Разработка урока на тему "Химия и повседневная жизнь человека"
Submitted by Елена Ивановна Корнаухова on Tue, 26/07/2011 - 21:48
Конспект урока химии
в 11 классе на тему
«Химия и повседневная жизнь человека»
Цель:
Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности на примере химических веществ, окружающих человека в повседневной жизни; организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности.
Задачи:
– обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека;
– развитие познавательного интереса к предмету, развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике;
– формирование коммуникативных компетенций – умения работать в коллективе, группе, выражать и отстаивать собственную точку зрения;
– создание комфортных условий с учетом индивидуальных психических особенностей обучающихся и индивидуального темпа работы, организация самостоятельной работы учащихся со справочным материалом и другими информационными ресурсами, формирование навыков здорового образа жизни.
Ход урока.
1 . Организационный момент, постановка цели урока
Уважаемые старшеклассники! Наш сегодняшний урок посвящен теме «Химия и повседневная жизнь человека». В любой отрасли человеческой деятельности, следовательно, в любой профессиональной деятельности, связанной с материальным миром, мы неизбежно соприкасаемся с веществами и используем их свойства и взаимодействие между собой. Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Именно с этой целью мы проводим этот урок, и, надеюсь, он будет интересен и полезен также тем, кто считает химию скучным, бесполезным для себя школьным предметом, далеким от повседневной жизни обычного человека
Как сказал М.В. Ломоносов «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». И это действительно так. Объять необъятное невозможно, поэтому мы разобьем обозначенную проблему на несколько тем,
Рано утром мы встаем и отправляемся умываться и приводить себя в порядок, поэтому первая тема - «Гигиена и косметика»
Затем мы бежим на кухню завтракать, вторая тема - «Химия и пища».
Ну и конечно, никто не станет спорить, что именно в «Домашней аптечке» находится квинтэссенция того, что даже бабушки называют словом «Химия».
И на сегодняшнем уроке мы обсудим только эти три темы. Кроме того, приближается священная для нас дата – 65-летие Великой Победы. Эта Победа досталась нашему народу очень нелегко. Цена Победы - это многие миллионы человеческих жизней, это боль, это страдание, это великий подвиг не только солдат, но и тех, кто оставался в тылу. Свой вклад во всеобщее дело Победы внесла и химия. Мы не будем сегодня говорить о выплавке металла, изготовлении пороха и т.д. – это и так очевидно. А вот как и какие вещества помогали жить и выживать в те трудные годы – на эту тему вам будут предложены дополнительные задания. В зависимости от того, насколько плотно мы сегодня поработаем, вы выполните их в классе, или они станут для вас домашними.
Итак, начнем.
2. Основной этап – презентация информационных проектов.
Вы пришли на урок не только с багажом теоретических знаний, полученных за четыре года на наших уроках, некоторые из вас именно к этим темам готовили информационные проекты, поэтому вам и первое слово.
1 проект «Гигиена и косметика»
После каждого проекта озвучиваются задания, они же представляются на слайде, и на распечатках для каждого.
Задание №1–Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, когда был дефицит мыла, многие мыли волосы процеженным настоем древесной золы. Как можно объяснить применение золы для этих целей? Напишите уравнения соответствующих реакций.
2 проект «Химия и пища»
Какой была война, живущим сегодня, к счастью, трудно представить. Но даже в те тяжелые времена жизнь не останавливалась.
Из воспоминаний Ирины Ивановны Коршуновой, отличника просвещения СССР и РСФСР, жительницы блокадного Ленинграда: «Мне часто снятся по ночам 125 блокадных граммов хлеба с огнем и кровью пополам. Этот кусочек для нас был на вес золота, белый-белый — его пекли из отрубей и бумаги. Хлеб до сих пор остается для меня святыней»
Задание № 2– Рассчитайте, какую долю от суточной потребности в энергии для взрослого человека (средняя норма 3000 калорий) составляла блокадный паек хлеба массой 125 г, если его энергетическая ценность равна 200 калориям на 100 г.
3 проект - «Домашняя аптечка»
В годы ВОВ многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского». Академик А. В. Палладий синтезировал средства для остановки кровотечения. Учеными Московского университета был синтезирован фермент тромбон — препарат для свертывания крови. В СССР первый пенициллин был получен З.В. Ермольевой в 1942 году. Разработка методов биологического синтеза пенициллина в массовых масштабах, его выделения и очистки, выяснение химической природы, изготовление лекарственных препаратов создали условия для медицинского применения антибиотиков. В годы войны пенициллин применялся для лечения осложнённых инфицированных ран и спас жизни многим советским воинам.
Задание № 3- В годы Великой Отечественной войны для лечения раненых использовался раствор 0, 018г пенициллина (С16Н18N2O4S) в 1 л раствора глюкозы (плотность равна 1 г/мл). Рассчитайте молярную концентрацию (С, в молях на литр) такого раствора.
3. Подведение итогов
Наш разговор подошел к завершению. На следующих уроках мы продолжим обсуждение вопросов о значении химии в современном мире, ну а сейчас в качестве рефлексии сегодняшнего урока я попрошу вас обсудить следующий проблемный вопрос «Наука Химия приносит человеку больше пользы, чем вреда?» У вас на рабочих листах есть два поля – «Аргументы «за» и «Аргументы «против». Приведите не менее трех аргументов в каждом поле. Можете обсудить это в парах, а затем поговорим вместе.
Работа в парах, индивидуальная – по выбору учащихся.
Общее обсуждение – высказывают свое мнение все учащиеся
Что же более весомо - «Аргументы «за» или «Аргументы «против»?
На доске – высказывания:
Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее - истина. ( Грове Уильям)
Материальные успехи, которыми человечество обязано науке, — еще наименьшее из благ, являющихся результатом ее деятельности: она предъявляет законные права на область несравненно более обширную, на область нравственную и социальную. (Бертло Пьер Эжен Марсельен)
Итак, я думаю, что сегодня каждый из вас убедился, что химия как наука, а также вещества, их взаимодействия, явления, сопровождающие эти взаимодействия, не просто приносят пользу человеку, но являются неотъемлемой частью повседневной жизни.
На: Разработка урока на тему "Химия и повседневная жизнь человек
Спасибо за урок! Очень большая работа.
НР