Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа "Шаг во взрослую жизнь"

Фото пользователя Наталья Зубавленко
Submitted by Наталья Зубавленко on Sat, 02/07/2011 - 16:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Социальный педагог Горюнова О.В., педагог - психолог Зубавленко Н.А.
Место работы, должность: 
Государственное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие" Ленинского района г.Саратова
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Используемая методическая литература: 
  1. Кон И. С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989.
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков – Л., 1983.
  3. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков – М., 1999.
  4. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2.
  5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие – СПб.: Речь, 2005.
  6. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков – М., 2003
  7. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография – СПб.: Речь, 2008.
  8. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков – М.: Академический проект. Трикста, 2005.
Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор

Краткое описание: 
Профилактика и коррекция девиантного поведения и правонарушений в подростковой среде

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков

«Шаг во взрослую жизнь»  

 Пояснительная записка

В последнее время в Саратовском районе возросло количество семей, находящихся в социально-опасном положении (далее СОП). Кроме того, увеличивается количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения и состоящих на профилактическом учете в РОВД. По данным РОВД Саратовского района за 2007 г. несовершеннолетними было совершено 48 правонарушений, из них по ст. 20.20 КоАП РФ и ст.20.21-23 чел., по ст.22 КоАП РФ – 25 чел. За 2008 г. по ст. 20.20 КоАП РФ и ст.20.21 – 29 чел., по ст.22 КоАП РФ – 28 чел. Таким образом, возросло количество несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки. Кроме того, увеличилось число несовершеннолетних, поставленных на профилактический учет в РОВД:

 

Причины постановки на учет

кол-во н/л, поставленных на учет в 2007 г.

кол-во н/л, поставленных на учет в 2008 г.

ст. 25 УПК РФ

8

11

антиобщественное поведение

3

2

ОВУД

16

13

условно-осужденные

5

7

употребление спиртных напитков

10

21

НОН, одурманивающие вещества

1

1

бродяжничество

-

3

всего поставлено на учет

43

58

 

Причин постановки на профилактический учет множество: курение, употребление спиртосодержащей продукции, психотропных веществ, кража… Злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, такие как наркотики, алкоголь, табак. Подобное поведение характеризуется как аддиктивное поведение и является разновидностью девиантного поведения. Поведение, проявляющееся в нарушении закона, совершении преступлений является деликвентным поведением.

На современном этапе мы должны не просто констатировать факт правонарушения и девиантного поведения подростков, но и постараться выяснить, почему ребенок совершает те или иные поступки, что влияет на его поведение.

Очень часто детско-родительские отношения являются транслятором и провокацией возникновения отклоняющегося поведения подростков. Существует несколько парадигм детско-родительских отношений, провоцирующих возникновение девиантного поведения подростков:

- игнорирование – пренебрежительное отношение к ребенку, его «заброшенность», как в период раннего детства (до 5-7 лет, так и в последующем, т.е. до 17-18 лет. Корреляция данной парадигмы с отклоняющимся поведением подростка составляет 70-80 %.

- конфликтность – взаимное непонимание детей и родителей, переходящее во временные или постоянные столкновения, конфронтация. Корреляция – 65-67%. При этом если в семье два или более ребенка (особенно если они однополые или у них большой возрастной перерыв), то наблюдается усугубление девиантности.

- косвенные девиантные проявления со стороны родителей – родители девиантны (практикуют пьянство, воровство, проституцию, насилие, оскорбления), но не проявляют этого в отношении детей.

- прямые девиантные проявления – родители девиантны и втягивают детей в пьянство, воровство и т.д., либо девиантны по отношению к детям (насилие, оскорбления).

- разрушение семейного очага – развод, смерть, тяжелая болезнь одного или обоих родителей.

- низкий уровень интимности в детско-родительских отношениях – отсутствует взаимное уважение и доверие, эмоциональность и теплота. Возникающие проблемы решаются жестко, насильственно, без учета потребностей и чувств ребенка.

Кроме того, возникновение девиантного поведения приводит и небрежное отношение к ребенку, его отвержение ближайшим окружением, включая других детей, родителей, учителей и т.д. «Отвергнутые» ищут группу, которая его примет. Очень часто эта группа имеет антисоциальную направленность.

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков должна проводиться в гуманной, уважительной к личности ребенка форме.

Программа «Шаг во взрослую жизнь» базируется на принципах гуманистической психологии и ориентирована на реализацию возможностей подростков, его самостоятельность и активную позицию.

В связи с ростом подростковой преступности, асоциального поведения, особенно в сельской местности, необходимо проводить не только коррекционную работу с подростками, состоящими на профилактическом учете в РОВД, но и профилактическую работу среди подростков, склонных к девиантному поведению, семьи которых находятся в социально-опасном положении. Для проведения профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с данными несовершеннолетними, прежде всего, были собраны статистические данные о несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в РОВД, о семьях Саратовского района, находящихся в СОП. На основании этих данных была разработана программа «Шаг во взрослую жизнь».

 

Целью программы «Шаг во взрослую жизнь» является создание дополнительных источников информации о вреде курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ, первичная профилактика подростковых правонарушений, профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в РОВД, формирование ответственности несовершеннолетних за свои поступки. Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

-профилактика и коррекция аддитивного и деликвентного поведения подростков;

- развитие ответственности подростков за собственные поступки и жизненные выборы в различных социальных ситуациях;

- развитие способности к самоанализу и контролю поведения;

- формирование осознанной жизненной позиции, ценностных ориентаций и социальных навыков;

- стабилизация детско-родительских отношений, коррекция стилей родительского поведения и их методов воспитания.

 

Первичная профилактика девиантного поведения проводится посредством семинаров, организуемых на базе школ Саратовского района

Программа включает в себя следующие этапы:

I этап – диагностический.

Цель этапа: знакомство, диагностика несовершеннолетних и членов их семей.

 

II этап – профилактический, коррекционный.

Цель данного этапа программы достигается путем проведения профилактических бесед, коррекционно-реабилитационных занятий.

 

III этап – итоговый.

Цель этапа: провести срезовую диагностику членов семей-участников с целью оценки эффективности профилактической и коррекционной работы.

 

Целевая группа – подростки 11 – 17 лет из семей СОП, состоящие на профилактическом учете в РОВД, их родители.

 

Предполагаемые результаты: проводимые мероприятия направлены на снижение количества повторных правонарушений, развитие ответственности подростков за собственные поступки, сформированность осознанной жизненной позиции, ценностных ориентаций и социальных навыков, стабилизация детско-родительских отношений.

Срок реализации программы: восемь месяцев.

Формы и методы: анкеты, беседы, профилактические и коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые).

Вся коррекционно-развивающая работа с подростками по реализации намеченных задач проходит на индивидуальных или групповых занятиях с использованием специально подобранного раздаточного материала.

 

Критерии оценки эффективности: отчет о работе по апробации программы, бланки анкет, анкеты-отзывы.

 

Содержание работы:

Задачи и мероприятия

Сроки

Индикатор

Ответственный

I. Диагностический этап

1.1.

Набор целевой группы. Уточнение списков несовершеннолетних из семей СОП, состоящих на профилактическом учете в РОВД.

март

Список несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в РОВД.

Соц. педагог

1.2.

Проведение первичного анкетирования.

март

Бланки анкет

Педагог-психолог

1.3.

Обработка результатов первичной диагностики.

март

Заполненные анкеты

Педагог-психолог

II. Профилактический, коррекционный этап

Проведение коррекционно-реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними.

2.1.

Занятие «О вреде употребления ПАВ»

апрель - май

список участников, анкета-отзыв

Соц. педагог

2.2.

Беседа «Курить или не курить?!»

апрель- май

список участников, рисунки, анкета-отзыв

Соц. педагог

2.3.

Занятие «ЗОЖ – это…»

июнь

список участников, рисунки, анкета - отзыв

Соц. педагог

2.4.

Беседа «Ответственность за правонарушения»

июнь

список участников, анкета-отзыв

Соц. педагог

2.5.

Занятие «Трудный случай»

июль

список участников, анкета-отзыв

Соц. педагог

2.6.

Беседа «Алкоголь вреден?!»

июль

список участников, анкета-отзыв

Соц. педагог

2.7.

Беседа «Стратегии выбора профессии»

август

список участников, анкета-отзыв

Соц. педагог

2.8.

Беседа «Пути получения профессии»

август

список участников, анкета-отзыв

Соц. педагог

Коррекция детско-родительских отношений.

2.9

Занятие «Воспитание в семье»

апрель - май

список участников, анкета-отзыв

Педагог-психолог

2.10

Занятие «Взаимодействие в семье»

июнь - июль

список участников, анкета-отзыв

Педагог-психолог

2.11

Занятие «Конфликты и способы их разрешения»

июль - август

список участников, анкета-отзыв

Педагог-психолог

Коррекция социального поведения.

2.12

Занятие «Конкретные шаги для налаживания связей с социальным пространством»

июнь

список участников, анкета-отзыв

Педагог-психолог.

2.13

Занятие «Мой план»

июль

список участников, анкета-отзыв

Педагог-психолог

2.14

Занятие «Моя цель»

август

список участников, анкета-отзыв

Педагог-психолог

Проведение мероприятий с родителями.

2.15

Беседа «Вредные привычки подростка: как предотвратить беду»

апрель-май

список участников, анкета-отзыв

Соц. педагог

2.16

Беседа «Мой ребенок – правонарушитель?»

июнь

список участников, анкета-отзыв

Соц. педагог

III. Итоговый этап.

3.1

Проведение итогового анкетирования

сентябрь

Бланки анкет

Педагог-психолог

3.2

Обработка результатов итогового анкетирования

сентябрь

Заполненные анкеты

Педагог-психолог

3.3

Уточнение списков несовершеннолетних из семей СОП, состоящих на профилактическом учете в РОВД

сентябрь

Список несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в РОВД

Соц. педагог

3.4

Составление анализа

октябрь

Отчет о работе по апробации программы

Соц. педагог Педагог-психолог

Все запланированные мероприятия проводятся по различным направлениям коррекционно-развивающей работы.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн