Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки
Submitted by Ирина Алексеевна Петренко on Sat, 23/07/2011 - 18:13
Ход урока
Вводная часть урока.
Повторение. Глагол как часть речи
С целью повторения орфографии и сведений о глаголе как части речи рассмотрим записанный под диктовку текст:
Диктант «Проверь себя»
Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.
Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (43 слова)
(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Орфографическая работа с текстом.
На основе данного текста повторим изученные ранее орфограммы. Для этого попросим учащихся выполнить следующее задание:
- выделить морфемы, в которых есть орфограммы, изученные в 6 классе. (Работу можно провести в форме игры «Кто больше, кто быстрей?» К доске приглашаем 2-3 человека, желающих показать свои знания. Пока они выписывают слова и обозначают орфограммы, остальные обозначают орфограммы в тексте. Затем результат сравниваем).
После того как работа завершена, учащиеся проверяют себя по заранее подготовленному тексту и ставят себе оценки.
3.Повторение общих знаний о глаголе.
Задание 2: Выписать в столбик из текста все глаголы:
посеребрила
примостились
змеится
хмурятся
окутывает
видишь
отыскать
Вопрос учителя: Как мы узнаём глаголы? (Они отвечают на вопросы: что делать? что сделать? и обозначают действие предмета)
Задание 3: К каждому глаголу задать вопрос.
Вопрос учителя: О чём нам рассказывает вопрос, заданный к глаголу? (Прежде всего, о виде глагола)
Работа с учебником.
Чтобы вспомнить постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола, обратимся к таблице в учебнике на стр.3. Работа по заполнению таблицы коллективная, в процессе вспоминаем,
- что такое инфинитив, какой синоним есть у этого термина;
- какие морфологические признаки называются постоянными;
- на что указывает вид глагола;
- что такое возвратность глагола;
- на что указывает переходность глагола;
- что такое спряжение глагола;
- какие морфологические признаки называются непостоянными;
- что такое наклонение глагола, и в каком наклонении может стоять глагол;
- в каком наклонении глаголы изменяются по временам.
2) Работа с выписанными глаголами (Учитель заранее готовит таблицу, которую учащиеся заполняют самостоятельно). Работа выполняется по вариантам.
1-ый вариант
Глагол
посеребрила
примостились
змеится
Инфинитив
Постоянные признаки
Вид
Переходность
Возвратность
Спряжение
Непостоянные признаки
Наклонение
Время
Число
Лицо
Род
2-ой вариант
Глагол
хмурятся
окутывает
видишь
Инфинитив
Постоянные признаки
Вид
Переходность
Возвратность
Спряжение
Непостоянные признаки
Наклонение
Время
Число
Лицо
Род
5. Роль глагола в тексте. Вновь обратимся к записанному тексту. Выполним его анализ:
- тип речи;
- стиль речи;
- тема текста;
- основная мысль текста
Вопросы учителя:
Можно ли сказать, что в данном тексте глаголы выступают в качестве художественно-изобразительного средства, если да, то какого? Докажите свою точку зрения.
Что такое олицетворение? В текстах какого стиля мы встречаемся с этим приёмом переноса значения слова?
Работа по развитию речи. Упр.487. (При достаточном темпе работы можно прочитать несколько работ)
Подведение итогов урока.
Ученики продолжают предложения, начатые учителем.
- Сегодня на уроке мы вспомнили особенности ещё одной части речи ……