Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Чувашский национальный праздник - "Уяв".

Выберите действие:

Уяв (время появления всходов) — 19 июня. С появлением всходов наступала пора празднеств, свадеб, пений, хороводов, игрищ — уяв.
    «Слово уяв буквально означает «соблюдение» (от уя «блюсти»)» (Егоров, 1994, с.200). По мнению Н.И. Ашмарина, «слово Уйав означает Уйас, то есть дело бездельничанья» (Ашмарин, 2000, с. 171—172). Семантически месяц проведения уяв (чув.) — праздник соответствует хурритскому месяцу празднеств — Mitiranni.
    Начинается уяв с обряда жертвоприношения на учук. С понятием полевое моление ичук существует путаница, связанная со звучащим почти также понятием уй чӳк, где уй — «поле». Ичук — это не обряд и не божество, это место проведения обряда, посвященного Творцу и высшим благим силам.
    В то же время «в чувашских селениях существовал обычай встречи и проводов уяв. Для его встречи молодежь отправлялась в ближайшую рощицу, располагавшуюся к востоку от селения, и до позднего вечера водила там хороводы. В деревню возвращались с песней уяв юрри, открывавшей пору молодежных гуляний и хороводов» (www.civnet.samara.ru). В песнях выражалась манифестация животворящих сил природы. Заметим, что у чувашей существовал запрет на исполнение песен уяв юрри в другое время.
    На ичук производят моление лишь раз в год в июне. Чаще обряды на киремети и на ичук шли параллельно. Перед проведением обряда на ичук идут в поле в западную сторону (мир мертвых). Спустившись к реке, моют лицо (обряд очищения). Возвращаются домой не оглядываясь. Во время молений поминаются божественные силы Кăрпан, Пӳлĕхçĕ и Кепе, в честь них приносится в жертву баран (Ашмарин, 2000, с.171).
    На киремети в качестве жертвоприношений духам предков йыхăраççĕ использовались мучные и молочные продукты хăймалу. После поклонений на киремети люди идут на ичук и там проводят калăм хывни (жертвоприношение), вызывая внимание важнейших сил природы и Творца — Турă. Затем проводят Уяв (праздник). После Уяв с молитвами провожают высшие силы, обернувшись на восток; провожают духов предков, повернувшись на запад. Прибравшись, люди расходятся по домам, и там каждый в кругу своей семьи проводит моление и трапезу. Традиционный дом (кил) у чувашей воспринимался как место главного места богослужения — мăнчук.
    В старину «во время весеннего праздника Уяв чувашский царь (патша), по преданию, объезжал свои владения, встречался со своими подданными. На высоком шесте развевалось знамя, a чувашские общины вывешивали сурпан (белую женскую головную повязку с вышивками). Царь принимал от общинников дары. Во время встречи с царем проводились моления, игры с песнями и плясками» (Димитриев, 1983, с.25).
    К празднику специально готовились, о чем свидетельствуют слова из старинной песни «Сарă пурçăнтан сарă турăм уяв кунĕ çыхмашкăн» (Из желтого шелка сделала сарă (поясное вышитое женское украшение), чтоб в день уяв повязать) (Ашмарин, 2000, с.171-172).
    Хороводные песни карта юрри выражали манифестацию высших сил природы. Чем больше песен исполнялось на них и чем громче их пели, тем легче, по поверьям, будет сельчанам в страдную пору. Емелышнские чуваши (Бугульминский уезд), например, неурожай хлеба объясняли исключительно тем, что в деревне перестали справлять уяв.
    Уяв нередко проводился жителями нескольких соседних деревень, являвшихся, как правило, родственными, то есть образованными при переселении жителей из одного материнского селения... Возможно, что этот обычай является отголоском межсельских молений общим духам, проводившихся в середине лета.
    Завершался уяв с наступлением сенокосной поры. Последний день уяв справлялся особо торжественно. «Во многих песнях последнего уяв звучала тема сожаления об уходе этой прекрасной поры. Перед началом основного торжества группа сельчан обходила с песнями деревню по направлению солнца. Уяв провожали уже на закате солнца также с песнями: все участники обряда отправлялись на западную окраину деревни и, в последний раз исполнив здесь уяв юрри, возвращались в деревню уже под обычную застольную песню ĕçкĕ юрри» (www.civnet.samara.ru).
    В последние годы из-за утери понимания значения уяв его стали смешивать с праздником первой борозды — Акатуем, Сабантуем.
 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Ивановна Парукова

На: Уяв.Праздник чувашей.


3 июля в 9.30 на главном майдане Нурлата состоится V Всероссийский праздник чувашской культуры «Уяв».
 


Организаторы праздника – Министерство культуры Республики Татарстан, Республиканский центр развития традиционной культуры, Совет и исполнительный комитет Нурлатского района, Чувашская национально-культурная автономия в Республике Татарстан.

В Нурлатском районе праздник проводится с 2006 года, за это время организаторами праздника накоплен богатый опыт, появились идеи современного прочтения традиционных элементов праздника. Особенностью нынешнего праздника является расширение праздничного пространства, насыщение его различными площадками (спортивными, игровыми, сценическими), цель которых – задействовать как можно больше народа: детей, молодежи, взрослых. Предполагается участие более 70 коллективов из Республики Татарстан, Республики Чувашии, Башкортостан, Самарской, Ульяновской, Свердловской областей, Москвы, Санкт-Петербурга.

Знакомство с богатой чувашской культурой начнется с посещения «Города мастеров» (музейная выставка о быте чувашского народа, выставка народных промыслов и т.д.), оформленных в национальном стиле подворий, в которых планируется проведение театрализованных представлений (свадебный обряд, чувашские крестины, чувашские посиделки, обряд «Уллах», «Особенности чувашской бани»). В рамках праздника также пройдут интересные конкурсы: «Уяв пике» (Красавица Уява), «Чувашский батыр», конкурс на лучшее национальное блюдо и лучший национальный напиток, будет организована работа детского городка, спортивной площадки, состоится концерт мастеров искусств и фольклорных коллективов Республики Татарстан, регионов России и СНГ.

Праздник «Уяв» – проводится в весенне-летний период, в основе праздника молодежные игрища и хороводы. Слово «уяв» буквально означало «соблюдение» (от уя – блюсти). Первоначально это слово означало просто соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, любое обрядовое торжество. Начинался уяв с времени появления всходов – 19 июня, в это же время наступала пора празднеств, свадеб, пений, хороводов, игрищ – уяв.

Низовые чуваши праздновать уяв начинали в день Семика и праздновали до Петрова дня. Взрослое население в это время соблюдало обряд «синсе» (обряд бережения земли) и воздерживалось от каких бы то ни было работ. Молодежь сразу же после семика («проводов усопших») начинала водить хороводы. В период уява хороводы водили каждый день с утра до позднего вечера. Вечерами под деревом жгли костры и вокруг них кружились несколько кругов. Парни и девушки, взявшись за руки, ходили вокруг костра в такт музыке. После каждого куплета песни направление движения менялось. Каждой песне соответствовали свой рисунок движения, свои правила игры. Часто на эти хороводы приходила молодежь из соседних деревень – со своими песнями и играми. Таким образом, репертуар песен и игр постоянно пополнялся. Парни и девушки во время уява встречались друг с другом, здесь они находили суженых. Приходили на хороводы и взрослые, и пожилые, и дети. Старики рассказывали о хороводах их молодости, напоминали старые песни и игры, а молодежь быстро их подхватывала, и почти уже забытая песня вновь начинала жить.

Завершался уяв с наступлением сенокосной поры. Последний день уяв справлялся особенно торжественно. Во многих песнях последнего уяв звучала тема сожаления об уходе этой прекрасной поры. Перед началом основного торжества группа сельчан обходила с песнями деревню по направлению солнца. Уяв провожали уже на закате солнца также с песнями: все участники обряда отправлялись на западную окраину деревни и, в последний раз исполнив здесь уяв юрри, возвращались в деревню уже под обычную застольную песню.

Начало праздника в 9.30 час. Отъезд участников и гостей праздника в 16.00 час, сообщили в министерстве культуры РТ.

Адрес блога "Традиции и обряды чувашского народа"http://ilinova.blogspot.com/2011/07/blog-post_5340.html

Комментарий был изменен с момента создания (reks-58, пн, 04/07/2011 - 23:01).



Фото пользователя Людмила Ивановна Парукова

На: Уяв.Праздник чувашей.


Национальный праздник "Уяв" на Нурлатской земле.Гости Уява.

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (reks-58, пн, 04/07/2011 - 23:12).



Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Уяв.Праздник чувашей.


Очень красивое зрелище!enlightenedyes Даже по фотографиям!

С уважением, Л.Пятко.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн