Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок биологии «Человек в ответе за природу»

Submitted by Нина Ивановна Исайкина on Tue, 21/06/2011 - 10:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Исайкина Нина Ивановна
Место работы, должность: 

МОУ ООШ с. Усовка Воскресенского района

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
элемент урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Урок биологии и экологии для учащихся общеобразовательной школы. Рекомендуется для самообразования родителей и учителей. Это материал воспитывает в людях бережное отношение к природе. Урок проводится в виде игры.&nbsp;</p>

Урок биологии

 

Тема: «Человек в ответе за природу»

     Исайкина Нина Ивановна учитель биологии МОУ ООШ с.Усовка

 

«Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и тоже»

Сенека

Цели урока:

1.                  Образовательные – в ходе творческой, самостоятельной и групповой работы с дидактическим материалом актуализировать знания учащихся о современном состоянии природной среды, научить увидеть противоположные стороны одной и той же проблемы.

2.                  Развивающие – формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

3.                  Воспитательные – воспитывать активную позицию, ответственное отношение к природе.

Оборудование:

- Красная книга Саратовской области;

- Красная книга РСФСР;

- компьютер для показа презентации;

- фотовыставка по теме «Береги природу!»;

- выставка книг о природе;

- выставка детских рисунков по темам: «Берегите и охраняйте природу!», «Не довести до беды».

- творческие проекты учащихся.

Предварительная подготовка к уроку.

Учащимся предлагается следующая проблема: представьте себе такую ситуацию – в суд поступило следующее заявление: «Просим осудить Человечество и лишить его свободы, т.к. оно наносит большой вред природе, что может привести к исчезновению жизни на Земле».

Надо рассмотреть этот иск в суде и принять решение.

В игре участвуют 4 группы:

1) Обвинение в лице прокурора для ведение судебного заседания. Продумывает направления для обвинения. Готовит вопросы для свидетелей обвинения.

2) Защита в лице адвоката. Продумывает направления защиты человечества, готовит вопросы для свидетелей защиты.

3) Судья. Знакомится с материалами, представленными защитой и обвинением. Готовит заключительную речь.

4) Свидетели защиты и обвинения. Каждый готовит свой рассказ на основе выданных дополнительных материалов, а также самостоятельно собранной информации.

 

1.                              Организационный момент.

Сегодня мы проведём урок – суд над человечеством. Мы рассмотрим все стороны этого дела и решим, сможет ли чаша весов положительной деятельности человечества перевесить чашу весов отрицательной деятельности. И ещё вспомним своё влияние на окружающий мир.

2.                              Ход игры.

Секретарь. Прошу всех встать, суд идёт! Прошу садиться.

Судья. Сегодня слушается дело человечества, которого природа обвиняет в нанесении вреда окружающему миру.

Слово предоставляется группе обвинения в лице Юртаевой Ольги Денисовны.

Обвинитель. Благодарю вас, ваша честь.

 

Вырубка лесов, охота, рыболовство, строительные работы, неправильная эксплуатация промышленных и сельскохозяйственных предприятий, чрезмерное использование сильнейших ядохимикатов – всё это вторжение в мир растений и животных, нарушение его целостности, приводит к загрязнению атмосферы, почвы и воды, обеднению видового состава.

Человек оказывает на флору и фауну прямое и косвенное воздействие.

Прямое – это когда уничтожаются особи вида.

Косвенное – изменившаяся среда обитания вынуждает животных уйти или приводит к гибели животных и растений.

Из-за деятельности человека в исторический период исчезли 150 видов птиц, в год исчезает в среднем 1 вид позвоночных. Опасность угрожает 600 видам птиц и 120 видам млекопитающих.

В список животных, истреблённых человеком, входят птица моа, эпиорнис, дронт, странствующий голубь, бескрылая гагарка, дикий бык тур, дикая лошадь тарпан, морская или стеллерова корова и др.

Человек губит деревья, а ведь лес имеет воздухоохранное значение, является местом обитания животных, выполняет почвозащитную, снегозащитную, полезащитную, водоохранную роль, защищает почву от эрозии.

Человек срывает цветы, особенно весной, – это приводит к тому, что некоторые виды попадают в Красную книгу.

По вине людей возникают лесные пожары.

Браконьеры убивают животных, ловят рыбу, когда делать этого нельзя, т.е. они нарушают законы и постановления по охране природы.

Люди бросают мусор, устраивают в лесонасаждениях свалки, жгут их.
Выброс огромного количества отходов в виде газа, пыли, жидких аэрозолей большими промышленными предприятиями отражается на фотосинтезе зелёных растений, при этом снижается процентное содержание кислорода в воздухе, которым дышат обитатели Земли, в том числе и человек.

Если человек не сделает правильные выводы из всего сказанного выше, он погубит всё живое, в том числе и самого себя.

У меня всё, ваша честь.

 

Судья. Слово предоставляется представителю защиты Джаналиеву Константину Сергеевичу.

Защита. Благодарю вас, ваша честь.

 

В основе законов РФ об охране природы лежит Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г.

В статье 9 говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Статья 58 гласит: «Каждый должен сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам».

В 1995 г. были приняты федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», в которых закреплены особые режимы использования этих территорий и меры ответственности за нарушение этого режима.

К охраняемым территориям относятся – заповедники. Их в России 99. Имеют они строгий режим охраны: полностью исключены из хозяйственного использования, обеспечивают охрану флоры, фауны и экосистем, восстановление плотности редких и исчезающих видов.

Заказники – это особо охраняемые территории, созданные для восстановления плотности популяций или нескольких видов животных или растений. Создаются на время.

Памятники природы – это музеи природы, маленькие заповедники ( около 9 тыс.).

Национальные парки – это охраняемые территории, где не разрешено хозяйственное использование, но допускается организованный отдых.

На территории Саратовской области расположен национальный парк «Хвалынский».

Презентация.

Кроме охраняемых территорий учреждены Красные книги, в которые занесены виды растений и животных, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.

Международная Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1966 г.

Есть Красные книги разных стран, республик, областей.

В Красную книгу РФ, изданную в 1983 г., вошло 65 видов и подвидов млекопитающих, 108 видов птиц, 11 видов рептилий, 4 вида амфибий, 10 видов рыб, 15 видов моллюсков.

Есть Красная книга Саратовской области, изданная в 1996 г. В ней описано 404 вида, из них растений 184 вида, животных 155 видов, 4 вида грибов и 1 вид лишайников.

Отделы охраны окружающей среды и природопользования занимаются регулированием охоты и рыболовства. На основе Красной книги приняты законы, запрещающие отлов и добычу животных, и сбор растений, попавших на её страницы.

Люди занимаются разведением редких видов животных в зоопарках и питомниках, а затем их потомство выпускают на волю (например, журавлей, крупных соколов). Это увеличивает число видов.

Работники лесного хозяйства производят ежегодную посадку леса, уходы, тушение пожаров, противопожарные мероприятия.

Обладая интеллектом, знаниями, опытом, вооруженный техникой, человек может оказывать чрезвычайно разнообразное воздействие на окружающую среду.

Если направить весь этот потенциал на осуществлении задач рационального природопользования, то можно сделать нашу планету процветающей, разнообразной, богатой, способной обеспечить будущее для всех обитателей Земли.

У меня все, ваша часть.

 

Судья. Благодарю вас. Слово для выступления в прениях предоставляется свидетелям обвинения Кандакову Фирузу Махмадрузиевичу и Пархоменко Дмитрию Сергеевичу.

Секретарь. Клянётесь вы говорить правду и только правду.

Свидетели. Клянусь!

Свидетель. Уважаемый суд! Люди заготавливают сосны и ели и продают их под Новый год и этим наносят ущерб природе.

Ответчик. Эти деревья специально выращивают работники лесхоза на питомниках и плантациях. А ещё сейчас человек делает искусственные ёлочки, которые служат долго и пахнут хвоёй как настоящие.

Свидетель. Уважаемый суд! Люди убивают животных и ловят рыбу, чтобы употреблять в пищу. Этим наносят вред природе.

Ответчик. Люди с древних времён одомашнивали животных (собаки и северные олени одомашнены за 18 тыс. лет до н.э., овцы 8 тыс. лет назад, козы и свиньи – 6,5 тыс. лет назад, коровы – 5 тыс. лет назад), выводили разные породы животных и сорта растений – этим и кормились. Основная масса мяса и рыбы, идущие на приготовление продуктов питания, выращены человеком.

Судья. Свидетели свободны. Заключительное слово предоставляется обвинителю.

Прокурор. Ваша честь, прошу лишить Человечество всех достижений научно-технического прогресса и вернуть его к первобытному образу жизни.

Судья. Заключительное слово предоставляется защите.

Адвокат. Ваша честь, прошу назначить Человечеству условное наказание и взять с него обещание не нарушать правила экологического равновесия.

Судья. Последнее слово предоставляется обвиняемому.

Ответчик. Ваша честь, я признаю свою вину и чистосердечно раскаиваюсь. Прошу не лишать меня свободы, обещаю соблюдать все правила рационального природопользования: контроль загрязнений, экономия ресурсов, специальная охрана флоры и фауны.

Экологической самосознание откроет перед Человечеством иные ценности жизни – радость общения с сохраняемой природой и удовлетворение от того, что в её спасении и твой вклад.

Судья. Изучив все материалы дела, суд постановил:

1.                                    Следует ставить фильтры, препятствующие выбросу ядовитых веществ, чтобы не загрязнять окружающую среду.

2.                                    Необходимо запретить сбор диких цветковых растений.

3.                                    Необходимо создавать больше охраняемых территорий.

4.                                    Разрешать охоту и рыбную ловлю только по лицензиям в необходимом объёме.

5.                                    Обучать подрастающее поколение правилам охраны природы и рационального природопользования.

Решение окончательное и обжалованию не подлежит. (Удар молота)

Секретарь. Прошу всех встать. Заседание суда закончено.

 

3) Закрепление.

Ответить на вопросы:

1.                                    Приведите примеры влияния хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир.

2.                                    Какие мероприятия по охране природы проводятся в нашей стране?

3.                                    Какова роль Красной книги?

4.                                    Какие растения и животные охраняются в нашей местности?

5.                                    Почему возникла необходимость охраны природы?

 

4) Д/з Написать рассказ «Мой вклад в охрану природы».

Прикрепленный файл Size
Приложение 1.doc 27 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн