История создания и особенности жанра произведения М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Ход урока
1.Организационный момент
(целевая установка на урок)
2.Слово учителя.
М.М.Пришвин - замечательный русский писатель. Его первый опубликованный рассказ "Сашок" был для детей и появился в детском журнале "Родник" в 1906 году.Писатель находил бесспорную ценность в том, что было написано им для детей, но в то же время говорил, что обращается своими книгами не только к детям, но и к тому внутреннему ребёнку , который сохраняется в душе почти каждого взрослого человека.С 1905 года М. Пришвин становится писателем-путешественником, ездит и ходит по стране, выпускает книги, становится тонким знатоком и ценителем родной природы.Его первые книги-путешествия родились в начале 20 века. Первая книга - о Севере, еазывается она "В краю непуганых птиц". Путешествовал писатель в течение всей своей жизни, и каждое путешествие завершалось новой книгой.
Давайте и мы с вами немного попутешествуем прекрасным уголкам природы нашей страны - посетим "Музей на экране", насладимся пейзажами знаменитого художника И.И.Шишкина. (На доске слайды репродукций картин шишкина "Дубовая роща", "Лесные дали", "Пейзаж с озером", "На севере диком..." и другие). Спрашиваю у детей, какое впечатление возникло у них после просмотра репродукций.
3.А сейчас мы прочитаем статью учеьника, которая познакомит нас с некоторыми фактами биографии выдающегося писателя.
Учащиеся читают статью в учебнике на стр. 82-84.
4.Беседа по вопросам к статье:
-Где и когда родился писатель?
-Чему научила его природа средней полосы России?
-Кого писатель считал самыми верными друзьями? ( собак)
-Какую охоту предпочитал М.Пришвин? (весь день охотиться - и не убить)
-Как бы вы определили основную мысль текста? ("Поиск и борьба, познание мира и обретение любви - такова связующая тема всех книг Пришвина")
5.Комментарии учителя по истории создания произведения "Кладовая солнца":
Наиболее известное произведение писателя - сказка-быль "Кладовая солнца", написанная в 1945 году. Она состоит из двенадцати главок-эпизодов. Время действия - послевоенные годы.В дневниковых записях автор назвал своё творение "Друг человека", где главным героем должна была стать собака Травка. Но потом было найдено поэтическое название "Кладовая солнца", и Пришвин ввёл в текст рассуждения о торфе и торфяных богатствах, скрытых в болотах.
-Почему же произведение называется "Кладовая солнца"?
Во-первых, "Кладовой солнца" автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа - прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений - детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.Отсюда второе, более широкое толкование слов "кладовая солнца" - вся природа с её деревьями,цветами, птицами, зверьём. И главное - с человеком.Поэтому третье и основное, может быть, значение названия - сердце человека с его способностью любить. И в этой способности великая правда, которую знал старик Антипыч. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему - вот настоящее, истинное богатство!
- Как вы понимаете жанр произведения "сказка-быль"?
Сказка-быль - название жанра противоречивое, так как быль, то,что было на самом деле,исключает сказочное,фантастическое.А вот в "Кладовой солнца" всё можно назвать сказкой и одновременно былью.
Прочитаем первы строки произведения."В одном селе, возле Блудова болота..."
- На что похоже?
На сказку. Вспомните сказочный зачин.И здесь он присутствует - рассказ о жизни детей. Но тут же автор даёт вполне конкретное указание места, историческое время, реальные герои - дети, их соседи, Анти -пыч, занятия и заботы людей.
Традиционно сказочным является и сюжет:девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это и вполне реальное событие.Наконец, в основе произведения лежит изображение борьбы добра и зла.Как и в сказке, добро побеждает:Митраша не только спасается, но и осиливает матёрого волка, Травка находит нового хозяина, Настя раскаивается в своей жадности. Благополучный конец - главный элемент сказки.Сказка и быль одновременно присутствуют в тексте произведения Пришвина.
-Это значит,что перед нами сказка-быль?
- Сформулируйте определение сказки-были.
Сказка-быль - это рассказ, основанный на реальных событиях, но в данное повествование внесены элементы творчества. ( Учащиеся записывают определение в тетрадь)
В своём произведении М.Пришвин заставляет растения чувствовать и действовать - деревья стонут, рычат, а животных наделяет способностью "мыслить" и "разговаривать" - лось, сороки, лисичка, волк рассуждают как люди, крики птиц ( вороны,кулик, глухарь, тетерева,сороки) переводятся на человеческий язык.
6.Комментированное чтение.
Прочитаем первую главу сказки-были.
-В чём сходство персонажей с героями народных сказок?
( Сказочные клички животных:коза Дереза, золотой петух Петя; по-сказочному занятны и прозвища детей - Митрашу люди называют "Мужичком в мешочке", а Настя сравнивается с Золотой Курочкой на высоких ножках. Далее,как и в сказке, дети будут выбирать одну дорогу из двух.
- Что мы узнаём о судьбе детей в первой главе?
( Они сироты : их мать умерла, а отец погиб на войне)
- Вспомните русскую народную сказку, героями которой также являются брат с сестрицей, у которых умерли родители.
("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")
- А о каких РЕАЛЬНЫХ событиях мы узнаём из первой главы?
( Указывается конкретное место событий - село в районе города Переславль-Залесский, называется историческая дата - Великая Отечественная война, дети работают на колхозных полях, на скотном дворе...)
- А что можно сказать о названии произведения?
( Оно сказочное, волшебное)
7. Работа с иллюстрациями.
На доске слайды с иллюстрациями Ивана Бруни, Е. Рачёва.
- Прокомментируйте иллюстрации.
(Рисунки яркие, красочные. Мы видим загадочные деревья и закат на Блудовом болоте.Художник изобразил, как тонет Митраша, как подходит к нему Травка, как Настя собирает ягоды.Мы видим, как дети сидят ночью у костра, а утром идут в деревню с корзиной на плече. Крупным планом даны портреты детей6 Настя на фоне хозяйственной утвари, Митраша на фоне бондарных инструментов. Много рисунков, изображающих птиц и животных: глухарей, бекаса, ворон, сорок... Как живая нарисована собака Травка со стариком Антипычем в старой избе)
- Помогли ли вам иллюстрации вспомнить сюжет произведения?
8.Выводы.
- Так что же, сказку или быль рассказывает писатель?
( Пришвин сам объясняет жанр своего произведения - сказка-быль. Это неделимое понятие. И сказочное, и реальное параллельно существуют в тексте М.Пришвина)
Домашнее задание
1.Перечитать 2-7 главы.
2.Найти особенности описания мира природы.
3. Проиллюстрировать понравившийся эпизод,не вошедший в выставку.