Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Submitted by Галина Сазонова on Tue, 12/07/2011 - 21:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сазонова Галина Васильевна
Место работы, должность: 
Краснодарский край, г.Новокубанск, МОБУГ № 2, учитель
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
  • уточнение знаний о трех функциях мягкого знака, ь – показатель женского рода имен существительных;
  • воспитывать бережное отношение к природе. 
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.Г.Рамзаева, учебник русского языка; О.Д.Ушакова, толковый словарик школьника

Краткое описание: 
План-конспект урока "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих", по Т.Г.Рамзаевой, 3 класс

 

Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

 

Цель:

  • уточнение знанийо трех функциях мягкого знака, ь – показатель женского рода имен существительных;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, толковый словарик школьника, компьютер, проектор.

 

Ход урока

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания

На доске написаны слова: (Слайд 2.)

ружьё  морковь  помощь  рожь

- Сегодня на минутке чистописания повторим написание буквы, которая есть во всех данных словах.

- Какая это буква? (Мягкий знак.)

- Напишите до конца строки, соблюдая последовательность: (Слайд 3.)

ь  ьь  ььь  ...

- На следующей строке напишите данные слова.

- Слова какой части речи вы написали? (Мы написанные имена существительные.)

- В каком числе стоят имена существительные? (Имена существительные стоят в единственном числе.)

- Какую роль выполняет мягкий знак (ь) в написанных словах? (В слове ружьё – разделительный мягкий знак. В слове морковь – мягкий знак (ь) – показатель мягкости предыдущего согласного звука.)

- Почему в словах помощь, рожь написан мягкий знак?

- Может он обозначает мягкость предыдущего согласного звука? (Нет, так как звук щ – всегда мягкий, звук ж – всегда твердый.)- Сегодня на уроке вы узнаете, почему в словах помощь, рожь пишется мягкий знак.

 

3. Словарная работа

 

Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете ребус: (Слайд 4.)

 

товар  ’пища

 

        - Какое слово получилось? (Это слово товарищ.)

       - Что обозначает слово товарищ?

       - Сначала дети высказывают свои предположения, затем находят объяснение в толковом словаре. (Товарищ – это человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, а также человек, дружески расположенный к кому-либо.)

 

- Подберите к слову товарищ синонимы. (Друг, приятель.)

- Найдите слово товарищ в словарике, напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.

- К какой части речи относится слово товарищ? (Слово товарищ относится к имени существительному.)

- В каком числе стоит слово товарищ, какого рода? (Слово товарищ стоит в единственном числе, мужского рода.)

- Чем сходны по произношению слова товарищ и помощь? (На конце слышится мягкий шипящий звук щ.)

- Но в слове помощь – после шипящего пишется мягкий знак, а в слове товарищ – после шипящего мягкого знака нет.

- Скажите, чему будет посвящена новая тема урока? (Новая тема урока будет связана с правописанием мягкого знака в словах, в которых есть шипящие.)

- Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

 

4. Работа по теме урока

          На доске написаны слова: (Слайд 5.)

         - Луч, дочь, карандаш, вещь, врач, чиж, молодёжь, тишь.

          - Слова какой части речи написаны на доске? (На доске написаны имена существительные.)

          - В каком числе стоят имена существительные? ( Имена существительные стоят в единственном числе.)

         - На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (Эти  существительные можно разделить на      существительные мужского и женского рода.)

          - Напишите существительные в два столбика, в первый - женского рода, во второй – мужского рода. (Слайд 6.)

 

                       ж. р.                              м.р.

                       дочь                              луч

                       вещь                              карандаш

                       молодёжь                     врач

                       тишь                             чиж

 

- Скажите, какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского и мужского рода? (На конце существительных написаны буквы, обозначающие шипящие звуки.)

- Подчеркните эти буквы в написанных словах. (Слайд 7.)

 

                       ж. р.                              м.р.

                       дочь                              луч

                       вещь                              карандаш

                       молодёжь                     врач

                       тишь                              чиж

- Сделайте вывод. (На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак. На конце имен существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.)

     

5. Работа по учебнику

        Чтение вывода на стр.42

 

6. Закрепление изученного

         Упражнение 1..Отгадать загадки. Ответы написать в тетрадь. (Слайд 8.)

- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

- Как напишите это слово? (Стриж-существительное, мужского рода, пишу без мягкого знака.)

- Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Она ядовита! (Ландыш.) Слайд 9.

- Как напишите это слово? (Ландыш-существительное, мужского рода, пишу без мягкого знака.)

- Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (Мышь.)

Слайд 10

- Как напишите это слово? (Мышь-существительное, женского рода, пишу с мягким знаком.)

 

Упражнение 2.(Взаимопроверка.)

- К именам прилагательным, записанным на доске, подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце. (Слайд 11.)

- звездная(ночь)

- золотая (рожь)

- острый (нож)

- чёрный (грач)

- русская (речь)

- тяжелый (багаж)

-

        

7. Физкульминутка

 

Мы работали отлично.

         Отдохнуть не прочь сейчас

         И зарядка нам привычно

         На урок приходит в класс. 

 

Я буду называть имена существительные с шипящими на конце. Вы шагаете на месте, если в слове надо писать мягкий знак. (Кирпич, уж, ночь, борщ, шалаш, силач, мяч, дочь, калач.)

 

8. Самостоятельная работа (Задание на карточках)

 

- Расположите части так, чтобы получился рассказ. Напишите текст, вставьте, где нужно, мягкий знак.

 

              Охотник накинул плащ(?) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мыш(?).

              Охотник ночевал в домике лесника. В полноч(?) он услышал жалобный плач(?).

              И снова повторился плач(?). Охотник понял, что это кричит сыч(?).

 

Проверка

- Какую часть написали первой, какую второй, какую третьей?

- В каких словах написали мягкий знак? Почему?

 

9.Итог урока

- Какие функции выполняет мягкий знак(ь)? (Слайд 12.)

 

10. Домашнее задание

Упражнение 453, стр.41 

 

Прикрепленный файл Size
ь знак.ppt 300.5 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн