Материалы выступления на научно-практической конференции "Экология и жизнь"
Submitted by Ирина Николаевна Сукач on Wed, 29/06/2011 - 10:12
Химия и экология.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью. Это возникновение так называемых "озоновых дыр", парниковый эффект, массовое уничтожение лесов на всех континентах, исчезновение тысяч видов растений и животных, накопление промышленных отходов на свалках , последствия нефтяного загрязнения и многое другое. Все эти изменения, затронувшие большие регионы и планету в целом, стали особенно актуальны в 21 веке и получили название « Глобальные экологические проблемы». Это вполне реальная угроза для самоуничтожения человечества.
Для экологически грамотного хозяйствования на Земле нужно знать очень много: от того, как взаимодействуют со средой обитания отдельные организмы, до понимания общепланетарных связей живой и неживой природы и места в них человеческого общества.
Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение, как наука, помогающая найти выход из возникающего кризиса.
Проблема приобретения экологических знаний решается в общеобразовательных учреждениях через введение дисциплины "экология", а также через экологизацию школьных дисциплин.
Особая роль в формировании экологической грамотности, экологического сознания, отводится химической науки, а именно предмету химии в школьном образовании.
Хотя последнее время, именно о химии говорят, как о виновнице плохой экологической обстановки. Поскольку не только химические комбинаты, но и домны, хлебопекарни, теплоэлектростанции, кожевенные заводы, автомобили, парфюмерные фабрики, горно-обогатительные и фармацевтические предприятия, красавицы розы, скромные васильки и любой из нас, не что иное, как химический реактор, в котором протекают самые разные химические реакции, то повсюду образуются полезные, бесполезные и вредные вещества, выделяются жидкие, твердые и газообразные продукты.Большинство экологических бед происходит из-за загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы соединениями, полученными в результате реакции, сплошь и рядом проводимой отнюдь не на химическом предприятии. Мы избежим ошибки, если согласимся, что не придем к гармонии с природой без помощи химии. Ведь только ей характерна уникальная способность быть как «нападающим», так и «защитником». Какая функция окажется преобладающей, уже зависит не от химии, а от нас с вами.
Ясно, наконец, и то, что защитить природу без химии нельзя. Уберечь природу от огромного количества химических соединений, поступающих от самых разных предприятий, может и должна химия. Химические процессы и материалы, известные промышленности, и ещё не вышедшие за рамки научного эксперимента, способны сохранить в чистоте наш общий дом – планету Земля. Нет почётнее и гуманнее этой задачи. Именно химики в первую очередь способны решить, как защититься от загрязнений, сделав их безвредными; как всё то, что остаётся после осуществления какого-то технологического процесса и не находит применения, а ложится тяжёлым грузом на плечи природы, превратить не просто в безопасный, но и в полезный продукт. Помните это и примите прочитанное направление как маленькую справку о «великих грехах» и огромных возможностях химии, способных уничтожить мир, но и способным сделать его прекрасным, населённым счастливыми потомками, с благодарностью и благоговением вспоминающими нас, обеспечивающих себе и им достойную жизнь в сохранённой природой среде.
СТИХ: « ОБРАЩЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ»
« Если я человек, пускай не долог мой век-
Дело каждого дня переживёт и меня.
Если я просто так, от скуки
Разобью бутылку о камень,
Моим внукам не придётся
Бегать босиком по мягкой траве
Если я буду разбрасывать банки из под сока и колы,
Я брошу их в лицо своим правнукам.
И если я не придумаю сейчас, что мне делать с мусором,
То через сотню лет моим потомкам
Придётся жить на свалке.
Вот почему природу спасут, умные люди и я
Вот почему планета моя и моя экология»
Прежде, чем решать данные задачи, нужно вспомнить слова В.Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой – ваша ответственность».
Чтобы весы были в равновесии нужно осознать логику следующей схемы: Вещество входит в состав живого организма, экосистемы и биосферы. Но вещество может выполнять роль загрязнителя. А значит может попадать в живой организм, экосистему и биосферу. Поэтому нужно знать источники загрязнения и принимать природоохранные меры. «Счастлив лишь тот, кто счастлив у себя дома. А дом в жизни ребёнка – это семья, уют» – писал Л.И.Толстой.
Возникновение и решение экологических проблем, в частности проблем, вызванных загрязнением окружающей среды, тесно связаны с химией, ее теоретическими и прикладными аспектами. Для химии в первую очередь надо использовать возможности химического практикума, а также расчетных задач познавательного характера с экологическим содержанием.
Недостаток знаний учащихся по химическому загрязнению можно восполнить, используя дополнительную информацию в различных темах. Однако такие знания будут фрагментарными, нецелостными. Поэтому по химическому загрязнению нужна система обобщающих уроков, а не отдельные уроки, поэтому в своей работе я использую экологизацию курса неорганической и органической химии. ( Рабочая программа)
Цели и задачи экологического обучения и воспитание могут быть представлены одним общим понятием – формирование экологической культуры. Поэтому в кабинете химии для осуществления данного направления образования имеются средства обучения и оборудования:
- лабораторный практикум и демонстрация экспериментов
– банк видеофильмов
- дидактический материал
- литература (специальная и художественная)
Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель учителя.
Учебно-исследовательское направление в работе решается через исследовательские и творческие проекты учащихся. Опыт вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу начинается с использования одного из наиболее доступных методов мониторинга окружающей среды – биотестирования и простейшего химического анализа. Данные, полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди населения на родительских собраниях.
В свою очередь, учащиеся, кроме накопления научного опыта, усваивают дополнительный теоретический материал, приобретают навыки публичных выступлений, работы с научной литературой и т.д. Основа личностного аспекта экологического образования – деятельность учащихся, стремящихся осознать и сделать экологически целесообразным свое влияние на природу в различных видах бытовой и хозяйственной деятельности. Для достижения этих целей ученик усваивает определенный алгоритм деятельности: обдумывание темы, знакомство с литературой, планирование действий, практическая сторона работы, анализ работы, выработка рекомендаций.
Так учащимися были выполнены проекты на темы: « Сладкая жизнь», « Нефть – « чёрное золото», « Экология полимеров», « Исследование питьевой воды»
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества и сформировать основные ключевые компетенции (предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные) учащихся и приобрести навыки социального опыта. Оформление учебных проектов ведётся в электронном виде – обязательное условие для их презентации. .
На уроках химии учитель поднимает многие экологические проблемы, обсуждает вместе с учащимися возможные пути их решения.
ВЫВОД: Достижения современной цивилизации немыслемы без химической науки, которую превлекают для решения прикладных задач, не только в химических отраслях+ но и в самых разнообразных областях жизни человека. Поэтому:
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют его рациональное поведение в окружающей среде, в повседневной жизни. Они помогают человеку выжить в всё более химическом мире.