Submitted by Лариса Анатольевна Соломина on Sat, 13/08/2011 - 11:25
Урок 3. «Двойники, но не братья» (урок изучения темы «Омонимы»)
Цель:познакомить с понятием «омоним».
Задачи:
1. Учить различать многозначные слова и омонимы;
2. Учить пользоваться словами
3. Составление словосочетаний с омонимами.
Оборудование: : нетбук, мультимедиа проектор, подключение к сети Интернет, книга из серии «Твой кругозор» Э.А.Вартаньяна «Путешествие в слово», распечатанные карточки.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Признаки переносного значения слова (school-collection.edu.ru)
Упражнение 338 – чтение словосочетаний с указанием слова в переносном значении. На доске – запись предложений с указанными словосочетаниями.
Повторение. Правописание гласных в корне слова:
Разноуровневые задания «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне» (карточки для каждого):
• Вставьте пропущенные буквы, укажите в скобках проверочные слов.
• Выпишите выделенные слова, укажите рядом антонимы.
*** Задание 3-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы, выписав сначала словосочетания сущ. + прил., а затем гл. + сущ.
• Запишите собственные словосочетания с тремя первыми главными словами (приласкать, раскалить, запевала).
Развитие речи. Выразительно прочитать отрывок из стихотворения А.Майкова:
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст.
-Выпишите слова с проверяемой гласной в корне, рядом – проверочные слова.
- Найти слово, употребленное в переносном значении. Определить лексическое значение. Выяснить, на основе чего сделан перенос.
IV. Объяснение нового материала.
1. Работа с главой из книги Э.Вартаньяна «Путешествие в слово».
-Сегодня мы познакомимся со словами, которые называются омонимы. Помочь нам понять сущность таких слов поможет глава из книги Э.Вартаньяна «Путешествие в слово». Омонимы в этой книге названы «двойниками, но не братьями». Обратимся к отрывку из этой главы:
«В Нью-Йорке создан клуб двойников. Членом клуба может стать лишь тот, кто похож на какого-нибудь знаменитого человека. В клубе уже имеется одиннадцать Эйзенхауэров и семь Черчиллей».
Как видно, эти люди могут быть разного рода-племени, социального положения, достатка, профессии, интересов. Единственный признак, по которому произошло их объединение, — формальное сходство.
Этим газетным сообщением я хочу предварить рассказ об омонимах (От греческих слов homos — «одинаковый» и опута — «имя») — словах, совпадающих по звучанию, но совершенно не связанных между собой по значению.
«В Нью-Йорке создан клуб двойников». «Везувий зев открыл — дым хлынул клубом». Эти два совершенно разных по значению слова — «учреждение, объединение лиц» и «масса чего-нибудь движущегося, летучего, принявшего форму шара» — стали омонимами после того, как свели знакомство в нашем языке. Если русское слово клуб — отпрыск общеславянского (испокон веков так и звучало, обозначая «нечто круглое»), то английское слово клуб, заимствованное нами около двух столетий назад, первоначально произносилось то как «клаб», то как «клоб», «Третьего дня в Английском клобе избрали новых членов» (А. С. Пушкин). Как бы то ни было, звуковое переоформление состоялось. В нашем языке появилась омонимическая пара.
Если явление полисемии (многозначности) обусловлено единством слова и соотносительностью смысла, то явление омонимии основано на внешнем звуковом сходстве слов и внутренней смысловой несовместимости».
-Поэтому Э.Вартаньян назвал омонимы «словами равнозвучащими, но разнозначными».
2) работа с электронным словарем омонимов. Различие многозначных слов и омонимов (school-collection.edu.ru):
Чтение определения в учебнике.
V.Закрепление:
1) Отрывок из «Путешествия в слово»:
«Как и многозначные слова, омонимы имеют своих почитателей и недоброжелателей. Одни их считают бичом языка (это какое-то наваждение;, говорят они, несуразица, где сам черт ногу сломит. Как прикажете понимать хотя бы такую фразу: «Она ухватилась за косу». За свои волосы или за то, чем траву косят? — Долой омонимы!). Есть такие, кто их приемлет потому, что «куда денешься?» Хочешь не хочешь, а приходится мириться. Третьи усматривают в омонимах признак языковой мощи и развитости. И, полемизируя со своими оппонентами, не без иронии замечают: «А вы, уважаемые, не суетитесь, не спешите. Из речевой ситуации, из контекста всегда можно уяснить, за что же та женщина ухватилась. Это не проблема и не тема для разговоров».
2) Выполнение упражнения 345.
3) Примеры оформления омонимов в словаре (school-collection.edu.ru)
-Составить предложения с любой парой омонимов.
VI. Итог урока.
-Трудно ли различать омонимы и моногозначные слова?
-Как это можно сделать?
VII. Домашнее задание: отличие омонимов и многозначных слов, упражнение 347.