Submitted by Алия Жумагалиевна Кунаева on Tue, 19/07/2011 - 14:18
Игра-презентация ко Дню космонавтики: "Звездные дали"
Цель: Познакомить обучающихся с историей развития космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной, воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения.
Задачи:
расширение кругозора обучающихся;
знакомство с литературой по данной тематике;
создание условий для развития умений работать в команде.
“Человечество не останется вечно на Земле, оно в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”К.Э.Циолковский
Дорогие ребята! Вы уже знаете, что 12 апреля наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. Для вас кажется привычным, что стартуют с земли космические корабли. В темных небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут люди и трудятся космонавты, летят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать: “А что тут особенного?” А то, что еще 50-55 лет назад космические полеты были из области фантастики.
И вот, 4 октября 1957 года, впервые в истории нашей планеты искусственное тело, созданное руками человека, было заброшено мощной ракетой высоко в небо и стало самостоятельно без помощи моторов, вращаться вокруг земли примерно так, как вращается луна. Так был создан искусственный спутник. (Показ картинки).
С этого дня началась эра освоения космоса. Многие ученые, рабочие, инженеры, специалисты участвовали в этой работе. Руководил ими гениальный советский ученый Сергей Павлович Королев.(портрет)
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль Восток с человеком на борту. (фото) Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе (фото). Осуществилась давняя мечта человека – обрести крылья и взлететь над землей. Юрий Гагарин родился в 1934 году под Смоленском, учился в ремесленном училище, в индустриальном техникуме (фото), в аэроклубе, затем в авиационном училище.
Хорошая теоретическая, практическая и физическая подготовка позволили ему войти в отряд космонавтов(фото). Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. Полет Гагарина начался с его знаменитой фразы «Поехали!». Его самое первое впечатление при виде земли из космоса: «Красота-то какая!». От итогов первого полета в космос зависела дальнейшая программа, волновались ученые, конструкторы, инженеры, медики, связисты: каковы будут результаты невиданного до сих пор эксперимента?
Полет первого космонавта показал, что в условиях невесомости, в условиях, почти во всем отличных от земных, можно работать, обживать космическое пространство, создавая условия для безопасной и успешной работы. Юрий Гагарин был достоин быть первым. Своим мужеством, трудолюбием, целеустремленностью он доказал, что возможности человека неисчерпаемы. Его любила вся планета. Но он не хотел останавливаться на достигнутом, готовился к новым полетам. Трагическая авария во время одного из тренировочных полетов на реактивном самолете, оборвала жизнь первого космонавта планеты. Но люди земли всегда будут помнить Юрия Гагарина, его необыкновенную добрую улыбку (фото).
По дороге, разведанной Гагариным, пошли другие. Полеты становились все более длительными. Изменились и сами космические корабли. Теперь это огромные сооружения, в которых есть все необходимое для длительной жизни на орбите.(фото)
Много полезных работ выполняют космические аппараты. С них ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звездами. Они собирают метеосведения, т.е. данные о погоде. Через спутники связи сведения транслируются на радио и телевидении. Космические корабли ведут разведку полезных ископаемых земли. И на самих космических станциях космонавты, кроме управления полетом, ведут еще и научные работы: выращивают растения, исследуют, как ведут себя живые организмы. Словом, много нужных и полезных для науки, для развития хозяйства работ проводится с помощью космических аппаратов.
В космических полетах участвовали специалисты из разных стран: Чехии, Польши, Германии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Румынии, Индии, Франции, США, Японии.
Сейчас все космические корабли совершают стыковку с международной космической станцией, и космонавты разных стран работают вместе. В наши дни в космос, кроме космонавтов, могут полететь и космические туристы. И сейчас, задумываясь о звездных перелетах, о встречах с иными цивилизациями, нужно сказать, что эти мечты уже не так фантастичны, как много лет назад. Дорогие ребята! Кто из вас не мечтал стать космонавтом и отправиться в далекое, полное неожиданностей, путешествие к звездам! Сегодня у вас есть такая возможность. Вы согласны отправиться в полет? А фантазия и знания помогут нам.
В полет отправятся экипажи созвездия «Орион» и «Пегас».
Созвездие “Орион” - самое яркое зимнее созвездие. Оно по форме похоже на бант. Посередине цепочка из трех звезд, расположенных по прямой линии. Это так сказать, пояс охотника. Звезда альфа Ориона называется Бетельгейзе, что на арабском языке означает “плечо охотника”. От этой звезды свет к нам идёт более 650 лет.
Главная достопримечательность созвездия “Пегас” – яркое шаровое скопление. В бинокль видно крупное светящееся туманное пятнышко, края которого искрятся, как огни большого города. Оказывается, в этом шаровом скоплении заключено около шести миллионов солнц.
Итак, приглашаю всех в Центр подготовки юных космонавтов. Ребята, для начала давайте определим, какие качества, на ваш взгляд, должен иметь будущий летчик-космонавт? (смелость, ловкость, внимательность, крепкое здоровье)
Выбирается жюри, которое будет подсчитывать баллы – лунатики. Правильный ответ “плюс” количество баллов, которые стоит вопрос; неправильный ответ “минус” количество баллов, которые стоит вопрос.
1 тур “Звездные дали”
Правила игры.
Игра похожа на телевизионную версию игры “Своя игра”.
Вопросы команды выбирают по очереди, и каждый участник команды тоже по очереди выбирает вопрос. Ответы дает команда или участник, выбравший вопрос. (Это обговаривается заранее).
История
10
20
30
40
50
Космос
10
20
30
40
50
Мир звезд в поэзии
10
20
30
40
50
Космонавты
10
20
30
40
50
Космические корабли
10
20
30
40
50
Вопросы:
История:
10. Сколько времени длился первый космический полет? (108 минут.)
20. Назовите выдающегося конструктора ракет, с именем которого связаны первые наши победы в освоении космоса? (Академик С.П.Королев.)
30. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский.)
40. 2009 г. провозглашен Годом Астрономии, т.к. именно в этот год отмечалось 400-летие открытий Г. Галилея. Какой прибор он изобрел? (Телескоп.)
50. Какая дата стала началом космической эры? (4 октября 1957 года.)
Космос:
10. Как различить по внешнему виду серп растущей Луны от убывающей? (В виде буквы С – старая, убывающая.)
20. Какая планета известна под именем утренней или вечерней звезды? (Венера.)
30. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным взглядом? (Звезды мерцают, а планеты светят ровным светом.)
40. Может ли на Луне работать барометр-анероид? (Нет, т.к. на Луне нет атмосферы.)
50. К каким звездам относится наше Солнце? (Желтый карлик.)
Мир звезд в поэзии:
10. К. Прутков.
Но вот уж меркнет Солнца луч.
Выходит месяц из-за туч
И освящает на пути Все звезды…(…Млечного Пути.)
20. М.Цветаева.Косматая звезда, спешащая в никуда из страшного ниоткуда. (Комета.)
30. М.Цветаева.
Август – астры,
Август – звезды,
Август –грозди
винограда и рябины.
Ржавой – август!
Август – месяц
Ливней звездных!
Что это за ливни?(Метеоры – атмосферное явление, сгорание космических частиц в атмосфере.)
40. “Ночь тиха, пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит”.
Кто автор этих строк? (М.Ю.Лермонтов.)
50. Музыкальный вопрос.
Назовите романсы или песни, где встречается слово “звезда”? (Звездочка моя ясная. Гори, гори, моя звезда. Две звезды и др.)
Космонавты:
10. Кто побывал в космосе до человека и как звали первых посланцев? (Собаки: Лайка, Белка, Стрелка, Пчелка, Мушка, Звездочка, Чернушка, Уголек, Ветерок – 9.)
20. С какого космодрома взлетают ракеты? (Мирный, Плесецк.)
30. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов 18 марта 1965г.)
40. Открытое пребывание на Луне длилось 62 минуты 16 секунд. Как звали первого астронавта, прилетевшего на Луну 20–21 июля 1969 года? (Нил Армстронг.)
50. Кто из женщин-космонавтов в 1963 году впервые побывала в космосе? (Валентина Терешкова.)
Космические корабли:
10. Какой стране принадлежит честь первой мягкой посадки на поверхности Марса? (СССР, “Марс-3” 28 мая 1971.)
20. В чем хранятся продукты в космических кораблях? (В тубах.)
30. Могут ли космонавту пригодится гантели для занятий физическими упражнениями? (Нет, т.к. они теряют вес.)
40. Когда космонавт ложится спать, он привязывает свой спальный мешок и закрывает свое лицо сеткой. Почему? (Невесомость. Чтобы не вдохнуть частицы, которые могут случайно оказаться в отсеке.)
50. Как называется одежда, которая необходима для выхода в космос? (Скафандр.)
2 Тур. «Млечный путь»
-Конкурс «Ракета» (собери ракету и назови ее)
- Кричалка Включаем двигатели: «Ж-ж-ж!» Начинаем подъем: «У-у-у!» Внимание полетели!
- Конкурс «Выведение корабля на орбиту» (одному участнику завязать глаза, а другой отдает команду как двигаться, нужно войти в круг)
- Конкурс «Невесомость» (съесть конфету навесу)
- Конкурс «Компас»
Продолжим путь, который нам указывают звезды. Попробуем узнать, какая звезда нам поможет не затеряться в Солнечной системе.
Итак, задание: решить выражения и записать ответы в таблицу в порядке возрастания. Во вторую строчку расставить буквы, которые соответствуют этим числам.
46-18= 28 (п) 91-28=63 (л)
93-15=78 (н) 25+39=64 (я)
26+17=43 (о) 40+26=66 (р)
33+56=89 (а) 89+11=100 (я)
28 43 63 64 66 78 89 100 полярная
Полярная звезда всегда указывает на север. Итак, если вы будете стоять к ней лицом, то за спиной будет …(юг), слева …(запад), справа …(восток).
- Конкурс «Встреча с инопланетянами» С помощью жестов объясните следующие фразы:
“Как вас зовут?”
“Я вас полюбил с первого взгляда”
“А сколько времени на вашей планете?”
“Полетишь с нами на Землю?
“У вас море есть?”
“Мне нужен врач”
Ребята, а чем космонавты занимаются на борту космического корабля? Да, они работают. Но у них есть время и для отдыха. Как все обычные люди они едят, спят, читают, смотрят телевизор и даже пишут стихи.
-Кричалка
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного … (космодрома)
Уходит в небо экипаж
Отныне знаменитый
Мы будем слушать репортаж
С космической …(орбиты).
С друзьями в небо ты глядишь,
Конечно, твердо веря,
Что подрастешь и полетишь
К загадочной …(Венере)
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом…(скафандре).
Музыкальный конкурс
Песня “Бременские космонавты”(на мотив песни “Бременские музыканты”).
Ничего на свете лучше нету
Нашей голубой планеты.
Среди звёзд красавица такая
Морями и озёрами сверкает. – 2 раза.
Ла – ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла - ла
Е-е-е-е-е.
Потому из космоса тарелки
Прилетают к нам на посиделки,
Мы гостей с волнением встречаем,
Отвечают те пока молчанием.- 2 раза.
Ла – ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла - ла
Е-е-е-е-е.
Только знаем мы, тот день настанет,
Прятаться от нас они устанут,
Прилетят и чудеса покажут,
Мы же о себе все им расскажем. – 2раза.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла
Е-е-е-е-е.
Конкурс «К далеким галактикам»
Ребята, вы наверное знаете, что во Вселенной существует множество галактик, то есть звездных систем. Предлагаю вам, юным космическим путешественникам попробовать перелететь из нашей галактики к другой. Задание: с биноклем по разложенным звездам, пройти до финиша.
- Конкурс «Что бы это значило?» Фразеологические обороты
Звезд с неба не хватает;
Восходящая звезда;
Звезда первой величины;
Родиться под счастливой звездой;
Путеводная звезда;
Витать между небом и землей;
Как небо и земля;
Звездный час;
Возносить до небес;
Занять место под солнцем;
Как с Луны свалился;
Попасть пальцем в небо;
Попасть на седьмое небо;
Небу жарко;
Небо коптить.
Кричалка
Ребята, как не жаль, но нам нужно возвращаться домой на землю. Горючее кончается. Итак, приготовиться к спуску. Закрываем глаза и повторяем за мной. Начинаем спуск: «У-У-У!». Внимание- посадка: хлопок. Выключаем двигатели: «Ш-Ш-Ш!». Мы благополучно приземлились на планете Земля. Ребята, вам понравилось наше необычное путешествие?
Подведение итогов.
Никогда не забывайте, что все начинается с мечты.
Не бойтесь мечтать. Мечтайте! Не ленитесь! И вы всего достигните!
Спасибо за участие.
До новых встреч!
Песня “Бременские космонавты”(на мотив песни “Бременские музыканты”).
Ничего на свете лучше нету
Нашей голубой планеты.
Среди звёзд красавица такая
Морями и озёрами сверкает. – 2 раза.
Ла – ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла - ла
Е-е-е-е-е.
Потому из космоса тарелки
Прилетают к нам на посиделки,
Мы гостей с волнением встречаем,
Отвечают те пока молчанием.- 2 раза.
Ла – ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла - ла
Е-е-е-е-е.
Только знаем мы, тот день настанет,
Прятаться от нас они устанут,
Прилетят и чудеса покажут,
Мы же о себе все им расскажем. – 2раза.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла
Е-е-е-е-е.