Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русский язык в современном мире

Выберите действие:

 

                                                                                     

                                                                                        


Русский язык в современном мире и в будущем
Урок в 11 классе с применением  ИКТ
и коммуникативно-деятельностных форм обучения

Учитель Юрко Татьяна Болеславовна 

 

    Цель урока - расширение  представлений о языке как  о лингвистической, духовной, культурной  и нравственной ценности русского народа.

 

                                                          Задачи:         

            - углубление знаний о русском языке

           - совершенствование навыков работы с информацией

           - воспитание чувства патриотизма и бережного

             отношения к  своему языку

 

 

                                                Ход урока:

 

  1.  Оргмомент и целеполагание.
  2.  Создание проблемной ситуации и выработка программы совместных действий.
  3. Выдвижение гипотез языковой картины мира в будущем, основанных на личном интеллектуальном опыте.

      4.    Работа в группах по поиску  информации в Интернет-ресурсах.

      5.    Обсуждение итогов поиска.  Анализ собранного материала.

      6.     Презентация отчётов групп.

      7.    Обобщение и выводы. Итоги урока.

      8.    Домашнее задание.

                                                             На всей земле был один язык и одно наречие.

                                                            И сказали люди друг другу: «Построим себе город 

                                                            и башню высотою до небес». И сказал Господь: 

                                                             «Вот один народ и один язык у всех, и вот что они

                                                              начали делать, и не отстанут  они от того, что 

                                                                    задумали. Сойдём же и смешаем язык их, так

                                                                    чтобы  один не понимал речи другого».

                                                                    И рассеял их Господь оттуда по всей земле…

                                                                                                                            Книга Бытия

 

 

Проблемный вопрос:

 

                          На каком языке будет  говорить новый мир в будущем?

           Может ли русский язык стать   доминирующим мировым языком  в XXI веке?

 

 

         Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью управлять.

                                                                                                                             А.Столяров

 

Вопросы учебной темы:

 

  • Статус русского языка в сопоставлении с другими мировыми языками

 

  • Потенциал русского языка как возможного средства международных коммуникаций

 

  • Использование русского языка в именовании процессов, предметов и явлений быстро  развивающегося современного мира

 

  • Рейтинг русского языка в современном мире

 

 

                                                      Работа в группах №1 и 2

 

Гипотеза 1:

Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

 

Гипотеза 2:

Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не  может стать доминирующим мировым  языком в обозримом будущем.

 

 

 Задание для  группы №3: изучить статью Ю.Рождественского

«Хорош ли русский?» и представить на уроке её основные тезисы.

      (http://www.teneta.ru/rus/ju/jurij_rozhde-khorosh_li.htm)

 

 Экспертная группа учащихся  наблюдает за работой групп №1, 2,3  и резюмирует её.

 

Основные положения   отчёта  группы №1:

  • Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.
  • Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного  развалом СССР, вновь становится  востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов  международного сотрудничества.
  • 70% населения в СНГ владеет  русским языком.
  • На русском языке опубликована 1/3 мировой научной  литературы.
  • Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.
  • На русском языке созданы литературные произведения, которые  вошли в мировую классику .
  • Русский язык изучается  более чем в 90 странах мира.                                   

 

Достоинства  русского языка как потенциально способного стать доминирующим    мировым языком:

 

  •      Огромный лексический запас
  •     Свобода словообразовательных возможностей
  •      Богатство синонимики
  •      Широкое применение оценочной лексики
  •      Стилевое разнообразие
  •      Литературно-художественная разработанность
  •      Гибкость порядка слов
  •      Мелодичность речи
  •      Способность адаптировать заимствования из разных языков

 

   Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической  судьбы. Русский язык единодушно признаётся великим языком великого народа. (Академик В.В.Виноградов)

 

  Основные положения   отчёта  группы №2:

 

  •      Число русскоязычного  населения  в бывшем СССР, дальнем зарубежьеи мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам аналитиков, к 2025 году  снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков человечества.
  •    Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.
  •    Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших республиках и странах Восточной Европы.
  •    Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бытак широко известен за рубежом, как его великие предшественники.
  •    Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного
  • литературного языка.
  •    Отечественная информатика  существенно отстаёт в именовании процессов, явлений
  • и предметов современного мира.
  •    Иностранное засилье разрушает семантические связи между русскими словами.
  •    Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах, публичных выступлениях, в свободном общении.
  •    Крайне мало  новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую, политическую терминологию и  техническую лексику, необходимую человеку, живущему в мире рыночной экономики и научно-технического прогресса.

 

Вывод:

   Русский язык  как язык международного общения уступает главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь - английскому, в силу большего экономического и технического  могущества  таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция, Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного демографическими проблемами в стране и небережным отношением к нему со стороны его  носителей.

 

 

        Представление статьи Ю. Рождественского «Хорош ли русский?»

 

     Как лингвист, отдавший много лет  сравнительному языкознанию,  ответственно утверждаю: нет ни одного языка на земле, который обладал бы такими широкими возможностями передавать эмоции, образы и понятия, как русский язык. (Юрий Рождественский)

  

                               Резюме экспертной группы:

   Статус  русского языка в мире может повыситься только при условии  преодоления демографического кризиса в России, возрастания её  влияния на мировые процессы, экономического и  научно-технического прогресса в стране, введения целевых государственных программ  по пропаганде и распространению  русского языка  в мире, а также по возрождению вековой языковой культуры  русского народа. Станет  ли мир говорить на русском языке в будущем, во многом зависит от политики государства, от отношения его населения к проблеме, от каждого из нас.

 

 

Домашнее задание:Написать сочинение-миниатюру « Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». (А.А.Ахматова)

Индивидуальные задания:  Некоторые лингвисты считают, что будущее за синтетическими языками. Поразмышляем об этом. Используя Интернет, ответить на вопросы:

1. Что случилось с эсперанто?

 2. Что такое глобиш?

 3. Приживётся ли в общении рунглиш?

        

Приложения                                       

                                                           Юрий Рождественский     Хорош ли русский?  (фрагмент)

Что же необходимо для того, чтобы русский язык не проиграл английскому, французскому, китайскому и любому другому?

1. Нужно перестроить языковое воспитание так, чтобы человек владел всеми видами словесности достаточно глубоко и умел изобретать мысль и отвечать за смысл своей речи - владеть речевой этикой. Тогда выражение "если ты такой умный, то почему ты бедный?" будет правильно понято: "ты не умный, ты глупый". В центре языкового воспитания должна стать полноценная современная филологическая школа.

2. Необходимо усовершенствовать норму русского языка. Издать новый словарь русского языка для всеобщего употребления, в который должны войти: 1) термины общеобразовательные (чего сейчас нет); 2) достижения новой и новейшей поэтической практики; 3) также общенаучная и общетехническая лексика, чего тоже сейчас нет. Необходимо развить издания учебных словарей всех типов и особенно словарей-тезаурусов.

3. Нужно издать серию полноценных учебных толково-энциклопедических словарей, стилистических словарей, орфографических словарей. Среди этих словарей должен занять видное место словарь-тезаурус терминов общего образования.

4. Необходимо исследовать и разработать русскую литературу ХХ века. Разобраться в истории стилей, определить лучших стилистов, выделить корпус лучших произведений для нужд обоснованной школьной хрестоматии и для обучения новых поэтов.

5. Разработать современную документную систему, отвечающую действительным потребностям рыночной экономики и обеспечивающую связи с общественностью.

6. Нужно создать языковый союз стран СНГ не только в ученом, но и в конкретно юридическом смысле, обеспечив его мерами по активизации переводческого дела, развитию образовательной литературы, созданию общих и дифференцированных образовательных схем.

Кроме этих главных мер, полезно произвести мелкие:

а) Надо, чтобы публичные ораторы, особенно политические, использовали нормальные слова русского языка с надлежащей дикцией, так как с них берут пример.
б) Надо, чтобы пресса не подражала дурным образцам политических речей, распространяя хорошие образцы политической речи. Это предложение особенно касается деятельности телевидения.
в) Надо, чтобы в создании любого публичного текста, имеющего широкое значение, принимал участие стилист-консультант с хорошим литературным вкусом.
г) Надо, чтобы пропагандировались эстетически совершенные литературные произведения, влияющие на язык, а не авторы, влиятельные во властном смысле

 Презентация урока  представлена на странице РМО учителей словесности Гатчинского муниципального района


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн