Применение ИКТ в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
Широкое поле деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, разнообразие задач, поставленных перед ним сегодня в условиях достаточно жестких временных рамок, делает невозможным их выполнение без привлечения современных информационных технологий.
Причем привлечение ИКТ находит себя во всех направлениях деятельности: психодиагностика, психологическое консультирование и просвещение,
коррекционная и развивающая работа, совершенствование профессиональной компетентности психолога.
В психодиагностике возможности применения компьютера действительно огромны: подготовка и распечатка индивидуальных бланков стимульного материала, оформление заключений, написание отчетов, составление таблиц, диаграмм.
Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личной заинтересованности учащихся, формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации.
Психологическое консультирование и просвещение участников образовательного процесса. Сегодня уже в большинстве своем родителям, педагогам, не приходится объяснять необходимость овладения психологическими знаниями, для способствования гармоничного развития детей, учащихся, саморазвития.
При подготовке к выступлениям на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях, психологических часах для учащихся, при проведении элективных курсах передо мной встает вопрос: как можно нагляднее, доступнее донести информацию до слушателей? И сегодня надо признать , в данной работе невозможно обойтись без информационных технологий. Мультимедийные презентации – тот инструмент, который помогает донести информацию, который помимо видеослайдов по теме позволяет представить табличную информацию, диаграммы и т.д.
Для родительских собраний мною разработан целый комплекс презентаций: «Первоклашка, первоклассник , у тебя сегодня праздник?» - об особенностях адаптационного процесса первоклассников в школе, «Конфликтуйте правильно»- для родителей подростков, «Первый раз в пятый класс», «Этот страшный зверь- ЕГЭ»- информация для родителей и старшеклассников о том как психологически правильно подготовиться к итоговой аттестации, « В нашем классе – новенький», « Направо пойдешь, налево - пойдешь» -подготовка к профессиональному выбору, «Семья как педагогическая система и партнёр школы» и т.д.
Презентации помогают овладению учащимися курса элективных занятий «психология общения» и «психология и выбор профессии» и т.д. Многие из этих презентаций сделаны силами старшеклассников.
В работе с педагогическим коллективом презентации также применяются при реализации программы: «Школа- территория здоровья», для содействия сохранению психологического здоровья , психопрофилактики эмоционального напряжения всех участников педагогического процесса.
Необходимо отметить, что большую помощь в я нахожу на психологических сайтах, которые могут быть адресованы как специалистам, так родителям и самим учащимся.
Хочется отметить особо некоторые:
http://nkozlov.ru/library/psychology/d4532/?full=1#.ThNijONLv3w
http://psyberia.ru/soft/softrelax#aura
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07v.shtml
http://www.bigpi.biysk.ru/spb/rod/soveti_psihologa.php
http://detsadik.my1.ru/load/roditeljam_doshkoljat/sovety_detskogo_psikhologa/25
http://www.go-psy.ru/index.htm и другие.
Психокоррекция. Сегодня существует много коррекционных, развивающих компьютерных игр, психологических тренажеров, которые в условиях индивидуального использования способствуют, развитию определенных процессов учащихся . Особо это значимо для начальных классов.
Интернет – как возможность широкого использования информационных ресурсов сегодня незаменим для специалистов образования.
Мне бы хотелось остановиться на работе педагога-психолога с одаренными детьми. В течение трех последних лет я веду секцию в рамках школьного научного общества учащихся, где ребята разрабатывают интересующие их темы, проводят психодиагностические мероприятия по этим темам, оформляют результаты, готовят работы к защите, выполняют по данным исследований буклеты, коллажи, презентации. Понятно, что все эта деятельность немыслима без компьютерных технологий.
За это время учащимися были подготовлены и представлены на школьную конференцию следующие работы: «Молодежные неформальные движения, их распространение в с. Средний Ургал и п. Чегдомын», «Актуальное расследование: Подростковый суицид», «Профессиональный выбор старшеклассников, зависимость от рынка труда», « Особенности жестового поведения подростков», «Сладкая жизнь», исследование собственной пищевой зависимости как борьба за свободу!».
Работы: «Особенности жестового поведения подростков» и «Профессиональный выбор старшеклассников, зависимость от рынка труда» стали призерами районной научно практической конференции учащихся 2010, 2011годов. См. приложение 1.
Итак, применение ИТК в деятельности педагога-психолога образовательных учреждений сегодня уже не прихоть «продвинутого» специалиста, а обыкновенная необходимость, с которой приходится считаться. Умение применять компьютерные технологии - это насущная потребность современной школы.
Педагог-психолог МОУ СОШ №10 п. Чегдомын Е.В.Кривченко
|