12 урок из 18 в разделе «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Цели урока:
Содействовать пониманию учащимися физического смысла закона Архимеда.
2. Способствовать развитию информационной компетентности ( аспект «Первичная обработка
информации» уровень 1, аспект «Извлечение вторичной информации» уровень 1
Развивающие:
развивать креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий
развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе
развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух
Оборудование:Интерактивная доска
Динамометры
Мензурки с водой
Тела произвольной формы
ЦОР к учебнику А. А. Пинского «Физика. Астрономия» 7 класс
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Задание: Оцените свои знания по пройденному материалу. Прочтите § 48 стр.133 Найдите ошибки в следующих утверждениях:
1. Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена так же как и сила тяжести, приложенная к этому телу? (смотрите рис.1)
2. Закон Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ, передается по-разному во всех направлениях.
3. Выталкивающей сила равна массе жидкости в объеме погруженного в нее тела. (Fвыт=mжид.)
4. Выталкивающая сила зависит от глубины на которую погружено тело.
(для ответа воспользуйтесь приборами, находящимися на партах)
Предполагаемые ответы:
2. Давление, производимое на жидкость или газ, передается одинаково во всех направлениях.
3. Выталкивающей сила равна весу жидкости в объеме погруженного в нее тела. (Fвыт=Ржид.)
4. Выталкивающая сила не зависит от глубины на которую погружено тело. (Для проверки последнего задания проведите лабораторный эксперимент)
Учащиеся дают ответы, учитель обобщает ответы, делает вывод, что выталкивающая сила не зависит от глубины на которую погружено тело. Учитель предлагает учащимся сформулировать цель урока, записать ее в тетрадь
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Просмотрите видеоролики и параграф 49 учебника(стр. 131, 4абзац ). Заполните таблицу и сделайте вывод: от каких величин зависит выталкивающая сила?
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Какие величины необходимы для расчета силы Архимеда?
Учитель предлагает ученикам составить план действий для решения задачи на расчет силы Архимеда.
Предполагаемый план действий учащихся:
Записать краткое условие задачи
Записать формулу для расчета силы Архимеда.
Произвести расчет силы Архимеда.
Записать ответ.
САМОПРОВЕРКА
Задачная формулировка: используя рабочую тетрадь, данные, предложенные учителем, определите выталкивающую силу. Правильность решения задачи проверьте у доски кнопкой «Готово».
(Работа производится по группам на бланках, которые предлагает учитель.
Аналитическая шкала:
Правильно рассчитана сила тяжести - 1 балл
Правильно рассчитана сила Архимеда - 2 балла
Правильно определен объем тела – 2 балла
Учащийся правильно сравнил значение силы тяжести и Архимеда -2 балла
Максимальное количество баллов – 7
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Какую цель каждый из вас поставил себе перед уроком? Реализовали ли вы ее?
Оцените успешность своей деятельности на уроке, используя следующую шкалу: