Проектная деятельность всегда привлекала внимание педагогов дополнительного образования, т.к. направлена на формирование системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа ребенка, выполненная под руководством взрослого. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п.
В федеральных государственных стандартах второго поколения проектной деятельности уделяется особое внимание. Разработана примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности, где под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Этапы выполнения проекта могут варьироваться. Обучающимся предоставляется свобода творчества на каждом этапе. Принудительность в этой работе крайне вредна. Свобода творчества имеет глубокий педагогический смысл: расширяет кругозор, усиливает продуктивность фантазии, способствует выражению положительных эмоций, побуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки.
В основе образовательного процесса во многих творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей лежит технология проектного обучения. Предлагаем примерный алгоритм работы над проектом в детских творческих объединениях.
Алгоритм работы над творческим проектом
№ п/п
Этапы
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
1
Определение темы. Мотивация, целеполагание, получение базовых данных; формирование группы
Разъясняет технологию работы по проекту. Формирует группы. Ведет и объясняет задание
2.
Планирование
Уточняют источники информации, формирует задачи и план деятельности, распределяют роли в группе, выбирают и обосновывают критерии успеха
Помогает в распределении ролей и определении плана деятельности (по просьбе учащихся)
3.
Теоретическая подготовка
Работают с «информационными пакетами», анализируют полученные данные и обслуживают альтернативы («мозговой штурм»). Уточняют план исследовательской деятельности.
Наблюдает, консультирует, организует возможность выполнения исследовательской части работы
4.
Исследование
Выполняют исследование и работают по заданиям
Наблюдают, консультирует, советует, сопровождает учащихся (по их просьбе)
5.
Анализ результатов и оформление проекта
Участвуют в коллективном анализе проекта, формулируют выводы, оформляют проект. Готовят доклад
Защита проекта. Конференция. Выставка и соревнования
Защищают проект. Формируют предварительную оценку работы
Руководит проведением конференции
7.
Оценка и коррекция
Проводят коллективную оценку, знакомятся с оценкойпедагога, вносят поправки в работу. Подводят итог
Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку, участвует в подведении итогов
Методические рекомендации по порядку работы по методу проекта в объединениях моделирования и конструирования одежды
Проектная деятельность в объединениях моделирования и конструирования одежды включает разработку коллекции изделий по предложенной теме. Они самостоятельно выбирают фасон, узор, а также производят расчет изделия. Они разрабатывают эскизы, проектируют и изготавливают изделия, готовят модели к сценическому показу.
Работа ведется по следующему алгоритму:
I Организационно-подготовительный этап:
- создание художественного образа;
- изучение материала для создания коллекции;
- разработка эскизов коллекции моделей;
- анализ и обоснование коллекции;
- выбор оптимального варианта коллекции;
- разработка технологии выполнения изделий.
2. Технологический этап:
- моделирование выкроек на базовой основе;
- расчет количества петель для каждого изделия;
- изготовление коллекции;
- проверка качества изготовления коллекции.
3. Заключительный этап:
- постановка дефиле;
- подбор аксессуаров;
- подведение итогов;
- выступление на фестивале «Театров моды».
Методические рекомендации по порядку работы по методу проекта в технике бумажной пластики
Возникновение идеи.
Работа в микрогруппах над эскизом.
Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения.
Распределение объема работы индивидуально.
Индивидуальная работа с педагогом в технике бумажной пластики.