Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Финикийские мореплаватели

Фото пользователя Ольга Викторовна Невлянская
Submitted by Ольга Викторовна Невлянская on Wed, 27/07/2011 - 09:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Невлянская Ольга Викторовна
Место работы, должность: 
учитель истории и обществознания МОУ "Средняя общеобразовательная школа№ 9 г.Михайловки" Волгоградской области
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Цель:

  • познакомить учащихся с географическим положением  Финикии, успехами финикийцев в торговле и мореплавании, дать представление о финикийцах как о создателях древнейшего алфавита;
  • продолжать работу  по формированию навыков работы индивидуально и в группах; развивать навыки работы с исторической картой и историческим источником;
  • развивать логическое мышление,  связную монологическую речь.
  • воспитывать интерес к истории древнего мира.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Колпаков С.В. и др. Всеобщая история. История Древнего мира, 5класс. издательство "БАЛАСС", 2010 г.

Используемое оборудование: 

Оборудование: атласы, карточки, несколько финикийских кораблей, шесть значков-символов городов.

Краткое описание: 
урок изучения нового материала с элементами практической работы.

Финикийские мореплаватели

 

Тип урока: изучения нового  с элементами практической работы.

Цель:

  • познакомить учащихся с географическим положением  Финикии, успехами финикийцев в торговле и мореплавании, дать представление о финикийцах как о создателях древнейшего алфавита;
  • продолжать работу  по формированию навыков работы индивидуально и в группах; развивать навыки работы с исторической картой и историческим источником;
  • развивать логическое мышление,  связную монологическую речь.
  • воспитывать интерес к истории древнего мира.

Оборудование: учебник, атласы, карточки, несколько финикийских кораблей, шесть значков-символов городов.

Основные понятия: Финикия, колонизация, алфавит. 

 

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Постановка целей и темы  урока

Учитель:Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться еще с одним народом, жившим в Передней Азии в древности. Этот народ греки назвали «финикийцами»,  а вот за что — мы и узнаем. Жизнь этого народа сильно отличалась от жизни египтян или вавилонян, и связано это было с особенностями природы и места, где они жили. Запишите тему урока.

3. Подготовка к изучению нового материала:

 Учитель: Прежде, чем перейдем к изучению новой темы, давайте поиграем в игру «Переводчик»: вам нужно дать определение историческим понятиям другими словами, «перевести» с «научного» языка на «доступный». Понятия: ремесленник, купец, город-государство.

4. Проверка исходного уровня знаний ( навыки работы с исторической картой )

Учитель: На восточном берегу Средиземного моря, между песчаным морским  побережьем и поросшими могучими кедрами склонами Ливанских гор, протянулась узкая полоска земли. Это земля Древней Финикии. (Рассказ сопровождается  показом объектов на исторической карте. Затем учащимся предлагаются вопросы и задания).

  • Внимательно посмотрите на карту, результаты работы с картой помогут нам заполнить сравнительную таблицу. Какой будет климат в стране, находящейся на   морском побережье?
  • Скажите, почему жителям Финикии было трудно заниматься земледелием и скотоводством?

5. Объяснение нового материала.

5.1. Рассказ учителя: Страна была в древности богата ценными породами леса, но полезных ископаемых здесь тогда открыли сравнительно мало.   

Зато тут всегда проходили важнейшие караванные пути – из Египта в Малую Азию и Месопотамию и обратно. Караван в нашем  представлении связывается с вереницей верблюдов, однако в древности караваны перевозили грузы на ослах.

В  Финикии сходились торговые пути Передней Азии. По узкой полоске между скалами и морем, по дороге, буквально нависавшей над водой в III—II тыс. до н.э. шли бесконечные караваны. Они двигались с севера на юг, в Египет и Палестину, и в обратном направлении. Существовали и морские торговые пути, проложенные финикийца­ми. Их гавани были единственными удобными морскими портами в Восточном Средиземноморье, и к ним сходились нити и морской торговли, и морского разбоя. Финикийцы жили как бы в «коридо­ре», в то время как другие народы Передней Азии занимали каждый свою «комнату».

Каждая страна имеет свои природно-климатические и географические особенности.

 

 5.2.Сравнительно-сопоставительный анализ ( работа в группах, взаимопроверка)

Как работать в группах? Каждый высказывает свое мнение, приходят к общему решению, один от группы  должен его озвучить. Работа одной группы не должна мешать остальным.

 

 

  • Сравните природные условия Древнего Египта и Финикии (на доске).

Вопросы для сравнения

Древний Египет

Финикия

Климат

 

 

Полноводные, разливающиеся реки

 

 

Искусственное орошение

 

 

Плодородные земли

 

 

  • Каковы их главные отличия?

5.3. Составление логической схемы

Учитель: Но Финикия отличалась от Египта не только природными условиями и географическим положением. В ней иначе шел и процесс образования государства.  А что же влияло на этот процесс мы узнаем, составив логическую схему

 

Схема.Образование городов-государств Финикии (при помощи значков-символов)

(в тетрадь)

                             1. Влажныйсредиземноморскийклимат                          2.  отсутствие крупных разливающихся рек

 

                                                 3.  нет необходимости в организации искусственного орошения

                                                4. нет необходимости в создании единого сильного государства

                                               5. небольшие города-государства

  • Что же влияет на процесс образования государства? (На образование государства влияют природно-климатические условия).(в тетрадь)

 

  • Найдите на карте и покажите главные города Финикии.
  • Что можно узнать о финикийских городах из их названий, если известно, что в переводе Сидон  означает Место для рыбной ловли, Гибл (по-гречески - Библ) – Гора, Тир – Скала?(на доске)

Физкультминутка «Два  направления»: «Я буду произносить слова, относящиеся к истории Древнего Египта или Междуречья. Если это слово относится к Египту, вы должны будете встать, если к Междуречью – один раз хлопнуть в ладоши. Понятно?» Слова: иероглиф, клинопись, фараон, мумия, Вавилон, Нил, Ефрат, пирамида, Висячие сады, Месопотамия.

 

5.4. Развитие связной монологической речи(сообщения учащихся о достижениях финикийцев)

 

5.5. Работа с учебником ( работа в группах)

Используя текст учебника :

1 группа

  • Укажите, какими занятиями славились финикийцы.
  • На какие две большие группы можно разделить все население Финикии? (Купцы и ремесленники)
  • Почему о финикийских купцах ходила дурная слава?
  • Заполните схему (карточки- рисунки и на доске):

 

2 группа

3 группа

вывозили

привозили

Лес 

зерно

Стекло

Золото

Зеркала

Слоновая кость

Украшения

Черное дерево

Пурпурными тканями

«Живой товар»

 

5.5.Рассказ учителя  с показом:

Финикийцы первыми протянули через Средиземное море нити торговых связей, соткав из них потом частую сеть. Они определили времена года, удобные для дальних плаваний, разведали укромные, защищенные от ветров бухты и устроили удобные гавани. Корабли из Тира с носами, украшенными деревянными лошадиными головами, в течение долгого времени натягивали нити, связывавшие Египет и Сицилию, Кипр и Иберию (Пиренейский п-ов).           

Учитель прикрепляет на карту изображения 2—3 финикийских кораблей.  

Финикийские корабли бороздили Средиземное море, высаживая на островах и побережьях поселенцев, основывая торговые колонии.

Учитель прикрепляет в местах основания колоний (о. Кипр, Карфаген, запад о. Сицилия, юг о. Сардиния, Балеарские о-ва ,берега Гибралтара) значки-символы городов.

Финикийцы добрались до ворот океана и увидели перед собою утесы Гибралтара. Эти утесы они назвали Столбами Мелькарта или Геракловы Столпы. Мелькарт — это финикийский бог, который построил стены города Тира. И он поставил столбы у выхода из моря в океан, чтобы никто не осмеливался идти дальше.

Много веков моряки не отваживались нарушить этот запрет. Страшна была безбрежная даль океана, открывавшаяся за ворота­ми Гибралтара. Но с каждым взмахом весел все шире был простор. Вдоль берегов Испании и Франции, где еще жили дикари, финикий­ские купцы добирались до Оловянного острова — Британии, до Янтарного берега — Прибалтики.

5.6. Работа с историческим источником ( работа в группах)

Учитель:Финикийские мореплаватели считались лучшими мореходами древности.  Прочтите текст «Плавание финикийцев вокруг Африки» - отрывок из сочинения древнегреческого историка Геродота (Vв. до н. э.). Используя текст учебника на с. 67, определите, о каких  географических названиях говорится в тексте.           

Текст «Плавание финикийцев вокруг Африки»

(…1…)(так во времена Геродота называли Африку) по-видимому, окружена морем..это, насколько мне первым доказал Нехо, царь (..2..)(610-595 гг. до н. э.). После прекращения строительства канала из (..3..) в Аравийский залив, царь послал финикиян на кораблях. …Финикияне вышли из (..4..)и затем поплыли по (..5..). Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в (..1..) не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули (..1..) и прибыли в (..2..). По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит кто хочет), во время плавания вокруг (..1..) солнце оказывалось у них на правой стороне.

□1. Египет

□2. Красное море

□3. Ливия (Африка)

□4. Нил

□5. Северное море (Средиземное море)

(проверка)

  • Как финикийцы называли свои посе­ления на новых местах, где они часто бывали?
  • Что же влияло на выбор занятий древних финикийцев?Природные условия плюс пересечение морских торговых путей определили занятия древних финикийцев.

(В тетрадь)

 5.7. Рассказ учителя

  Учитель: Финикийским  купцам для успешной торговли  необходимо  было  вести  записи.  Они   познакомились  с египетским  письмом  и  схватились за  голову:  нет, такое  письмо нам не подходит!  (Вспомните, в чем трудности древнеегипетского письма.)   Финикийцы познакомились  с  клинописью,  она  им  также  показалась сложной.   (Чем?)   Тогда  финикийцы  создали  соб­ственное   письмо — древнейший   в   мире   алфавит:   в   нем   всего 22 буквы.

Каждая буква обозначает не целое слово и не слог, а отдельный   звук.   Вот,   например,   буква,      которая   называется   «гимель». В переводе на русский «гимель» означает верблюд. Похожа  ли буква на это животное? А на верблюжий горб? Буква «гимель» передает только один звук  «г» (тот, с которого начинается слово «гимель»)...    Это буква «м», она называется «мем», по-финикийски— вода. Похожа ли буква   «мем»   на   воду?..     Буква «д» - «далет», по-финикийски — дверь. Как видим, на дверь этот  треугольник не очень похож. Но, может   быть,   надо   представить себе, что это вход в шатер? Тогда, действительно, похоже. Запом­нить 22 буквы нетрудно, каждая изображает какой-то предмет и означает тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет.

Все финикийские буквы — согласные, гласные звуки при письме пропускались

  • Расшифруйте надпись: ДМ (дом или дым)(на доске)
  • Удобен был такой алфавит? Почему? (Финикийский алфавит был не совсем удобен — ведь текст из одних согласных букв можно прочитать по-разному). Поэтому этот алфавит не вытеснил клинопись и иероглифы. Однако после того, как греки и другие народы усовершенствова­ли алфавит, он быстро стал  распространяться

 В европейских  языках (например, греческом) сохранились в измененном виде финикийские слова — галера, вино, хитон, алфавит, золото, одежда,  покрывало, полотно, нож, меч, сукно.

6. Закрепление нового материала

Учитель:А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

Решите кроссворд

 Задание для учащихся (карточки):

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

   2. Историческая область на побережье Средиземного моря.

   4. Система письма,  придуманная финикийцами

По вертикали:

1. Один из крупнейших финикийских городов.

3. Поселения, основанные финикийскими мореплавателями.

7. Подведение итогов и оценка полученных знаний

 

  • С какой   страной мы познакомились сегодня на уроке?
  • Чему научились на уроке?
  • Что повлияло на процесс образования государства на территории Финикии?
  • Что определяло выбор   занятий финикийцев? Назовите основные занятия финикийцев.
  • Какими изобретениями древних финикийцев мы пользуемся до сих пор?

8. Домашнее задание:

Представьте, что вы финикийский купец и вам предстоит плавание в одну из колоний: опишите свое путешествие, не забудьте рассказать о товарах, которые вы повезете в колонию, товарах, которые вы хотите там приобрести, трудностях вашего путешествия. 

 

9. Выставление отметок.

 

  1. Сравните природные условия Древнего Египта и Финикии

 

Вопросы для сравнения

Древний Египет

Финикия

Климат

 

 

Полноводные, разливающиеся реки

 

 

Искусственное орошение

 

 

Плодородные земли

 

 

 

II.

  • Что можно узнать о финикийских городах из их названий, если известно, что в переводе Тир означает Скала.
  •  Найдите на карте и покажите этот город Финикии.

 

III.

     Используя текст учебника на с. 66(по карточкам, в группе).Выберите соответствующие

 картинки.

  • Что привозили финикийские купцы?

 

 

Финикийские мореплаватели считались лучшими мореходами древности.  Прочтите текст «Плавание финикийцев вокруг Африки» - отрывок из сочинения древнегреческого историкаГеродота (Vв. до н. э.). Используя текст учебника на с. 67, определите, о каких  географических названиях говорится в тексте.  

Текст «Плавание финикийцев вокруг Африки»

(…1…)(так во времена Геродота называли Африку) по-видимому, окружена морем..это, насколько мне первым доказал Нехо, царь (..2..)(610-595 гг. до н. э.). После прекращения строительства канала из (..3..) в Аравийский залив, царь послал финикиян на кораблях. …Финикияне вышли из (..4..)и затем поплыли по (..5..). Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в (..1..) не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули (..1..) и прибыли в (..2..). По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит кто хочет), во время плавания вокруг (..1..) солнце оказывалось у них на правой стороне.

□1. Египет

□2. Красное море

□3. Ливия (Африка)

□4. Нил

□5. Северное море (Средиземное море)

 

 

IV. Решите кроссворд:

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

2. Историческая область на побережье Средиземного моря.

4. Система письма,  придуманная финикийцами

По вертикали:

1. Один из крупнейших финикийских городов.

3. Поселения, основанные финикийскими мореплавателями.

                                

 

 

 


 

План работы на уроке

 

 

I.Географическое положение и природные условия Финикии

 

  • Работа с картой
  • Составление сравнительной  таблицы

 

 

II. Особенности образования государства Финикия

 

  • Составление логической схемы

 

 

III. Занятия финикийцев.

 

 

 

IV. Финикийский алфавит

 

  • Расшифровка надписей
  • Решение кроссворда

 



На: Финикийские мореплаватели


Спасибо Вам большое за интересный материал!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн