Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, репродукции известных художников, музыкальный центр, аудиокассета, музыкальный диск.
Эпиграф к уроку:
Нет никого ближе и роднее матери! Нет и не будет… (К.Г.Паустовский )
Основные понятия: художественный образ, портрет, пейзаж, эпитет, градация, контраст.
Ход урока:
Слово учителя(звучит музыка Франца Шуберта «Аве Мария»):
- Вглядитесь в репродукции картин «Сикстинская мадонна», «Владимирская богоматерь», «Мадонна Бенуа», «Петроградская мадонна». Прекрасные одухотворённые лица, глаза преисполнены надежды, любви, веры в жизнь. Посмотрите, как трепетно и нежно каждая из них прижимает к груди ребёнка. Мудрость и душевную красоту женщины, абсолютную гармонию и величие матери прославляли художники, поэты, композиторы всех времён и народов. В бескорыстной и безграничной любви, в жертвенности видели они идеал материнства и преклонялись перед женщиной с ребёнком на руках.
Темасегодняшнего урока - «Образ матери в литературе и живописи».
Эпиграф-Нет никого ближе и роднее матери! Нет и не будет…(К. Г. Паустовский).
Наша цель– продолжить разговор о мастерстве писателя; попытаться глубже рассмотреть и понять проблемы, поднятые автором в рассказе «Телеграмма»; выявить, какими изобразительными средствами передаёт он свои чувства.
Произведение К. Г. Паустовского затрагивает одну из важнейших нравственных проблем. Какую? (проблему отношений детей и родителей). Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Поэтому рассказ воспринимается как очень грустная повесть о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.
- Какие чувства у вас вызывает Катерина Петровна? Почему?
- Чтобы увидеть, каким образом добился этого автор, давайте сравним предложения:
1) «Катерина Петровна молчала, сидя на диване, и всё перебирала бумажки…» и (из текста) «Сгорбленная, маленькая Катерина Петровна молчала, сидя на диване, и всё перебирала какие-то бумажки…»;
2) «Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась, скользила по виску, запутывалась в волосах слезинка…» и (из текста) «Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась, скользила по жёлтому виску, запутываласьв седых волосаходна - единственная слезинка…».
- Чем отличаются эти предложения? (использованием эпитетов).
- Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. И сегодня мы с вами поговорим о слове, а именно о средствах создания художественного образа.
На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что Катерина Петровна и окружающий её мир – единое целое.
- Что нам помогает глубже понять состояние героини, её образ? (пейзаж). Я прошу вас найти в тексте и прочитать пейзажные зарисовки.
- Меняется ли пейзаж? Как?
- Каким литературным термином всё это можно назвать? (градация)
- Что такое градация?
( Градация – художественное средство выразительности, риторическая фигура, в основе которой – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости)
- Какой вывод можно сделать?
( Пейзаж помогает понять состояние Катерины Петровны, то, что ей становится всё хуже и хуже).
- Что помогает вам представить Катерину Петровну? (описаниелица, фигуры, одежды, манеры держаться, речи).
- Ребята, перед вами репродукции картин известных художников: Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Мурильо, Андрея Рублёва, Петрова-Водкина. Как вы думаете, почему на этих картинах и в рассказе К. Г.Паустовского мы находим общие черты, ведь на самом деле перед нами портреты разных женщин, а не Катерины Петровны? ( Потому что цель писателя и художника – создать образ матери).
- Как они этого достигают? Каким образом? (созданием портрета).
-Давайте уточним значение слова «портрет». ( С. И. Ожегов, Шведова. « Словарь русского языка»; В. Власов. «Художественный словарь»; «Словарь литературоведческих терминов»)
- В стихотворении Николая Заболоцкого «Портрет» есть такие строки, в которых поэт призывает всех художников слова не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу различных видов искусства: поэзии и живописи:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
- Итак, основная задача и писателя, и художника заключается в чём?
( Их задача заключаетсяв том, что следует описать не только внешность, но и психологическое состояние человека, передать его внутренний мир. И если художник этого добивается при помощи кисти, красок, то писатель – при помощи изобразительных средств выразительности).
- Поэтому так важно, когда вы пишите сочинение, описание внешности, характера, важно не потерять ни одного слова, т. к. каждое из них значимо, весомо.
- Какие средства выразительности, художественные приёмы использует
К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (эпитеты, метафоры, символы, приём контраста)
-Ребята, вашим домашним заданием было подобрать стихи астраханских поэтов, в которых освещены те же проблемы, что и в рассказе «Телеграмма». Итак, вам слово!
Учащиеся читают стихотворения А. С. Родиной «Мама», Э. В. Татаринцевой «Три свечечки», «Крашу серебряным цветом ограду…», «Детям всех поколений…» , О. А. Шауниной «Маме» и др.
- Подводя итоги сегодняшнего урока, давайте сформулируем идею рассказа «Телеграмма».
( Нужно заботиться и любить близких людей, пока они живы!)
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из тем: «Мама – самый родной человек!»,