Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ПИСЬМА КО ЛО
Инструктивно - методические рекомендации
«Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2013-2014 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Рабочие программы по учебным предметам (курсам)
Рабочие программы по учебным предметам (курсам) являются составной частью содержательного раздела основной образовательной программы школы. Они могут быть составлены педагогами образовательного учреждения с учетом примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования, входящих в государственный реестр.
Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения, в них не отражаются особенности образовательной программы школы, контингента учащихся, методической системы и индивидуального стиля учителя.
Структура рабочей учебной программы по учебному предмету (курсу) (в рамках реализации ФГОС НОО, ООО) общего образования определена нормативным правовым документом[1] и включает в себя следующие разделы:
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общая характеристика учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Данная структура программы по учебному предмету (курсу) обязательна при разработке рабочей учебной программы по предмету, которую целесообразно разрабатывать на ступень (уровень) обучения (например, «История 5-9 класс»). Это позволяет видеть перспективу, поэтапное планирование и продвижение к планируемым образовательным результатам по годам обучения.
Структура и содержание рабочей учебной программы по учебному предмету (курсу) (в соответствии с ФК ГОС 2004 и примерных программ по учебным предметам федерального базисного учебного плана) определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Требования к уровню подготовки обучающихся по ФБУП 2004 включают в себя знать/понимать, уметь.
В соответствии со статьей 47 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Также разработка рабочей программы по предмету может стать результатом работы методического объединения учителей предметников, в этом случае по ней могут работать все учителя, преподающие этот предмет в данной образовательной организации.
Рабочие программы по учебным предметам (курсам) разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно и не должны проходить обязательную внешнюю экспертизу и согласование в региональных, муниципальных органах управления образованием и методических службах.
Кроме того, являясь частью содержательного раздела основной образовательной программы, они закрепляются приказом образовательной организации об утверждении основной образовательной программы и не требуют отдельного приказа.
В рабочей программе должно соблюдаться то же соотношение вариативной и инвариантной части, что и в целом в ООП. Тогда в пояснительной записке должна быть прописана обоснованность тех изменений и дополнений, которые отличают ее от примерной программы по предмету, включая особенности основной образовательной программы школы, состава обучающихся, методической системы учителей.
Таким образом, вариативная часть рабочей программы найдет отражение:
в большей степени в пункте 1;
в пункте 6, куда могут быть включены элементы содержания, отражающие региональные социально-экономические, экологические, демографические, этнокультурные и другие особенности Ленинградской области или муниципального образования;
в пункте 8, где планируемые результаты могут быть разделены по годам изучения курса, добавлены результаты за счет изменения содержания, конкретизированы результаты по двум уровням освоения учебной программы: чему научится обучающийся в процессе изучения курса; чему получит возможность научиться в процессе изучения курса.
Обратите внимание, что календарно-тематическое (поурочное) планирование не является обязательной составной частью рабочей программы. Его наличие (обязательность), периодичность составления, а также форма определяется локальным актом образовательной организации. Именно календарно-тематическое планирование является персонифицированным документом, отражающим освоение программы в конкретном классе, организованное конкретным педагогом. Изменения в процессе учебного года вносятся в календарно-тематическое планирование, а не в рабочую программу, поскольку ее реализация должна быть обеспечена полностью. Внесение изменений должно закрепляться приказом образовательной организации.
Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам (курсам), соответствующее требованиям ФГОС начального и основного общего образования, определено федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год [2].
Дидактическое сопровождение рабочих программ по учебным предметам (курсам) осуществляется за счет использования учебно-методических комплектов - совокупность учебных и учебно-методических материалов, обеспечивающих полноценное компетентностное изучение и качественное преподавание учебной дисциплины, обеспечивает межпредметные связи изучаемого курса с другими учебными предметами; как правило, включает учебник, рабочую тетрадь для учащегося, атласы, карты, альбомы с иллюстративным материалом, учебно-методическое пособие для преподавателя по содержанию и методике преподавания конкретных разделов и тем.
[1] ст. 18.2.2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
[2]Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год"
|
На: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вам программу по УМК Кузовлева В.П. для 6 класса. Её можно взять за основу и вносить необходимые для вас корректировки!
С уважением Снежана Пачко
На: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Уважаемые коллеги, преподающие английский язык на углублённом уровне!
В 2010 году вышел в свет новый УМК Starlight 2 и Starlight-10. Сейчас он дополнен УМК для 3 и 4 классов. Есть прекрасные авторские программы по данному курсу ДЛЯ 2 -4 классов. Их можно использовать как образец для создания ваших рабочих программ.
С уважением Снежана Пачко
На: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Для тех, кто работает по УМК Ю.Е.Ваулиной, В.Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко "Spotlight 9 " В Сети творческих учителей опубликовала свою рабочую программу для 9 класса общеобразовательных учреждений Полушкина Г.Ф.. Уважаемые коллеги ! По моему мнению , это хорошая работа! Посмотрите её, она поможет вам в составлении своей программы.
С уважением Снежана Пачко
На: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Уважаемые коллеги, данная программа напечатана с разрешения автора.
С уважением Снежана Пачко
На: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
КУЗОВЛЕВ В.П
Вниманию всех, кто работает по УМК Кузовлева В.П. 5-9 классы. Предлагаю в помощь для разработки программ. Извините, но скачивала давно и не могу точно сказать с какого сайта, но там, в самой программе есть ссылки.
С уважением Снежана Пачко
На: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо, Снежана Фёдоровна, за ваши рекомендации по разработке рабочих программ. С уважением Елена Смирнова
На: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Елена Анатольевна! Присоединяйтесь!!!!
С уважением Снежана Пачко
На: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Уважаемые коллеги, работающие по углублённой программе. Предлагаю вашему вниманию свою рабочую программу по УМК В.Эванс, Дж. Дули и К. Барановой "Starlight 10" для 10 класса
С уважением Снежана Пачко
На: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Предлагаю свою разработку УМК "АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ" для начальной школы. рабочая программа расчитана на 3 года. Однако календарно-тематическое планирование представлено только для 2 класса. Думаю, что такую программу можно переделать для 3 или 4 класса, а если дополнить планированием для этих классов, то можно получить целую рабочую программу по курсу начальной школы.
На: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
А вообще, тема актуальная! Снежане Федоровне ---СПАСИБО за профессиональное руководство