Submitted by Людмила Викторовна Уланова on Sat, 02/07/2011 - 10:08
Ход урока.
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом…
И. Козлов
I. Ведение новой темы.
Здравствуйте, ребята! Послушайте эпиграф нашего сегодняшнего урока. Какие картины мы нарисовали в своем воображении, когда слушали этот отрывок из стихотворения поэта Ивана Козлова? О чем в нем говорится? (В ответах учащихся должно прозвучать слово «колокола»).
Слайд № 4
П. Работа по теме урока.
С давних пор на Руси с большим почтением относились к колоколам и колокольным звонам. В звучании колоколов отражена душа русского народа, вся его жизнь. Колокольным звоном сопровождалась жизнь русского человека от рождения до самой смерти. Колокольный звон был главным участником всех великих событий в жизни страны.
Слайды № 5, 6,7
Во времена царя Ивана Грозного мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. В это время в Москве при церквях насчитывалось уже до 5000 колоколов. Один из путешественников, посетивший Москву в это время, описывал поразившее его чудо звона московских колоколов "Шум поднимался такой, что друг друга нельзя расслышать".
Смутное время начала XVII века притормозило на некоторое время литейное дело, но затем при первых царях Романовых это искусство опять возродилось. В это время русские мастера отливают огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже известных иностранных мастеров. Особое место среди всех в мире колоколов занимает "Царь колокол". Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин с сыном. Подготовительные работы затянулись надолго. Но, когда всё было готово к отливке, в Москве случился пожар, который охватил и Кремль. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1834 году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней.
В 1907 году впервые зазвонили колокола храма Воскресения Христова в Петербурге. Настраивал колокольные звоны знаменитый ростовский священник Аристарх. Отец Аристарх "научил" колокола играть, кроме богослужебных звонов, "Боже, царя храни" и другие мелодии.
Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольной меди. Но были колокола и из других металлов. Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В Харькове в Успенском кафедральном соборе был колокол весом 17 пудов из чистого серебра. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие, от 1 до 45 пудов. Колокола весом от 1000 пудов находились во многих храмах и монастырях и были делом обычным.
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.
Слушание колокольных звонов. Приложение №1.
Слайд № 8.
Многие русские композиторы воспроизводили звучание колоколов в своих музыкальных произведениях. Н.А. Римский-Корсаков написал замечательную музыкальную картину, передающую колокольный звон, в своей опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
С л у ш а н и е: «Вхождение в невидимый град Китеж» Н.А. Римский-Корсаков. Приложение № 2.
О б с у ж д е н и е:
• Какое состояние передаёт колокольный звон?
• Какие инструменты использовались для такого исполнения?
• Как называется подражание в музыке определенному голосу или звукам природы?
• Какую картинку можно нарисовать в качестве иллюстрации к этому произведению?
Ш. Физкультминутка
(См. Урок №1)
Слайд № 9
IV. Вокальная работа.
Слайд № 10
Ребята, сегодня мы с вами будем слушать и учить песню, которую написали композитор Давид Тухманов и поэт Юрий Энтин, она называется «Колокольчик мой хрустальный».
1.Прослушивание записи песни.
2. Беседа по вопросам:
· О чем говорится в этой песне?
· В каком ладу они прозвучала?
· Придумайте одно слово, которое могло бы охарактеризовать эту песню?
(Ответы каждого ученика по цепочке).
1. Разучивание песни по фразам.
Колокольчик мой хрустальный
Музыка Д. Тухманова слова Ю. Энтина
1. В тумане утреннем седом
Скрыт от людей волшебный дом,
В нем колокольчиков садом:
Динь-дон, динь-дон, динь-дон,
Динь-дон.
Туда нелегок переход,
Но там мечта моя живет.
И неспроста меня зовет
Волшебный этот звон.
Припев: Колокольчик мой хрустальный,
То веселый, то печальный,
Я из тыщи голосов: динь-дон, динь-дон,
Слышу твой волшебный зов:
Динь-дон, динь-дон!
Колокольчик мой хрустальный,
То веселый, то печальный,
Я из тыщи голосов: динь-дон, динь-дон,
Слышу твой волшебный зов:
Динь-дон, динь-дон!
2. Пускай на сердце тяжело.
И над Добром смеётся Зло,
В том доме ты найдешь тепло –
Поверь, поверь, поверь,
Поверь, поверь!
И пусть вокруг седой туман
Колдует словно злой шаман,
Но колокольчик – талисман
Открыть поможет дверь!
Припев.
3. Мне говорят со всех сторон:
Волшебный дом – лишь только сон;
И потому хрустальный звон
Забудь, забудь, забудь,
Забудь, забудь!
Но без мечты нельзя прожить!
Сумей её в душе хранить,
Тогда любви святая нить
К добру укажет путь!
V.Итог урока
Слайд № 11.
– О каком истинно русском явлении мы сегодня беседовали?
– Как вы думаете, а сегодня нам с вами нужен колокольный звон?
– Какое новое музыкальное произведение прозвучало у нас на уроке?
Размещено Fri, 05/08/2011 - 22:56 пользователем Елена Геннадьевна Тарасова.
Тема урока благодатна для более полного общения/размышления детей об этом направлении руккой культуры. В цоре это не очень заметно, мало наводящих/проблемных вопросов.
На: "Колокольные звоны на Руси"
Тема урока благодатна для более полного общения/размышления детей об этом направлении руккой культуры. В цоре это не очень заметно, мало наводящих/проблемных вопросов.
С уважением Елена Тарасова
На: "Колокольные звоны на Руси"
Людмила Викторовна, какой интересный урок, какой богатый материал! Хотелось бы побывать на таком уроке!
М.В.Агеева
На: "Колокольные звоны на Руси"
Спасибо за интерес к моему уроку!
спасибо за внимание!