Школьный музей как средство духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников
Submitted by Алия Жумагалиевна Кунаева on Tue, 19/07/2011 - 14:12
Школьный музей как средство духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников
В нашем районе 12 школьных музеев, Залов Боевой и Трудовой Славы, музейных комнат, которые традиционно являются и должны являться одним из средств духовно-нравственного воспитания школьников.
В современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс.
На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.
Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:
– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;
– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.
В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Деятельность музейной комнаты «Память» МОУДОД-РДДиЮ
Цельюмузейной комнаты «Память» является: эффективное использование потенциала музейной комнаты в учебно-воспитательном процессе как средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащегося.
Музейная комната работает по двум направлениям: патриотическое и этнографическое
Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.
Поисково-исследовательской деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования. Тогда в качестве главной задачи была поставлена цель – сбор воспоминаний ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся наряду с книгой Памяти в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда.
Для этого организуются поисковые экспедиции «Бабушкин сундук» и «Подвигу жить в веках» и другие, которые дают богатейший материал для формирования и обновления экспозиций музейной комнаты. Для учета музейных экспонатов ведем учетную документацию.
Музейные фольклорные праздники отражают колорит традиций нашего народа. Такие праздники в музейной комнате, как «Иван Иваныч самовар», «Серебряное донце-золотое веретенце», «Русские лапти» и другие стали традиционными и вызывают большой интерес у всех присутствующих. Большая работа проводится по подготовке экскурсоводов из числа учащихся. Их рассказы должны быть доходчивы, интересны. Музейная комната участвует в разработке и реализации многочисленных акций. Не один год активисты музейной комнаты принимают участие в конкурсе музейных комнат, где представляют свой отчёт о проделанной работе. Награждены дипломами. Давняя связь и добрые отношения сложились у нашей музейной комнаты с советом ветеранов войны и труда. Их жизненный опыт, убежденность помогают учащимся осознать себя гражданами России. Классные руководители часто приглашают нас на классные часы с лекциями и экспозиционным материалом. Исследовательская работа учащихся тоже связана с краеведением. Темы исследовательских работ учащихся избраны не случайно, а исходя из запросов музейной комнаты.
Ребята с большим удовольствием посещают нашу музейную комнату. А некоторые учащиеся проявляют особую заинтересованность. Они становятся экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, реставрационными и оформительскими работами. Из этих активистов составляется совет музейной комнаты, обновляемый каждый год, так как уходят выпускники. К проведению экскурсий привлекаются ребята, начиная с 5-6 классов. Как вы заметили, формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным акции милосердия, выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это позволяет сделать работу музейной комнаты интересной для учащихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность музейной комнаты «Память».
Таблица 1.
Критерии и показатели эффективности школьного музея как средства патриотического воспитания школьников
Критерии
Показатели
Количественные
Качественные
1.Эффективность деятельности школьного музея.
Развитие музейных экспозиций.
Рост музейной активности (мероприятия музея в системе патриотического воспитания в школе).
Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.
2.Уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом.
Развитие форм совместной работы музея с педагогами и школьниками.
Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.
3.Результативность работы по воспитанию школьников.
Рост объема знаний, на основе которых формируются нравственные ценности личности (интеллектуальный уровень).
Оценочно-эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий уровни сформированности нравственности школьников.
Таблица 2.
Отношение участников образовательного процесса к школьному музею