Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Фото пользователя Елена Васильевна Васильева
Submitted by Елена Васильевна Васильева on Wed, 10/08/2011 - 10:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васильева Елена Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ№1 г.Лермонтова Ставропольского края
Регион: 
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

 

1. Систематизировать знания учащихся о малых фольклорных жанрах русского народного творчестваи понятии «устное народное творчество», совершенствовать навык чтения;

2. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно;

3. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;

4. Формировать критическое  мышление, навыки  работы в команде; Воспитывать  чувство гордости за  свою Родину

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник Л.Климановой "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть

Используемая методическая литература: 

 

.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс»

Используемое оборудование: 

 

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

I. Презентация «Устное народное творчество»; Быстрые публикации по теме «Устное народное творчество»;

II. Тест «Малые фольклорные жанры», листы опроса;

III. Ф.И.Буслаев «Народный эпос и мифология»;

IV. Книги сказок, иллюстрированные И.Я. Билибиным;

V. Жетоны за правильные ответы.

VI. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009

 

Краткое описание: 
Данное учебное занятие связано с предыдущим, изучающим отрывок из «Жития Сергия Радонежского», т.к. житие – не художественное произведение в современном смысле, его часто причисляют к разделу «Устное народное творчество». Это позволило перераспределить время по сравнению с обычным уроком, увеличить не только объём информации, но и разнообразить виды деятельности на нём: конкурсы, тестирование, занимательный материал и т.д. Особенностью является и связь нового материала, изучаемого в 4 классе, с предыдущим, который изучался как во 2, так и в 3 классах. Разрабатываемое учебное занятие найдёт своё продолжение в будущем при изучении данного раздела в литературе 5 класса, при чтении дополнительной литературы, изучении истории русской музыки и изобразительного искусства. 8. Практическая реализация: данный урок проводился 12 сентября 2008 года в 4»Б» классе. Урок литературного чтения по обобщению и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в 4»Б» классе прошёл удачно с точки зрения выбора методики проведения урока и психологического настроя учащихся. Отбор материалов, необходимых для данного урока производился из различных источников и занял много времени, т.к. такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, нет и ЦОРов по данной теме. Изменения в плане урока произошли при обсуждении «музыкальных» вопросов. Причиной стало слабое знание детьми видов русских народных песен, о чём было сказано учителю музыки. Имея огромное желание более полно использовать средства ИКТ в своей работе, я испытываю определённые сложности при проведении таких уроков, т.к. кроме компьютера и экрана, имеющихся в моём кабинете, необходимо постоянно устанавливать переносной проектор, а это потеря времени. Пройдя курсы в РММЦ г. Ессентуки, я считаю необходимым для себя освоить новые программы и расширить знания в тех, в которых уже работаю. Применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения. Качество знаний, полученных учащимися на уроке составило 83%.

 

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

1. Предмет: литературное чтение.

Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала.

2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

3. Планируемое количество часов: 1 час

Место учебного занятия в изучаемой теме: урок №8

4. Класс – 4 «Б» класс МОУ СОШ №1 г.Лермонтова 

5. Учитель: Васильева Елена Васильевна,  МОУ СОШ №1, г.Лермонтов

6. CD:   презентация «Устное народное творчество» (программа «PowerPoint2007»),  публикации: буклет и газета (программа «MicrosoftOfficePublisher2007»)

7. Аннотация к уроку: Урок обобщения и систематизации учебного материала.

Данное учебное занятие связано с предыдущим, изучающим  отрывок из «Жития Сергия Радонежского», т.к. житие – не художественное произведение в современном смысле, его часто причисляют к разделу «Устное народное творчество».                        

Это позволило перераспределить время  по сравнению с обычным уроком, увеличить не только объём информации, но и разнообразить виды деятельности на нём: конкурсы, тестирование, занимательный материал и т.д.

Особенностью является и связь нового материала, изучаемого в 4 классе, с предыдущим, который изучался как во 2, так и в 3 классах.

Разрабатываемое учебное занятие найдёт своё продолжение  в будущем при изучении данного раздела в литературе 5 класса, при чтении дополнительной литературы, изучении истории русской музыки и изобразительного искусства.

8. Практическая реализация: данный урок проводился 12 сентября 2008 года в 4»Б» классе. Урок литературного чтения по обобщению и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в 4»Б» классе прошёл удачно с точки зрения выбора методики проведения урока и  психологического настроя учащихся. Отбор материалов, необходимых для данного урока производился из различных источников и занял много времени, т.к. такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, нет и ЦОРов по данной теме.

Изменения в плане урока произошли при обсуждении «музыкальных» вопросов. Причиной стало слабое знание детьми видов русских народных песен, о чём было сказано учителю музыки. 

Имея огромное желание более полно использовать средства  ИКТ в своей работе, я испытываю определённые сложности при проведении таких уроков, т.к. кроме компьютера и экрана, имеющихся в моём кабинете, необходимо постоянно устанавливать переносной проектор, а это потеря времени. Пройдя курсы в РММЦ г. Ессентуки, я считаю необходимым для себя освоить новые программы и расширить знания в тех, в которых уже работаю. Применение   ИКТ   способствует   повышению эффективности и качества обучения. Качество знаний,  полученных учащимися на уроке составило 83%.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Систематизировать знания учащихся о малых фольклорных жанрах русского народного творчестваи понятии «устное народное творчество», совершенствовать навык чтения;

2. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно;

3. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;

4. Формировать критическое  мышление, навыки  работы в команде; Воспитывать  чувство гордости за  свою Родину.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

1. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой.

2. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.

3. Нравственное и эстетическое воспитание школьников. Воспитание  чувства гордости за  свою Родину.

4. Развитие устной речи и мышления.

5. Формирование элементов литературоведческих представлений.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

I. Презентация «Устное народное творчество»; Быстрые публикации по теме «Устное народное творчество»;

II. Тест «Малые фольклорные жанры», листы опроса;

III. Ф.И.Буслаев «Народный эпос и мифология»;

IV. Книги сказок, иллюстрированные И.Я. Билибиным;

V. Жетоны за правильные ответы.

VI. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009

VII. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс»

План урока

1. Организационный момент.  1мин.

2. Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний.  «Живая картинка».  5 мин.

3. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся. (ИКТ)

1 мин.

4. Организация восприятия и осознания нового материала. (ИКТ) 3 мин.

5. Обобщение и систематизация знаний. (ИКТ) 5 мин.

6. Повторение и анализ основных понятий. (ИКТ)  13-14 мин.ф

7. Тестирование 5-6 мин.

8. Итоги урока.  (ИКТ) 2 мин.

9. Домашнее задание.  2 мин.

10.Рефлексия  (ИКТ)  3 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент, речевая разминка:

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?

II. Проверка домашнего задания.«Живая картинка».

- Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

- Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. От­куда мы это узнали? (Из летописей)

- Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих кар­тин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Вас­нецов . Добрыня Никитич , Алеша Попович и Илья Муро­мец — герои русских былин)

- Он основал монастырь, посвященный Святой Трои­це. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)

- Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)

 

II. Слайд № 3. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

- Какой раздел мы изучали на наших уроках? Интересно ли вам было на этих уроках? Почему мы ежегодно начинаем изучение литературы именно с раздела «Устное народное творчество»? (Ответы детей)Слайд №3.

-Сегодня на уроке, подводя итоги работы по разделу «Устное народное творчество», мы вспомним о малых фольклорных жанрах на Руси.  Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает фольклор? (фольклористика)

 - Какие виды работы включает в себя эта наука? ( собирание, публикация и изучение произведений народного творчества)  Слайд №4.

III. Организация восприятия и осознания нового материала.

- Одним из самых известных фольклористов России является Фёдор Иванович Буслаев, русский языковед, фольклорист. Он занимался историей русской и европейской словесности, исследовал средневековое искусство. Его книга «Народный эпос и мифология» известны во всём мире. Слайд № 5.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

- Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «Устное народное творчество»? (Ответы детей: устное – из уст в уста, народное – авторство народа, творчество – создание нового).  Слайд № 6.

- Какие малые фольклорные жанры  мы изучали? Запишите на листах.

Былины                                                       Загадки 

Пословицы                                                 Сказки

Поговорки                                                  Песни

Приговорки                                                Считалки

Небылицы                                                  Скороговорки

Слайд № 7.

VI. Повторение и анализ основных понятий:

- Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «былина»? (Былины- эпические   песни о русских  богатырях.) Какие былины вы знаете? ( Чтение отрывков из былин, подготовленных детьми) Слайд № 8.

-Что означает понятие «пословица»? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм).Слайд № 9. 

Конкурс: «Собери пословицы»: - Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Пословицы читаются по очереди каждой команде - ряду.) Труд человека кормит, а ... (лень портит.) Раз соврал - навек ... (лгуном стал.)

Кто других не любит, ... (сам себя губит.) Кончил дело - ... (гуляй смело.)

-  Человек от лени болеет, а ... (от труда здоровеет.) Худо тому, кто ... (добра не делает никому.)

-  Сам потерпи, а ... (другого не выдай.) Учись доброму, ... (худое на ум не пойдет.)

- А чем отличаются поговорки от пословиц? Каково понятие «поговорка»?Поговорка –  незаконченное образное  выражение.Запишите 2 поговорки, которые употребляют в вашей семье.( на листах)  Слайд №  10.

 - Выражение или изображение, нуждающееся в разгадке, что это?  (загадка) Слайд №  11.

Конкурс загадок о музыкальных инструментах и нотах:

1. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах,

Зубы чёрные, педаль.

Как зовут меня?  (Рояль)

 

2. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.  (Гармошка)

 

3. Русским людям нравится,

Собою хороша  –

Нарядная душа,

А как играть начнёт –

Народ в пляс идёт.   (Балалайка)

 

4. По целому ты часть найди,

Две ноты вспомни, назови.  ( До - ля)

 

5. А эта нота хоть одна,

В кулинарии нам нужна.  ( Соль)

- На какую тему были эти загадки? ( Музыкальные инструменты и ноты – музыка). Вспомните, в разделе «Устное народное творчество» встречалась ли нам музыка? На каких музыкальных инструментах играли в древней Руси?                    ( Балалайка, гусли, гармошка и т.д.). На уроках музыки вы знакомились с русскими народными песнями. Какие жанры вы знаете? Запишите.


Колыбельные

Хороводные

Патриотические

Шуточные

Исторические

Частушки

Былинные

Лирические

Обрядовые

Плясовые


Слайд №  12.

- С незапамятных  времен взрослые и дети любят их не только читать, но и смотреть и слушать. Что это за произведения?  ( Сказки)

Какие бывают сказки?  ( Волшебные,бытовые,о животных)

 

Конкурс  «Что такое сказка?»

1. -Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова:  произведение;  чудесное, необычное,  из уст в уста.

Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?

2. – Чем отличается сказка от других произведений? ( В сказке есть зачин, присказка и концовка. Она обязательно учит чему – то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль ).

3. Кто из русских художников посвятил своё творчество русским народным сказкам, создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой  «стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры? ( Иван Яковлевич Билибин).

Слайд №  13.

Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. Иллюстрации к каким сказкам вы видите перед собой? ( Ответы детей)

 

VII. Тестирование

Объясняются правила выполнения теста.

 

Задания для проверочного теста

1 вариант

1. Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народно­му творчеству:

поэма;                        песня;                        загадка;

повесть;                     поговорка;                 басня.

2.  Найди пословицы о труде:

Горька работа, да сладок хлеб.  Близок локоть, да не укусишь.  Всяк  паучок знай свой уголок. Труд человека кормит, а лень портит. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

3. Найди среди четверостиший скороговорку:

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна, Оставайся ты одна.

На дворе трава. На траве дрова. Раз дрова, два дрова, Три дрова.

4. Однажды мальчик Варфоломей встретил старца мона­ха, который помог ему выбраться из леса. И этот маль­чик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонеж­ский, Пересвет, князь Олег)

5.Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Заглавная, главная, буквица.)

 

2 вариант

1.Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народному творчеству:

загадка;                      пословица;                     рассказ;

повесть;                     песня;                              юмореска.

2.Найди среди предложенных пословицы о Родине: Своя земля и в горсти мила. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Друг в беде — настоящий друг. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. .

3. Найди среди четверостиший считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,

 Вышел месяц погулять.

 А за месяцем луна,

 Оставайся ты одна.

 

Богат Ермошка —

У него собака да кошка.

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

4.Одним из первых русских летописцев был... . ( Сергий Радонежский, монах Киева- Печерского монастыря Нестор, Илья Муромец.)

5.Ими покрывались стены храма. Так называют изобра­жения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Гобелены, фрес­ки, картины)

 

Взаимопроверка учащихся.

VIII.Итоги урока

Сколько малых фольклорных жанров в устном творчестве русского народа?

Чем отличаются былины и сказки ?

Чем интересны русские народные песни?

Почему мы используем в своей речи скороговорки, считалки, загадки и небылицы?

Устное народное творчество - богатое наследие русского народа, поэтому мы не только его храним, но и используем  в своей жизни: с раннего детства нам поют колыбельные песни, учат правильно говорить с помощью скороговорок, загадывают загадки, рассказывают и читают сказки, смешат небылицами и  приговорками. Слайд № 14.

Подсчёт жетонов, выставление оценок.

IХ. Домашнее задание:  Творческое задание (по желанию)

1) придумать и оформить кроссворд,  где слова зашифрованы с помощью загадок;

2) сочинить  и инсценировать сказку с друзьями.

Х. Рефлексия: Что понравилось вам на уроке? Что хотели бы узнать по этой теме?

Нарисуйте на листе опроса «своё настроение» на уроке:Слайд № 15.

 - не очень       - отлично     - скучно    - удивительно

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн