Ещё в 18 веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов 16-17 веков, восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем <Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, юродами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789г., Учредительное собрание Франции приняло декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.
Эта декларация провозвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948г., Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
В английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным, значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском — <прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском — <терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке — термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неприятныйфактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».
Но нам предлагается еще один вариант понимания толерантности в русском я8ыке, ли противоположный по смыслу приведенному. Синонимом толерантности становится терпимость, что означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Отношение нашего общества к этому слову окончательно не выработалось. Кто-то го совсем не принимает, кто-то не понимает, кто-то равнодушен... В общем, единства нет.
Но благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие <толерантность> тало международным термином важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанном на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, т.к. вред,
причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение ее противоположности — интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении,
твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Нетерпимости ненавистны новшества, т.к. они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявиться в широком диапазоне — от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим ли раздражения, - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором для человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь ценить ее проявления как нарушение прав человека.
Упражненпя, развивающие представление о толерантности.
Что такое толерантность?
Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать свое определение толерантности. Определение должно быть кратким и емким. :Л обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После того, как группы представят свои формулировки, выводится одно общее определение. В заключение ведущий предлагает традиционную формулировку, группы сверяют, чье определение наиболее близко по смыслу.
Обсуждение. — что отличает каждое определение?
- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
- Какое определение наиболее удачно?
- Можно ли дать одно определение понятию толерантность»? (Обратите внимание то толерантность» имеет множество сторон).
Эмблема толерантности. Ребята 5-7 минут самостоятельно рисуют эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах, документах. Потом знакомятся с рисунками друг друга и разбиваются на подгруппы по сходству между рисунками. [Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной подгруппе. Каждая из образовавшихся подгрупп объясняет, что общего в их рисунках. Заключительный этап- презентация эмблем каждой подгруппы.
Лукошко. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы (их количество превышает количество участников). Не заглядывая в лукошко, участники берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первый взявший предмет. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру
Упражнения, развивающие доброжелательные отношения друг к другу.
Знакомство. Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы).
Чем мы похожи. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из ,частников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства между собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос или мы любим приключения и т. д.». Света выходит в круг и приглашает выйти кого - нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены ппы не окажутся в кругу.
Общий ритм. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего делает один хлопок, за ним — следующий и т.д. Цолжно создаваться ощущение, будто хлопает один человек, а не вся группа по очереди. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.
Построиться по росту. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант— встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток.
Толерантная личность.
Волшебная лавка. Перед проведением упражнения ведущий читает лекцию, что такое толерантная личность. Упражнение помогает выяснить, каких качеств не хватает игрокам, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
«Представьте себе, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»:
терпение, снисходительность, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, умение слушать, любознательность...ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Участник может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно терпения», зачем оно ему, в каких случаях хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством мора>, которого у него в избытке.
Памятка на черный день». Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у всех бывают приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Потому сейчас мы с вами составим памятку, в которую занесем свои достоинства. достижения, способности. Во время приступов плохого настроения чтение памятки при дает бодрости и позволяет оценить себя более адекватно. Желательно не сравнивать свои достижения с достижениями других, но писать лишь то, что касается лично самого человека.
Участники заполняют таблички.
Лучшие черты Мои способности и таланты Мои достижения Г
Неуверенный — уверенный — самоуверенный. (Цель — дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям.) Участники стоят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: Иногда мы чувствуем свое превосходство над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда мы бываем не уверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным человеком, не являясь при этом высокомерным. Уверенный в себе человек всегда вызывает у окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих состояний.
Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой — неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет «самоуверенного», рассказывает своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства: описывает позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки, которые он может совершить. Например, «Я горд. У меня прямая спина. У меня громкий и четкий голос. Меня мало заботит мнение ок-
ружающих. Я привык, чтобы мне уступали дорогу, когда я иду. Я не выношу КРИТИКИ В свой адрес и всегда смогу поставить другого на место!»
В сою очередь «неуверенный» рассказывает о себе по тому же Плану. Например: «Я могу смотреть только в пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом. Меня не за что любить, мне кажется, всем видно мое состояние. У меня не получается быть Интересным, я е пользуюсь популярностью».
Затем участники обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь. После этого едущий предлагает обоим партнерам почувствовать себя уверенными людьми, которые ни в ком не возносятся, но и не чувствуют себя хуже других.
В заключение ведущий обращается ко всем участникам с вопросами:
- Чем отличается ваше поведение, когда вы уверенны в себе?
- Как вы себя при этом чувствуете?
- Как общаются с другими неуверенные и самоуверенные люди? Какое они производят впечатление?
- Каковы основные характеристики уверенного в себе человека? Чем он отличается от самоуверенного? Часто ли вы встречали уверенных в себе людей?
- Расскажите о своих чувствах в роли неуверенного, уверенного и самоуверенного человека.
Пять добрых слов. Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек (произвольно).
Инструкция. Каждый обводит на листе свою руку и на ладошке пишет свое имя. Потом передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из ‘<пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное качество ее обладателя (например, «Ты всегда заступаешься за слабых», «Ты очень добрый>...). Другой человек делает запись на следующем «пальчике> и т.д., пока лист не вернется к ладельцу.
Упражнение можно продолжить. Когда все надписи будут сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а группа должна догадаться, кому они предназнача.)ГСЯ.
В конце упражнения участники забирают листы со своими ладошками, еще одну памятку на «черный день>.
Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность>
1. Твоя команда проигрывает...
А) + ты опускаешь руки
Б) О ты играешь до конца;
2. Твоя команда проиграла...
А) О ты поздравишь противников;
Б) + ты не хочешь пожать им руку;
3. Твоя команда выиграла...
- А) + это произошло благодаря тебе;
Б) О ты говоришь: «Мы хорошо сыграли»;
4. Тебе не нравится кто-нибудь в твоей команде...
А) + ты делаешь вид, что его не существует;
Б) О ты даешь ему пас в тот момент, когда это нужно;
5. Ты не забил легкий мяч...
А) + ты коришь себя последними словами;
Б) О ты говоришь: «Ничего, я забью гол в следующий раз»
6. дебютант плохо сыграл...
А) О ты вспоминаешь о том, что ты тоже когда-то был дебютантом; Б) + ты просишь, чтобы его заменили;
7. Судья засвистел...
А) О ты принимаешь правила игры;
Б) + ты всячески оспариваешь его решение;
5
8. Ты испытываешь чувство озлобления...
А) + ты удираешь от тех, кто тебя нервирует;
Б) О ты бьешь по мячу;
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным и сосчитай, сколько О получилось. Если одни 0 (8): Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты сильная личiость, ты хороший игрок и ты знаешь, как подавить чувство жестокости в себе и других. Объясни твоим товарищам, как тебе это удается.
Если у тебя от З-х до 6-ти кружочков: да! Ты не очень-то толерантен! Ты легко раздражаешься, но проявляешь силу воли и легко можешь стать лучше. Стремись к этому!
Если у тебя менее 3-х кружочков: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если бы ты 5ольше уважал сам себя и других, то мог бы стать более счастливым. давай, приложи еще немногоусилий!
Толерантность к другим.
Ванька-Встанька. Участники становятся в круг плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга и, как палочка, начинает падать на игроков. Те, вытянув перед собой руки, поддерживают участника, покачивают его из стороны в сторону и не дают ему упасть. В центре круга могут побывать все желающие.
Глаза в глаза. (Цель — концентрация на мыслях и чувствах другого).
Участники разбиваются на пары. В течение 3-х минут партнеры молча смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами. Затем участники делятсясвоими ощущениями с группой.
Завершение.
Поэма о толерантности. 1. Все участники получают по листу бумаги и фломастеру, каждый пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Например: «Толерантность — это уважение и уверенность в том, что ты будешь понят», «это возможность найти друзей», «таким когда-нибудь станет наш мир» и т.д. Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим как поэму.
2. Каждый участник пишет свою строчку, потом передает листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму и.т.д. После того, как каждый напишет по одной строчке, законченная поэма возвращается к ведущему. Он ее зачитывает, можно размножить и раздать участникам.
|