Остальные пишут диктант на основе самодиктанта одного из учеников, выполненного дома( зад.5, ТСР, с.раб. №14)
Работы 1 и 2 группы учащихся проверяет учитель, 3 группы проверка по цепочке с формулировкой правила: гласные в суффиксах глаголов – ова- (-ева-) и – ыва- ( -ива-)
3)Формулирование темы и целей урока.
- Ребята! Послушайте начало грамматического рассказа о Незнайке и постарайтесь сформулировать тему урока и его цели. Поручили Незнайке как – то написать плакат.
Начал он было писать – « соб…», да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.
- Скажите, пожалуйста, а как написать: собирайте или соберайте?
- Сейчас вам ответит Суффикс – консультант…
- А что ответил суффикс – консультант Незнайке, мы должны выяснить сами.
- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (о корнях с чередованием гласных).
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Запишите тему на доске.
- Каковы цели урока? (Учащиеся определяют цели урока)
4) Постановка проблемы.
На экране слова: пировать, запирать, запереть.
- Найдите корень слов и определите орфограмму.
- Все ли безударные гласные в корне слова можно проверить ударением?
- Как нужно действовать, чтобы правильно написать гласную И – Е в корнях с чередованием? ( Об этом нам предстоит узнать).
5) Актуализация изученного.
Беседа по вопросам:
- Какие корни с чередованием гласных вы уже знаете?
- Каковы условия выбора букв О – А в этих корнях?
- Запишите графически условия выбора данной орфограммы (ученики по очереди записывают на доске).
- А теперь посмотрите на экран и сверьте, нет ли ошибок в нашей записи.
- лаг - лож ( нет а)
- раст( ращ) - рос ( нет ст, щ)
- гар – гор
- зар- зор – зар
- Подведите итог и приведите примеры с записью на доске и в тетрадях на данное правило.
Предлагать – предложение ( на а)
Растение – росла (нет ст, щ)
Нагар – нагореть
Заря – зорька, зарево
Итак, ещё раз обратимся к теме нашего урока. О чём мы будем говорить? ( о корнях с чередованием Е – И и их правописании).
6)Знакомство с новой орфограммой.
1) Наблюдение.
На экране слова с чередующимися гласными Е – И.
собирать – соберу
запирать – запереть
отдирать – отдеру
замирать – замереть
блистать – блестеть
устилать – устелить
- Прочитайте вслух, назовите корни и чередующиеся в них гласные
- Посмотрите внимательно и назовите основное условие выбора букв Е – И в корнях с чередованием (учащиеся называют основные условия).
- Сделайте вывод о написании Е – И в корнях с чередованием.
- Попробуйте сформулировать правило
2) Составление схемы по правилу:
На доске записаны 2 колонки корней с чередованиями
- бир- - бер -
-пир- - пер -
-дир- - дер -
-тир- - тер -
-мир- = а - мер - = нет а
-блист- - блест-
-жиг- - жег-
2 ученика составляют схему. Получается такая схема
- Верно ли мы записали правило?
3) Сравнение своей формулировки с формулировкой учебника.
Чтение правила стр.124
Каков опознавательный признак орфограммы?
Какое основное условие выбора букв Е – И в корнях с чередованием?
Когда в корнях с чередованием пишем Е, а когда И?
Как называется орфограмма?
Как обозначается орфограмма?
Что вы упустили в вашей формулировке?
4) Приведите свои примеры и обозначьте в них данную орфограмму. ( 1 ученик чётко пишет на доске)
Растирать, ветер( нет а), застилаешь, застелил( нет а). ( Если всё правильно, класс хлопает)
7) Развитие учебно – языковых и речевых умений ( применение знаний)
1. На доске написаны глаголы. Ребята, от данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой Е в корне. Графически обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы:
Расстилать – расстелить ( нет а)
Зажигать –
Натирать –
Замирать –
Опираться –
Перестилать–
Задания выполняются под руководством учителя, по образцу, на доске и в тетрадях.
Разборы 1,2,3,4 и схемы 2 и 7 предложения на закрытых досках по 1 ученику выполняют, проверяем коллективно.
Проверяют упражнения в парах, оценивают свои работы другого цвета ручкой, затем выборочно проверяет учитель.
Физкультминутка.
9) Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Назовите ключевые слова урока.
- Как вы думаете, что же ответил Суффикс – консультант Незнайке? ( ответы детей)
На экране стихотворение: В корнях с чередованием
С особым ты вниманием
На суффикс посмотри ;
Если суффикс есть«а» ВВ В корне « и» пишем всегда.
А сейчас мы с вами выполним небольшое творческое задание:
Ребята, вам нужно составить небольшой рассказ ( 3-4 предложения) про лето, используя слова с чередованием гласных Е – И в корнях ( список корней с.124 учебника) Если кому – то трудно, то составьте предложения на тему : « Лето».
Чтение и оценивание задания.
10) Домашнее задание
1. Правило на стр.124
2. Упр.567( необходимые разъяснения)
3. Дополнительно ( по желанию) ТСР, с. Работа №15, с 55, зад.4
Татьяна Евгеньевна, искала интересный материал для своих "пятиклашек", наткнулась на этот урок, понравилась ваша организация учебного процесса, продуманные задания. Беру себе в методическую копилку. Спасибо.
На: Буквы Е-И в корнях с чередованием
Татьяна Евгеньевна, искала интересный материал для своих "пятиклашек", наткнулась на этот урок, понравилась ваша организация учебного процесса, продуманные задания. Беру себе в методическую копилку. Спасибо.