Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая работа "Музыкальные жанры"

Submitted by Елена Васильевна Колосова on пн, 27/06/2011 - 15:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Колосова Елена Васильевна
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> о музыкальных жанрах</p>

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «ДШИ №13»

 

 

 

 

Методическая работа

«Музыкальные жанры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Колосова Е.В.

МОУ ДОД «ДШИ №13»

 

Саратов 2011г.

Богаты и разнообразны виды музыкального искусства – от бесхитростного народного напева, незатейливого наигрыша на самодельном народном инструменте до сложнейших оперных арий, разнообразных форм оркестровой музыки, таких, как увертюра, симфония, симфоническая поэма.

Музыка – искусство звукового высказывания, воспроизведения окружающей нас жизни в звуковых образах. Как и другие виды искусства, музыка с большой художественной силой выражает всё то, чем живут люди: их радость и горе, жизненную борьбу, заветные думы, стремления, мечты о счастье.

Музыка воссоздаёт разнообразные стороны действительности прежде всего посредством раскрытия внутреннего духовного мира человека, его переживаний и чувств. Способность с большой впечатляющей силой передавать тончайшие оттенки чувств, воспроизведя их в процессе непрерывного развития и перехода от настроения или душевного состояния к другому, составляет отличительную особенность музыкального искусства, одну из его наиболее могущественных сторон.

Отсюда, разумеется, не следует, что содержание музыки всецело ограничено миром личных душевных переживаний.

Содержание многих великих произведений музыкального искусства составляют раздумья о жизни, напряжённая работа мысли, стремления и волевые порывы, изображение различных человеческих характеров в их взаимном общении, столкновениях и жизненной борьбе вплоть до воспроизведения в хоровой, симфонической и оперной музыке величественных образов людских коллективов, освободительной борьбы народных масс, больших общественных событий, острых социальных конфликтов.

Музыкальные жанры – различные виды музыкальных произведений, например, трудовая песня, колыбельная, романс, танец, марш, прелюдия, увертюра. Отдельные произведения внутри каждой жанровой группы при всём разнообразии содержания имеют немало общего и по своим музыкально-выразительным особенностям и по характеру связи с действительностью, бытом. Даже начинающий любитель, слушая незнакомую музыку, легко может отличить колыбельную, походный или траурный марш, боевую революционную песню, а также разного рода танцы: русскую, лезгинку, польку, вальс.

Жанр (французское genre– вид, род) – особый вид художественного творчества, определённым образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом.

Раньше всего понятие жанра стало употребляться в живописи. При этом под жанровой живописью когда-то имелось в виду изображение современного художнику реального повседневного быта. В частности, фламандские и голландские художники XVI– XVIIвеков прославились мастерскими зарисовками картин народных гуляний и празднеств, изображением труда крестьян и ремесленников, бродячих музыкантов, весёлых пирушек и драк в трактирах, наконец, уютных сцен повседневного домашнего быта – крестьянского и бюргерского. Художники, писавшие такие картины, так и назывались «жанристами».

С течением времени понятие «жанр» стало употребляться более широко и обобщённо, обозначая тот или иной вид художественного творчества. Так, в области изобразительного искусства мы различаем монументальную живопись (большие полотна и фрески – настенные изображения), станковую живопись, прикладную, декоративную, графику: рисунки, гравюры, книжные иллюстрации и т.д.

Возможна, однако, иная классификация произведений изобразительного искусства, всецело основанная на содержании. Под таким углом зрения можно выделить жанр портрета, пейзажа, натюрморта, интерьера, батальный жанр (сцены военных сражений), исторический, бытовую жанровую живопись и другие.

Музыкальное искусство, подобно другим областям художественного творчества, богато разнообразием жанрами. Даже беглое рассмотрение наиболее важных музыкальных жанров в известной манере может помочь любителю музыки более глубоко и вдумчиво познать огромное богатство музыкальных произведений.

Объединяя однотипные музыкальные произведения в боле крупные жанровые группы, исходя из условий реального их бытования, из особенностей исполнения, можно наметить следующие большие группы:

  1. народно-бытовая музыка устной традиции – песенная и инструментальная;
  2. лёгкая бытовая и эстрадно-развлекательная музыка (сольная, вокальная, инструментальная для оркестров салонного, духового, джаза);
  3. камерная музыка, предназначенная для одного или нескольких исполнителей-мастеров и звучания в условиях небольших концертных помещений;
  4. симфоническая музыка – для больших симфонических оркестров и обширных концертных залов;
  5. хоровая музыка – для больших хоровых коллективов;
  6. театрально-драматические произведения, предназначенные для исполнения на сцене (опера, балет, музыкальная комедия, оперетта).

Возможен, однако, и иной способ классификации. В более крупном плане все музыкальные жанры можно разделить на две большие группы: вокальную, предназначенную для пения (с сопровождением инструментов или без них) и инструментальную.

Заметим, что основанием для такой классификации служат не только исполнительские признаки, но и некоторые важнейшие эстетические закономерности, связанные с принципиально иными возможностями раскрытия содержания. Имеем в виду прямую и непосредственную связь почти всех вокальных жанров с разговорной речью, языком слов, облегчающим понимание воспроизведений, будь то простая народная песня, романс, большой хор или опера.

Напротив, то глубокое идейно значительное содержание, которое композиторы вкладывают в свои инструментальные произведения, они выражают без слов, одними лишь звуковыми образами. В этом заключается весьма ощутительное отличие инструментальных жанров от вокальных. Целесообразнее поэтому рассмотреть вокальные жанры отдельно от инструментальных.

Многовековая история музыкального искусства рассказывает о том, как в разных странах на протяжении столетий появились и развивались те или иные виды музыкальных произведений – музыкальные жанры, с присущими им своеобразными выразительными средствами и особенностями музыкального языка. От простейших трудовых припевок, разнохарактерных песенных высказываний, от бытовых танцев и плясок до весьма сложных оркестровых и вокально-хоровых произведений композиторов-классиков, (требующих для своего исполнения многих десятков, даже сотен профессиональных музыкантов и певцов), – таков путь, пройденный профессиональными музыкантами искусством в течение ряда столетий.

Во всё время и у всех народов существовала музыка. Она родилась ещё в глубокой древности в качестве могущественного средства общения людей. Уже в самые отдалённые, доисторические эпохи звучание музыки было связано с практической деятельностью и материальными потребностями людей. Охотники и птицеловы играли на дудочках, искусно подражая голосам птиц с целью заманить их в расставленные сети. А северные охотники приманивали изюбря (оленя), трубя в особые берестяные рожки. Так постепенно люди научились воспроизводить на инструментах живые голоса природы.

Трудовые возгласы ритмически объединяли совместные усилия людей при подъёме и передвижении больших тяжестей. В глубокой древности возникли охотничьи сигналы и воинственные пляски, напевные заклинания стихийных сил и явлений природы.

Даже в самых примитивных, неразвитых формах музыка и пение первобытных охотничьих племён производили глубокое впечатление, воодушевляя людей на борьбу с суровой, могущественной природой, с враждебными силами. Уже на самых ранних ступенях культуры поэтическое и музыкальное творчество подчинено было тогдашним эстетическим представлениям о прекрасном.

На протяжении многих столетий, даже тысячелетий разнообразные песенные жанры и инструментальные наигрыши сопровождали жизнь человека. Убаюкивая детей, матери пели им спокойные колыбельные песни. У разных народов детские игры сопровождаются весёлыми игровыми песенками, а также шуточными песнями про птиц и животных, «считалками», «молчанками», «дразнилками». Под звуки хороводных и плясовых мелодий молодёжь танцует, водит хороводы, разыгрывает содержание хороводных песен «в лицах». Прекрасные свадебные песни различных стран воспевают ум, красоту, трудолюбие молодой четы. Разнообразные песни и инструментальные наигрыши сопровождают труд и отдых крестьян, рабочих, ремесленников, звучат на семейных торжествах и общественных праздниках. Издавна мужественная ратная музыка воодушевляла воинов во время сражения.

Каждому инструментальному и вокальному жанру свойственны свои музыкально-выразительные особенности, выкристаллизовавшиеся на протяжении многих столетий в музыкальном творчестве разных народов и стран. В процессе постепенного отбора наиболее ярких и впечатляющих интонаций, мелодических оборотов, тех или иных видов танцевального шага, степенной маршевой поступи совершалась характерная для каждого музыкального жанра художественная типизация разнообразных явлений действительности. Вот почему так велико значение музыкальных жанров. Многие выразительные особенности музыкальных образов нельзя по-настоящему осознать и оценить вне жанровых особенностей, их породивших.

Из истории известно, что с постепенным развитием профессионального музыкального творчества в эпоху средневековья связь музыки с народно-бытовыми истоками и общественной жизнью средневекового города продолжала сохраняться. Наряду с песнями и танцами музыканты тех далёких времён сочиняли военные и охотничьи сигналы и наигрыши, музыку для парадов, походов или же религиозных процессий, лёгкие развлекательные пьесы, звучавшие на торжественных приёмах, балах и маскарадах. Все эти бытовые жанры возникали в связи со служебной, «прикладной» ролью музыкального искусства.

С постепенным развитием и усложнением общественной жизни, с расширением идейного кругозора людей возникает потребность в более глубоких по содержанию и вместе с тем более разнообразных и сложных по форме музыкальных произведениях. Ведущую роль в народном творчестве постепенно приобретает лирическая песня с её богатой и разнообразной мелодикой. В профессиональной же музыке ранее существовавшие жанры мало-помалу утрачивают былое прикладное значение. В этом легко убедиться, последив хотя бы эволюцию танцевальной музыки. В танцевальных сюитах для двух скрипок с сопровождением замечательного композитора и скрипача Корелли (1653 – 1713), а также великих немецких композиторов XVIIIвека Генделя и И.С. Баха, пьесы, носящие название танцев (немецкая аллеманда, французские куранта, гавот и менуэт, мавритано-испанская сарабанда), заметно утрачивают связь со своими бытовыми первоисточниками. Под них уже не танцуют. Обращаясь к привычной ритмической поступи того или иного галантного бытового танца, великий И.С. Бах использовал её для создания глубоких по содержанию пьес чисто лирического, а подчас и драматического характера.

А рядом с переосмыслением старинных бытовых жанров в XVII– XVIIIвеках появляются и новые виды музыкальных произведений, свободных от какой бы то ни было служебной, практической роли. На первом месте среди них большие музыкальные формы – соната, симфония, концерт. Около этого же времени (на грани XVIи XVIIвеков) в Италии широкое развитие получает новый вид музыкально-драматического искусства – опера, в непродолжительном времени ставшая любимейшим родом музыкального творчества в целом ряде стран.

Ранее всего возникают и складываются различные жанры камерной музыки. В своём прямом значении слов «камерная» (от итальянского camera– комната) буквально означало «комнатная», «домашняя». Первоначально здесь имелось в виду домашнее музицирование скромными силами любителей. Вот почему в XV– XVIIвеках с понятием камерной музыки связывались простые песни с сопровождением, непритязательные танцы и другие пьесы (такие, как прелюдия, фантазия, вариации), а также циклы пьес и танцев, обычно называемые «сюитами», иногда «партиями» (итальянское «разделение на части»).

С течением времени инструментальные жанры, родившиеся в рамках домашнего музицирования, получают значение концертных. При этом, однако, камерной музыке по-прежнему свойственно более непосредственное, интимное общение исполнителей со слушателями, естественно осуществляемое в небольших концертных помещениях.

Другая важная особенность камерной музыки заключается в выдвижении на первый план артистической индивидуальности исполнителя: певца, пианиста, скрипача или же инструментального ансамбля – квартета, трио. Именно этим камерное произведение существенно отличается от оркестрового, в котором художественный замысел осуществляется обычно силами большого коллектива музыкантов-инструменталистов (до ста человек), подчинённого индивидуальности дирижёра. Напротив, идейно-эмоциональное содержание камерного произведения раскрывается творческими усилиями одного солиста или же небольшой группы артистов: двоих – в дуэте (например, скрипки с фортепиано), троих – в трио, четверых – в квартете, пятерых – в квинтете. Отсюда – художественная равноправность отдельных участников ансамбля. К тому же отдельные партии музыкального ансамбля обычно мелодически индивидуализированы, обогащены тонкими динамическими оттенками, а подчас и технически сложны. Вот почему в исполнении классических камерных ансамблей Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Глинки, Чайковского, Бородина, Глазунова и Танеева всегда охотно принимают участие большие артисты.

Издавна камерной музыке с её более скромной, интимной звучностью противопоставлялась более мощная и полнозвучная оркестровая музыка.

Лучшие симфонические произведения композиторов-классиков создавались в расчёте на массовую аудиторию. Глубина содержания сочетается в них с грандиозностью масштабов и очертаний, широтой тематических планов и, с другой стороны, с простотой, рельефностью, подчас как бы с «плакатностью» ведущих музыкальных образов и тем. Как бы ни были обширны по своим размерам и сложны по замыслу симфонии, симфонические фантазии и поэмы, основные темы их обычно просты и выразительны благодаря связи с разнообразными бытовыми жанрами: с народнопесенными напевами, романсовыми интонациями, энергичной поступью марша, призывными трубными фанфарами или же плясовыми ритмами. Вот почему даже начинающий слушатель сравнительно легко может разобраться в смысловом значении и жанровых истоках ведущих образов многих симфонических произведений.

Характеризуя различные музыкальные жанры, советский композитор Д. Шостакович писал, что «среди других музыкальных жанров большая симфоническая музыка стоит как бы первой среди равных. Она насыщена более глубоким содержанием и является владычицей музыкального царства. Никто из великих людей не проходит мимо содержащегося в ней бесконечного неисчерпаемого богатства чувств и идей, мимо того высокого наслаждения, которое даёт человеку её знание и понимание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Л. Стоковский «Музыка для всех нас», М., «Советский композитор», 1959г.
  2. Т.В. Попова «Музыкальные жанры», Издательство «Музыка», М., 1968г.
  3. Д. Шостакович «Знать и любить музыку», Издательство «Молодая гвардия», 1958г.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн