Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Диагностирование развития музыкальных способностей у детей с минимальными парциальными нарушениями.

Фото пользователя Елена Алексеевна Ведищева
Submitted by Елена Алексеевна Ведищева on Tue, 09/08/2011 - 17:07

Значительную по численности группу детей составляют дети со слабо выраженными,  следовательно, трудновыявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы (В.И.Селеверстов, Б.И.Пузанов, Е.Н.Веракса). Группа  детей с парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена следующими вариантами:

·       дети с минимальными нарушениями слуха;

·        дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией;

·        дети с нарушениями речи (дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия, дисфония, заикания, полтерн, тахилалия, брадилалия, нарушение лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия);

·        дети с лёгкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);

·        педагогически запущенные дети;

·        дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряжённость, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита), соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравмитики, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями);

·        дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и другие);

·        дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);

·        дети с психогениями (неврозами);

·        дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия);

·        дети с лёгкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;

·        дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).

        Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать, как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить её как «группу риска». Качественные своеобразия и глубина нарушений, имеющиеся у детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем (И.Ю.Левченко, Н.А.Киселёва).

         В настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания дошкольников и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

        Психолого-медико-педагогической обследование детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

·        своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

·        выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребёнка с ОВЗ;

·        определить оптимальный педагогический маршрут;

·        обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

·        спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

·        оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

·        определить условия и воспитания ребёнка;

·        консультировать родителей ребёнка.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников. Охарактеризуем одно из направлений работы.

                       Образовательная область «Музыка».

        Основная цель – слушание детьми музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы, игра на музыкальных инструментах.

        Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха, танцевальных движений), музыкальных инструментов для игры на них (для детей с двигательными нарушениями).

        В совокупности перечисленные направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый вид деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что дети с ОВЗ имеют как общие, так и специфические особенности, связанные непосредственно с имеющимся нарушением. Содержание базовых направлений работы сочетается со специальными коррекционными областями. Например, дети с эмоциональными расстройствами нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их деятельностной сферы, формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. При сенсорных, двигательных нарушениях в содержание программы  включаются такие коррекционные разделы, как:

·        «Развитие зрительного восприятия» (для детей с нарушениями зрения),

·         «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» (для детей с нарушениями слуха),

·        «Развитие и коррекция общих движений, совершенствование физиологических возможностей мышц кистей и пальцев рук» (для детей с недостатками двигательной сферы) и другие

       Для каждой возрастной группы детей определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Диагностика может проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, другие – индивидуально. После проведения диагностического обследования педагог оценивает результаты каждого ребёнка и заносит их в таблицу музыкального развития, которые дают возможность проследить динамику музыкального развития и проанализировать трудности, возникающие у дошкольников в образовательном процессе.

        Дети  с ОВЗ были условно распределены на следующие группы:

       группа  I– дети с нарушением речи и с минимальными нарушениями слуха;

       группа II – дети с проявлениями двигательной патологии;

       группа III– дети с психопатоподобными формами поведения (гиперактивность, синдром дефицита внимания);

       группа IV – дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряжённость, тревожность, нарушение сна аппетита), без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, аллергики и другие).

Фамилии детей условно заменены на буквы алфавита.

Система оценки 3х бальная:

3балла – ребёнок выполнил задание;

2балла – ребёнок выполнил задание, прибегая к помощи педагога;

1балл – ребёнок не выполнил задание.

Система определения среднего балла:

2,4 – 3балла   высокий уровень;

1,7 – 2,3  балла  достаточный уровень;

1 – 1,6  балла недостаточный уровень.

       В основе диагностики – методика диагностики и программа «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, которая основана на подходе  детских психологов  Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожец и др., с учётом здоровьесберегающих технологий. Подобран дидактический материал, разработан план для развития музыкальных, познавательных, регуляторных, коммуникативных способностей помогающий в подготовке детей к школе.

Материал к диагностированию прилагается.

                Дидактический  и музыкальный материал  

    для  индивидуальных занятий с детьми с ограниченными                              возможностями здоровья (ОВЗ).

      

       Музыкально-дидактические упражнения и игры с использованием игры на музыкальных инструментах и прослушиванием музыкальных произведений.

                                   Старшая группа.

       Для развития звуковысотного слуха, например, Е.Тиличеева, Э.П.Костина: «Труба», «Кто скорей уложит кукол спать», «Весёлые гармошки», «Узнай песню по двум звукам», «Лесенка».

       Для развития ритмического слуха: «Петушок, курочка и цыплёнок», «Ритмическое лото», Е.Тиличеева, Э.П.Костина; «Ритмическая мозаика», Е.А.Ведищева.

       Для развития тембрового слуха, например, Н.Мурычева, Э.П.Костина: «Угадай, на чём играю», «Узнай звучание своего аккордеона»; «Кулачки и ладошки» Е.Тиличеева.

       Для развития динамического слуха, например: «Колыбельная», РНП, «Придумай песенку», «Ворон», РНП обр. Е.Тиличеевой.

       Для развития восприятия музыки,  например: «Будь внимательным», «Буратино», «Времена года».

       Для развития музыкальной памяти, например: «Парень с гармошкой», Г.Свиридов, «Осенняя песня», П.Чайковского, «Марш», Д.Шостаковича.  

       Для развития и совершенствования двигательных умений, например: «Телепузики», «Светофор», Е.А.Ведищева; «Громче, тише», М.Раухвергер.

       Для развития эмоционально-волевой сферы, например: «Какое настроение у Петрушки», «Как улетает самолёт?», «Весёлые матрёшки», Е.А.Ведищева; «Догадайся, кто поёт», Е.Тиличеева, А.Гонгов.

       Для развития речеслуховых анализаторов на правильном произношении, например, «Попевки» с определённым фонематическим составом: «Яша и яблоки», «Ёлочка в иголочках». «Енотик», «Юля и Юра», «Сторож», «Мурзик», «Сосиски у киски», «Смешинка», «Лапки», Е.А.Ведищева.

       Для развития мелкой моторики игра на детских музыкальных инструментах, например: «Гори, гори, ясно», РНМ, «Скок-скок-поскок», РНМ; «Небо синее», «Смелый пилот», Е.Тиличеева, М.Долинова.

                         

                         

                          Подготовительная группа.

       Для развития звуковысотного слуха, например: «Узнай песенку по двум звукам» (второй вариант), Н.Мурычева, Э.П.Костина; «Музыкальные лесенки», «Цирковые собачки», «Бубенчики», Е.Тиличеева, Н.Мурычева, Э.П.Костина.

       Для развития ритмического слуха, например: «Определи по ритму» «Прогулка в парк», «Выполни задание», (творческие импровизации с помощью педагога), «Ритмическое лото», Е.Тиличеева, Н.А.Ветлугина, Э.П.Костина; «Ритмическая мозаика». Е.А.Ведищева.

       Для развития тембрового слуха, например: «Угадай, на чём играю», «Рассказ музыкального инструмента», «Музыкальный домик»; «Кто самый внимательный», Э.П.Костина.

        Для развития динамического слуха, например: «Громко – тихо - запоём», «Звенящие колокольчики, ищи» (колпачки; с использованием творческих заданий); «Поющие нотки», Е.А.Ведищева.

       Для развития восприятия музыки, например: «На лугу», «Песня-танец-марш», «Времена года», «Наши любимые произведения» (на знакомом материале с использованием творческих заданий).

        Для развития музыкальной памяти, например: «Назови композитора», «Угадай песню», «Повтори мелодию», «Узнай произведение» (на знакомом материале с помощью творческих заданий).

       Для развития и совершенствования двигательных умений, например: «Кого встретил колобок», М.Красев; «Цветные флажки», И.Дунаевский, «Яблочко», РНМ, «Кавалерийская», Д.Кабалевский.

       Для развития эмоционально-волевой сферы, например: «Узнай по голосу», В.Ребиков; «Какое настроение у Петрушки», «Капельки и лёд», Е.А.Ведищева.

       Для развития речеслуховых анализаторов на правильном произношении, например, «Попевки» с определённым фонематическим составом: «Мишкин мёд», «На бильярде кот играл», «Косичка», «Красный шар», «Рак», «Уточка», «Попрыгун», «Тузик», «Колосок», «ЦУМ и чум», «В ущелье», Е.А.Ведищева.

       Для развития мелкой моторики игра на детских музыкальных инструментах, например: «Сорока-сорока», «К нам в гости пришли», РНМ, «Андрей воробей», РНП обр. Е.Тиличеевой, «В школу», Е.Тиличеева, М.Долинова.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Алексеевна Ведищева

На: Диагностирование развития музыкальных способностей у дете


   Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ требует деликатного, гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушение в развитии, могут интегрироваться в среду успешных сверстников. Индивидуально-дифференцированный подход предполагает постепенное включение таких детей, в коллектив сверстников с помощью взрослого.




Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Диагностирование развития музыкальных способностей у дете


Полезный материал, спасибо!

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Алексеевна Ведищева

На: Диагностирование развития музыкальных способностей у дете


Рада,что вам пригодился мой методический материал, в этом направлении можете использовать в образовательном процессе здоровьясберегающих технологий также, методику воспитания у детей правильного произношения на музыкальных занятиях. У этой методики "Попевки" с определённым фонематическим составом, на проблемные звуки для каждого возраста. В нотном изложении и в аудио записи (звучанию попевки предшествует аннотация инструмента под который она исполняется, попевка звучит с голосом и без голоса) .

http://www.openclass.ru/node/231735

 

Комментарий был изменен с момента создания (Ведищева Елена Алексеевна, пн, 22/08/2011 - 17:20).


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн