Submitted by Наталья Зубавленко on Sat, 02/07/2011 - 16:04
Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
«Шаг во взрослую жизнь»
Пояснительная записка
В последнее время в Саратовском районе возросло количество семей, находящихся в социально-опасном положении (далее СОП). Кроме того, увеличивается количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения и состоящих на профилактическом учете в РОВД. По данным РОВД Саратовского района за 2007 г. несовершеннолетними было совершено 48 правонарушений, из них по ст. 20.20 КоАП РФ и ст.20.21-23 чел., по ст.22 КоАП РФ – 25 чел. За 2008 г. по ст. 20.20 КоАП РФ и ст.20.21 – 29 чел., по ст.22 КоАП РФ – 28 чел. Таким образом, возросло количество несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки. Кроме того, увеличилось число несовершеннолетних, поставленных на профилактический учет в РОВД:
Причины постановки на учет
кол-во н/л, поставленных на учет в 2007 г.
кол-во н/л, поставленных на учет в 2008 г.
ст. 25 УПК РФ
8
11
антиобщественное поведение
3
2
ОВУД
16
13
условно-осужденные
5
7
употребление спиртных напитков
10
21
НОН, одурманивающие вещества
1
1
бродяжничество
-
3
всего поставлено на учет
43
58
Причин постановки на профилактический учет множество: курение, употребление спиртосодержащей продукции, психотропных веществ, кража… Злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, такие как наркотики, алкоголь, табак. Подобное поведение характеризуется как аддиктивное поведение и является разновидностью девиантного поведения. Поведение, проявляющееся в нарушении закона, совершении преступлений является деликвентным поведением.
На современном этапе мы должны не просто констатировать факт правонарушения и девиантного поведения подростков, но и постараться выяснить, почему ребенок совершает те или иные поступки, что влияет на его поведение.
Очень часто детско-родительские отношения являются транслятором и провокацией возникновения отклоняющегося поведения подростков. Существует несколько парадигм детско-родительских отношений, провоцирующих возникновение девиантного поведения подростков:
- игнорирование – пренебрежительное отношение к ребенку, его «заброшенность», как в период раннего детства (до 5-7 лет, так и в последующем, т.е. до 17-18 лет. Корреляция данной парадигмы с отклоняющимся поведением подростка составляет 70-80 %.
- конфликтность – взаимное непонимание детей и родителей, переходящее во временные или постоянные столкновения, конфронтация. Корреляция – 65-67%. При этом если в семье два или более ребенка (особенно если они однополые или у них большой возрастной перерыв), то наблюдается усугубление девиантности.
- косвенные девиантные проявления со стороны родителей – родители девиантны (практикуют пьянство, воровство, проституцию, насилие, оскорбления), но не проявляют этого в отношении детей.
- прямые девиантные проявления – родители девиантны и втягивают детей в пьянство, воровство и т.д., либо девиантны по отношению к детям (насилие, оскорбления).
- разрушение семейного очага – развод, смерть, тяжелая болезнь одного или обоих родителей.
- низкий уровень интимности в детско-родительских отношениях – отсутствует взаимное уважение и доверие, эмоциональность и теплота. Возникающие проблемы решаются жестко, насильственно, без учета потребностей и чувств ребенка.
Кроме того, возникновение девиантного поведения приводит и небрежное отношение к ребенку, его отвержение ближайшим окружением, включая других детей, родителей, учителей и т.д. «Отвергнутые» ищут группу, которая его примет. Очень часто эта группа имеет антисоциальную направленность.
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков должна проводиться в гуманной, уважительной к личности ребенка форме.
Программа «Шаг во взрослую жизнь» базируется на принципах гуманистической психологии и ориентирована на реализацию возможностей подростков, его самостоятельность и активную позицию.
В связи с ростом подростковой преступности, асоциального поведения, особенно в сельской местности, необходимо проводить не только коррекционную работу с подростками, состоящими на профилактическом учете в РОВД, но и профилактическую работу среди подростков, склонных к девиантному поведению, семьи которых находятся в социально-опасном положении. Для проведения профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с данными несовершеннолетними, прежде всего, были собраны статистические данные о несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в РОВД, о семьях Саратовского района, находящихся в СОП. На основании этих данных была разработана программа «Шаг во взрослую жизнь».
Целью программы «Шаг во взрослую жизнь» является создание дополнительных источников информации о вреде курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ, первичная профилактика подростковых правонарушений, профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в РОВД, формирование ответственности несовершеннолетних за свои поступки. Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-профилактика и коррекция аддитивного и деликвентного поведения подростков;
- развитие ответственности подростков за собственные поступки и жизненные выборы в различных социальных ситуациях;
- развитие способности к самоанализу и контролю поведения;
- формирование осознанной жизненной позиции, ценностных ориентаций и социальных навыков;
- стабилизация детско-родительских отношений, коррекция стилей родительского поведения и их методов воспитания.
Первичная профилактика девиантного поведения проводится посредством семинаров, организуемых на базе школ Саратовского района
Программа включает в себя следующие этапы:
I этап – диагностический.
Цель этапа: знакомство, диагностика несовершеннолетних и членов их семей.
II этап – профилактический, коррекционный.
Цель данного этапа программы достигается путем проведения профилактических бесед, коррекционно-реабилитационных занятий.
III этап – итоговый.
Цель этапа: провести срезовую диагностику членов семей-участников с целью оценки эффективности профилактической и коррекционной работы.
Целевая группа – подростки 11 – 17 лет из семей СОП, состоящие на профилактическом учете в РОВД, их родители.
Предполагаемые результаты: проводимые мероприятия направлены на снижение количества повторных правонарушений, развитие ответственности подростков за собственные поступки, сформированность осознанной жизненной позиции, ценностных ориентаций и социальных навыков, стабилизация детско-родительских отношений.
Срок реализации программы: восемь месяцев.
Формы и методы: анкеты, беседы, профилактические и коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые).
Вся коррекционно-развивающая работа с подростками по реализации намеченных задач проходит на индивидуальных или групповых занятиях с использованием специально подобранного раздаточного материала.
Критерии оценки эффективности: отчет о работе по апробации программы, бланки анкет, анкеты-отзывы.
Содержание работы:
№
Задачи и мероприятия
Сроки
Индикатор
Ответственный
I. Диагностический этап
1.1.
Набор целевой группы. Уточнение списков несовершеннолетних из семей СОП, состоящих на профилактическом учете в РОВД.
март
Список несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в РОВД.
Соц. педагог
1.2.
Проведение первичного анкетирования.
март
Бланки анкет
Педагог-психолог
1.3.
Обработка результатов первичной диагностики.
март
Заполненные анкеты
Педагог-психолог
II. Профилактический, коррекционный этап
Проведение коррекционно-реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними.
2.1.
Занятие «О вреде употребления ПАВ»
апрель - май
список участников, анкета-отзыв
Соц. педагог
2.2.
Беседа «Курить или не курить?!»
апрель- май
список участников, рисунки, анкета-отзыв
Соц. педагог
2.3.
Занятие «ЗОЖ – это…»
июнь
список участников, рисунки, анкета - отзыв
Соц. педагог
2.4.
Беседа «Ответственность за правонарушения»
июнь
список участников, анкета-отзыв
Соц. педагог
2.5.
Занятие «Трудный случай»
июль
список участников, анкета-отзыв
Соц. педагог
2.6.
Беседа «Алкоголь вреден?!»
июль
список участников, анкета-отзыв
Соц. педагог
2.7.
Беседа «Стратегии выбора профессии»
август
список участников, анкета-отзыв
Соц. педагог
2.8.
Беседа «Пути получения профессии»
август
список участников, анкета-отзыв
Соц. педагог
Коррекция детско-родительских отношений.
2.9
Занятие «Воспитание в семье»
апрель - май
список участников, анкета-отзыв
Педагог-психолог
2.10
Занятие «Взаимодействие в семье»
июнь - июль
список участников, анкета-отзыв
Педагог-психолог
2.11
Занятие «Конфликты и способы их разрешения»
июль - август
список участников, анкета-отзыв
Педагог-психолог
Коррекция социального поведения.
2.12
Занятие «Конкретные шаги для налаживания связей с социальным пространством»
июнь
список участников, анкета-отзыв
Педагог-психолог.
2.13
Занятие «Мой план»
июль
список участников, анкета-отзыв
Педагог-психолог
2.14
Занятие «Моя цель»
август
список участников, анкета-отзыв
Педагог-психолог
Проведение мероприятий с родителями.
2.15
Беседа «Вредные привычки подростка: как предотвратить беду»
апрель-май
список участников, анкета-отзыв
Соц. педагог
2.16
Беседа «Мой ребенок – правонарушитель?»
июнь
список участников, анкета-отзыв
Соц. педагог
III. Итоговый этап.
3.1
Проведение итогового анкетирования
сентябрь
Бланки анкет
Педагог-психолог
3.2
Обработка результатов итогового анкетирования
сентябрь
Заполненные анкеты
Педагог-психолог
3.3
Уточнение списков несовершеннолетних из семей СОП, состоящих на профилактическом учете в РОВД
сентябрь
Список несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в РОВД
Соц. педагог
3.4
Составление анализа
октябрь
Отчет о работе по апробации программы
Соц. педагог Педагог-психолог
Все запланированные мероприятия проводятся по различным направлениям коррекционно-развивающей работы.