Борис и Глеб. Учреждение митрополии в Киеве. Причина переноса митрополичьей кафедры. Монголо-татарское нашествие. Роль Церкви в подготовке разгрома Золотой Орды. Преподобный Сергий Радонежский – собиратель русских земель. Св. благоверный князь Александр Невский. Московский период истории Русской Церкви до установления патриаршества. Концепция «Москва – Третий Рим». Установление патриаршества. Смутное время, роль Церкви в его преодолении. Патриарх Гермоген. Возникновение и сущность старообрядчества. Реформы в церковной жизни при Петре Великом и Екатерине II. Взаимоотношения Церкви и государства в XIX – начале XX вв. Поместный собор 1917-1918 гг. Патриарх Тихон. Революционные потрясения и гонения на Церковь. Новомученики России. Церковь в период Великой Отечественной войны. Новые гонения на РПЦ в хрущевское время. Тысячелетие крещения Руси. Подъем духовности, восстановление храмов, монастырей, возрождение духовных учебных заведений. Социальная концепция Русской Православной Церкви. Просветительская и миссионерская деятельность РПЦ в современное время.
Тема 4. Основные представления о христианской нравственности.
Связь вероучения и нравоучения. Нравственная система христианства. Православие и нравственные ориентиры русского народа. Этические аспекты отношения Православия и мира. Православные понятия о грехах, страстях, покаянии. Основные добродетели христианства: вера, надежда, любовь. Лестницы духовного восхождения как примеры самоусовершенствования личности. Сравнение Декалога (Моисеева закона) и Нагорной проповеди. Притчи Нового Завета и их воспитательное значение. Аскетизм. Святые подвижники веры и их нравственный подвиг. История монашества в христианстве. Святые Земли Русской и их роль в формировании народного самосознания и патриотизма.
Тема 5. Православие в современной России.
Тестирование
II этап: «Основной»
В современном обществе идет поиск путей духовного возрождения, обретения нравственных идеалов. Ведущее место в этом процессе отводится школе. Известно, что главное предназначение всей образовательной системы состоит в гуманизации, нравственном воспитании подрастающих поколений, раскрытии подлинно человеческих способностей и качеств, приобщении детей к традиционным духовно-нравственным ценностям. Формирование природосообразной и культуросообразной личности с осознанной национальной идентификацией современная концепция модернизации образования определяет как приоритетное направление развития национальной системы образования. Духовной же основой отечественной культуры Тамбовской области является Православие.
На втором этапе предшествующие формы работы дополняются беседами со священнослужителями, членами казачьего общества и лекциями «Основы православной культуры и нравственности»
Тематический план
№
|
Тема
|
Кол. часов
|
Форма занятия
|
1.
|
Введение в историю христианства
|
2
|
лекция
|
2.
|
Основные представления о православной вере
|
4
|
лекция
|
3.
|
Исторические аспекты Ветхого и Нового Заветов
|
4
|
лекция
|
4.
|
Библия в контексте культуры
|
2
|
лекция
|
5.
|
Основные представления о христианской нравственности
|
2
|
лекция
|
6.
|
«Основы Православной культуры и нравственности.
|
2
|
круглый стол
|
|
Итого
|
14
|
|
Содержание тем
Тема 1. Введение в историю христианства.
Образование христианской Церкви. Условия, благоприятствующие распространению христианства. Апостолы, мужи апостольские, отцы и учителя Церкви. Гонения и ереси. Мученики. Апологеты. Формирование канона священных книг. Миланский эдикт Константина Великого. Вселенские Соборы. Папство и причины разделения Церквей. Основные вехи истории Римской Церкви. Реформация: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Восточная Церковь под игом турок и роль России в судьбах восточных христиан. Первый и Второй Ватиканские Соборы. Экуменистическое движение. Влияние христианства на культурное и политическое развитие Европы.
Тема 2. Основные представления о православной вере.
Феномен веры. Символ веры. Предание и Писание. Догмат. Два основных догмата христианства: о Троице и Богочеловеке Христе. Основные понятия православного богословия: ипостась, сущность, природа, энергия. Апофатическое и катафатическое направления в богословии Православной Церкви. Православный взгляд на Троицу в свете учения великих каппадокийцев (IV век) и его отличие от западного. Учение о Христе по определениям III, IV, V и VI Соборов. Ереси: арианство, савеллианство, несторианство, монофизитство и монофелитство. Творение, грехопадение и искупление. Различия в понимании Церкви и ее роли в Православии, католицизме и протестантизме. Понятие о таинствах. Сущность поста.
Тема 3. Исторические аспекты Ветхого и Нового Заветов.
Новейшие достижения библейской текстологии. Древние библейские кодексы и рукописи, дошедшие до нашего времени. Понятие о каноне священных книг. Историческая действительность и образный язык Библии. Библейский рассказ о сотворении мира и человека, указание на способ и результат творения. Историко-философское содержание понятия о первородном грехе. Описание потопа: сравнение месопотамских источников и библейского текста. Исторические документы и библейское повествование о ветхозаветной истории человечества. Ветхозаветная хронология. Летоисчисление «от сотворения мира».
Новозаветное летоисчисление. Новозаветный канон. Апокрифы. Авторы новозаветных писаний, время и место их создания. Нехристианские свидетельства о Христе. Хронологические рамки и география основных событий общественного служения Христа. Смысл и значение этого служения. Страсти, предательство Иуды, взятие под стражу, распятие, погребение, воскресение. Историческая достоверность евангельских событий. Туринская Плащаница. Апостолы. Пятидесятница. Возникновение христианской Церкви по книге Деяний Апостольских. Миссионерская деятельность и послания апостола Павла. Апокалипсис.
Тема 4. Библия в контексте культуры.
Изучение Библии как традиционной для России формы познания путей нравственного совершенствования. Библия – книга книг, ее значение в мировой культуре и истории. Современность библейских повествований. Библейские сюжеты в русской литературе, живописи, музыке. Влияние библейских канонов на русскую мысль.
Тема 5. Основные представления о христианской нравственности.
Связь вероучения и нравоучения. Нравственная система христианства. Православие и нравственные ориентиры русского народа. Этические аспекты отношения Православия и мира. Православные понятия о грехах, страстях, покаянии. Основные добродетели христианства: вера, надежда, любовь. Лестницы духовного восхождения как примеры самоусовершенствования личности. Сравнение Декалога (Моисеева закона) и Нагорной проповеди. Притчи Нового Завета и их воспитательное значение. Аскетизм. Святые подвижники веры и их нравственный подвиг. История монашества в христианстве. Святые Земли Русской и их роль в формировании народного самосознания и патриотизма.
Контрольные процедуры. Наблюдение, тестирование.
III этап: «Созидательный»
Представленный блок состоит из нескольких модулей и имеет инвариантный характер.
Его цель – показать, как православная традиция повлияла на национальное самосознание русского человека. В процессе лекционных занятий рассмотреть особенности национального зодчества, изобразительной и музыкальной культуры, художественного слова; показать отличия отечественного вероисповедания от западного христианства и от нетрадиционных религиозных мировоззрений.
На третьем этапе дети осознанно принимают участие в православных службах, крестных ходах, а также принимают активное участие в деятельности казачьего общества, связанной с православием, оказывают посильную необходимую помощь храмам. На данном этапе читаются лекции «Православная духовная традиция и национальное самосознание».
Тематический план
№
|
Тема
|
Кол. часов
|
Форма занятия
|
1.
|
Традиции русского православного храма
|
2
|
лекция
|
2.
|
Введение в иконоведение
|
2
|
лекция
|
3.
|
Русская духовная музыка и ее влияние на человека
|
2
|
лекция
|
4.
|
Образы христианской нравственности в русской литературе
|
2
|
лекция
|
5.
|
Православие и казачество
|
4
|
лекция
|
|
Итого
|
12
|
|
Содержание тем
Тема 1. Традиции русского православного храма.
Три главных аспекта в понимании православного храма: исторический, символический, духовный (молитвенный). Их взаимосвязь. Иконопись. Стержень происходящего в храме – богослужение. Основные понятия о действах в храме: молитве, кругах богослужения, праздниках. Понятия об обрядах и таинствах, их внутренний смысл и сущность. Духовный образ жизни христианина.
Тема 2. Введение в иконоведение.
Происхождение христианских образов в живописи. Первые школы. Катакомбы Каллиста в Риме. Предание об образе Спас Нерукотворный. Пято-шестой Вселенский Собор о церковном образе. Иконоборчество. Учение св. Иоанна Дамаскина и православных паламистов о смысле иконопочитания. VII Вселенский Собор, его орос. Празднование Торжества Православия и его связь с победой над иконоборчеством. Отношение на Западе к православному учению об иконопочитании. Смысл и содержание иконы. Византийская и древнерусская иконопись. Расцвет русской иконописи и его связь с византийским исихазмом. Андрей Рублев и его «Троица». Выдающиеся древнерусские иконописцы. «Живоподобие» в русской иконописи. Религиозная живопись русских художников XVIII-XIX вв. Отличие православной иконы от религиозной живописи. Канонические и неканонические изображения. Икона в современном мире и ее нравственное значение.
Тема 3. Русская духовная музыка и ее влияние на человека.
Русская духовная и классическая музыка. Влияние музыки на душевную и духовную природу человека. Ведущие жанры в музыке. Христианские прообразы у наиболее выдающихся представителей русского музыкального искусства. Выдающиеся руководители церковных хоров. Национальная традиция и история колокольных звонов.
Тема 4. Образы христианской нравственности в русской литературе.
Библейские темы в древнерусских литературных памятниках. Основные жанры древнерусской литературы. Евангельские мотивы в русской литературе XIX в. Этика христианства в русской литературе XX столетия. Серебряный век русской литературы. Духовность и апокалиптические мотивы в современной русской литературе 90-х гг. XX в.
Тема 5. Православие и казачество
История связи православной церкви с казачеством. Почитание православных святынь в казачестве. Возрождение казачества и православие.
Контрольные процедуры
Опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Методическое обеспечение
Для работы по данной программе педагогам поможет следующее обеспечение (см. Приложение 1):
- Разработка экскурсионных маршрутов «Православные святыни Тамбовской области» (Проект)
- Буклет «Тамбов Православный»
Измерительные материалы достижения планируемых результатов
В систему оценки результатов освоения программы «Реабилитация личности ребенка с помощью православного туризма», также может входить анализ уровня тревожности (тест школьной тревожности Филипса) и адаптации, анализ уровня воспитанности (диагностическая программа М.И. Шиловой) (см. Приложение 2).
Кадровое обеспечение программы
Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами.
Общее количество педагогических работников: 38 чел. Из них:
- учителей – 17 чел,
- воспитателей – 14 чел,
- административно-управленческий персонал – 3 чел,
- учебно-вспомогательный персонал – 4 чел.
Для реализации данной программы необходимо привлечение дополнительных кадровых ресурсов:
- Членов Тамбовского Отдельского казачьего общества;
- Представителей православной церкви Тамбовской области;
- Членов попечительского совета и др.
для проведения бесед, лекций, круглых столов, семинаров.
Финансовое обеспечение программы
Школа имеет финансовую самостоятельность, имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими бюджетными, внебюджетными средствами и имуществом. Бюджетное финансирование составляет 98,3 %, внебюджетные источники – 1,7 % (из них целевые 17%, доход от предпринимательской деятельности 83%). Предпринимательская деятельность осуществляется в части взимания родительской платы за содержание части воспитанников в школе-интернате на основании постановления администрации Тамбовской области от 16.06.2006г. № 651
Материально-техническое обеспечение программы
Школа- интернат обладает всем комплексом материально-технической базы , позволяющей, исходя из лицензионных нормативов и требований к образовательному процессу, эффективно решать поставленные задачи.
Школа-интернат с 1977 года располагается по улице Пионерской, дом 11 города Тамбова в 4-х - этажном здании. Общая площадь здания 3052 кв. м, площадь подсобных помещений 160 кв. м., площадь гаража и складских помещений 316 кв.м., овощехранилище - 82 кв. м.. Общая площадь земельного участка 8755 кв. м., на которой расположены: зона отдыха, спортивные площадки, опытный участок.
В школе располагаются: 13 классных комнат, спортивная комната, актовый зал, библиотека, тренажёрный зал, швейная мастерская.
Также в здании находятся спальные комнаты на 60 человек; столовая на 84 посадочных места; кухня, оборудованная по нормам СанПиН; раздевалка; подсобные помещения для технического персонала; учительская; канцелярия; кабинеты для специалистов; 6 туалетных комнат; 3 комнаты личной гигиены с наличием душевых; медицинская комната с процедурным кабинетом и изолятором.
Структурное подразделение школы-интерната - летний оздоровительный лагерь «Вислый Бор» - располагается в Моршанском районе в сосновом лесу на берегу реки Цны. Детский летний оздоровительный лагерь имеет площадь 10 га, на которых расположены 7 спальных корпусов на 200 человек; двухэтажный клуб с актовым залом на 200 человек и тремя комнатами для кружковой работы, музей и библиотека, выставочный зал; столовая на 200 посадочных мест, летняя танцевальная площадка; душевые, прачечная, постирочная, медицинский корпус, стадион и спортивные площадки, подсобные помещения для педагогического и вспомогательного персонала, гаражи, хозяйственный двор. В лагере имеется свой автотранспорт.
В школе-интернате имеется автотранспорт – 6 ед.
Имеются следующие технические средства обучения: компьютеры – 32 комплекта, мультимедийные проекторы – 2 шт., телевизоры - 6 шт., видеомагнитофон – 1 шт., музыкальные центры – 3 шт., музыкальные инструменты для вокально-инструментального ансамбля, лыжная база.
Сведения о практической апробации программы
Программа «Реабилитация личности ребенка с помощью православного туризма» проходит успешную апробацию на базе ТОГОУ «Общеобразовательной школы-интерната основного общего образования №1», структурного подразделения ДОЛ «Вислый Бор», ресурсов тамбовского ипподрома (ул. Пролетарская)(см. Приложение 3).
Приложение 1
Разработка экскурсионных маршрутов «Православные святыни Тамбовской области» (проект)
ВВЕДЕНИЕ
Культурные и природные ландшафты родного края - неисчерпаемый источник изучения истории православного взгляда на мир. Возрождение традиций православного паломничества, зарождение и развитие православного туризма, являет собой и цель, и средство воспитания здоровой духовности на основе взаимодействия всех структур общественного производства в социальном пространстве региона. Сама суть и мотивация паломнической деятельности во многом представляют собой часть утраченного мира этнокультурной традиции.
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение культурно-воспитательных задач.
Туризм же, в свою очередь, наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Следовательно, туризм может в полной мере решать культурно-воспитательные задачи социально-культурной деятельности.
Интерес туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, история, религия и многое другое.
К религиозному туризму относиться паломничество – древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80 % объектов туристского показа являются культовыми, например, в Париже культовые объекты составляют 44 %. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и так далее. Мотивация происходит либо из предписаний религии, либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр-Дам де Пари во Франции, собор Святого Петра в Италии и другие, которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира.
Безусловно, православный туризм Тамбовской области - это интересное направление. Православие является неотъемлемой частью русской культуры. История Тамбовской епархии — это часть истории Тамбовского края, уникально сохранившаяся в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры, в документах и в душах православных. Православная церковь заключала в себе мощный духовно - нравственный потенциал. Многим поколениям соотечественников она помогала закладывать нравственные основы, хранить самобытность, развивать культуру русской нации. Для простого человека храмы были истоками понимания прекрасного, ибо церковь на селе, да и в городе, была, как правило, самым красивым сооружением, украшалась произведениями живописи, наполнялась изумительной гармонией звуков хоровой музыки, колокольного звона. Церкви были хранилищами исторических документов и книжных сокровищ. Приходские церкви в селах были центрами грамотности, милосердия и общения.
Тамбовская область гордится и, конечно же, может заинтересовать туристов своими православными святынями. Среди дошедших до наших дней храмов есть уникальные, являющиеся национальным достоянием. Например, Благовещенская церковь с керамическим иконостасом в с. Новотомниково Моршанского района и Михаило-Архангельская церковь с фарфоровым иконостасом в р.п. Мордово, посетив которую святейший Патриарх Алексий II отметил: «Видя такую красоту, не перестаешь удивляться творениям ума, рук и сердца нашего православного народа. И сознаешь, что только глубокая вера и любовь к Богу помогали ему созидать такие святыни, которые остаются в веках».
Объектом исследованияданного Проекта являются православные памятники истории и культуры Тамбовского края.
Цель работы:разработать экскурсионные маршруты на тему «Православные святыни Тамбовской области»
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- Изучить историю Тамбовской епархии;
- Рассмотреть православные памятники истории и культуры Тамбовского региона;
- Разработать экскурсионные маршруты на тему «Православные святыни Тамбовской области».
В рамках данного Проекта разработаны разнообразные экскурсионные маршруты: «Тамбов православный», «Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь», «Мичуринск православный», «Церковь в честь Архистратига Божия Михаила» р.п. Мордово, «Святыни Знаменского района», «Свято-Никольская Мамонтова пустынь», «Памятники православной культуры Моршанского района», «Святые источники Тамбовщины». Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года.
Предлагаемые маршруты экскурсий дадут возможность воспитанникам школы-интерната познакомиться с православными памятниками истории и культуры Тамбовского края, воочию соприкоснуться с духовными ценностями.
Материалы данного Проекта могут быть также использованы менеджерами туристских фирм для проведения исторических экскурсий на территории Тамбовской области, специалистами социально-культурной сферы, а также в различных социально-культурных и образовательных учреждениях.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ
Тамбовская епархия основана в 1682 г. по указу царя Федора Алексеевича. Одним из первых епископов, потрудившихся на ниве духовного просвещения Тамбовской епархии, был святитель Питирим — Тамбовский чудотворец.
В историю Тамбовской епархии вписано имя подвижника веры преподобного Серафима Саровского, который в 1793 г. был рукоположен в сан иеромонаха в Казанском монастыре Тамбова. Также в Тамбове свое архипастырское служение начинал святитель Феофан Затворник. Из нашего города берет свое начало история чудотворной Вышенской иконы Божией Матери, которая в 1812 г. была привезена монахиней Миропией (Аденковой) в Вознесенский женский монастырь.
В разное время управляющими Тамбовской епархии были святитель Кирилл (Смирнов) и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), которые заботились о духовном устроении нашего края. Многие подвижники благочестия являлись уроженцами Тамбовской земли. Среди них - преподобный Амвросий Оптинский, преподобный Силуан Афонский, священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский.
К началу ХІХ века на территории епархии насчитывалось около 900 церквей, а в 1917 г. их было около 1500, в них служили 3000 священнослужителей.
К концу 30-х годов XX века Тамбовская епархия была практически разгромлена. Восстановление ее началось во время Великой Отечественной войны с передачи верующим в 1943 г. Покровского собора в г. Тамбове.
В наше время на территории Тамбовской епархии, границы которой совпадают с территорией Тамбовской области, возрождены Вознесенский женский и Казанский мужской монастыри. Действуют кафедральные соборы — Спасо - Преображенский в Тамбове и Боголюбский в Мичуринске. Открыты 65 воскресных школ, Тамбовская духовная семинария. Ведется возрождение Свято-Никольской Мамонтовой пустыни и Знаменского Сухотинского монастыря.
С 2002 г. Тамбовской епархией управляет епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосии (Васнев).
История Тамбовской епархии — это часть истории Тамбовского края, уникально сохранившаяся в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры, в документах и в душах православных. Православная церковь заключала в себе мощный духовно-нравственный потенциал. Многим поколениям соотечественников она помогала закладывать нравственные основы, хранить самобытность, развивать культуру русской нации. Для простого человека храмы были истоками понимания прекрасного, ибо церковь на селе, да и в городе, была, как правило, самым красивым сооружением, украшалась произведениями живописи, наполнялась изумительной гармонией звуков хоровой музыки, колокольного звона. Церкви были хранилищами исторических документов и книжных сокровищ. В церковных библиотеках находились работы тамбовских историков И.И. Дубасова, протоиереев Г.В. Хитрова и С.А. Березнеговского. Приходские церкви в селах были центрами грамотности, милосердия и общения.
Предлагаемые маршруты экскурсий дадут возможность обучающимся познакомиться с православными памятниками истории и культуры Тамбовского края, воочию соприкоснуться с духовными ценностями.
|