ПОЛОЖЕНИЕ
о научно-исследовательской работе обучающихся
МОУ «___________ средняя общеобразовательная школа»
1.Общие положения
1.1. Научно-исследовательская деятельность обучающихся — это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога МОУ «________ СОШ» по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.
1.2. Целью научно-исследовательской работы обучающихся является создание условий для развития их творчества, самоопределения и самореализации школьников.
1.3. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- сформировать у обучающихся интерес к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, техники, искусства, природы, общества, научно-исследовательской деятельности;
- развивать у школьников умения и навыки, необходимые для проведения научно-исследовательской деятельности: способности к самостоятельному творческому мышлению, умения использовать полученные знания на практике;
- способствовать мотивированному выбору профессии.
- Организация учебно-исследовательской работы обучающихся
2.1. Руководителями научно-исследовательской деятельности обучающихся являются учителя, преподаватели вузов, техникумов, педагоги дополнительного образования.
2.2. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяются учащимся совместно с руководителем. При выборе ее темы целесообразно учитывать приоритетные направления стратегии развития образовательного учреждения и индивидуальные интересы обучающегося и педагога.
2.3. Руководитель консультирует обучающегося по вопросам планирования, методики организации, оформления и представления результатов исследования.
2.4. Формами отчетности по научно-исследовательской работе обучающихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты, проекты, презентации и др.
2.5. Лучшие работы учеников по решению научного общества обучающихся, научно-методического совета могут быть поощрены дипломами, ценными подарками и рекомендованы к представлению на конференциях различного уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.
- Виды научно-исследовательской деятельности обучающихся
Основными видами научно-исследовательской деятельности обучающихся являются:
- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов:
- изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта — особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
4. Критерии научно-исследовательской деятельности
В качестве критериев используются:
- актуальность темы исследования;
- качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы;
- умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы;
- владение автором специальным и научным аппаратом;
- собственные выводы автора и их обоснованность;
- практическая значимость исследования;
- четкость выводов, обобщающих исследование;
- грамотность оформления результатов исследования;
- ответы на вопросы в процессе защиты результатов исследования.
|