Данные об авторе
Автор(ы):
Этот вариант традиционного библиотечного урока спроектирован группой № 1 участников курсов повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений
Место работы, должность:
Библиотекари общеобразовательных учреждений
Регион:
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Предмет(ы):
Библиотечное дело
Цель урока:
Цели: •вооружение знаниями о трансформации и многообразии носителей информации; •формирование представления о книге как источнике информации и знаний; •поощрение чтения и развитие познавательной активности учащихся. Задачи: •познакомить с понятием информации; •раскрыть роль информации в жизни человека; •проследить историю возникновения книги от глиняных табличек, папируса, пергамента до современных изданий в компьютерном исполнении; •раскрыть роль книгопечатания как одного из крупнейших культурно-исторических событий в истории человечества; •познакомить учащихся с современными средствами хранения и передачи информации; •показать отличительные особенности современных носителей информации.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
25
Используемая методическая литература:
Андреева О.В. История книги: хрестоматия. / О.В. Андреева М.: Мир книги, 1997.
Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. СПб.: Профессия, 2004.
Информатика в лицах: исторические зарисовки к урокам информатики / ред. С.Л. Островский. - М.: Чистые пруды, 2005. 32 с. - (Б-чка "Первого сентября").
Книговедение: энциклопедический словарь / ред. коллегия: Н.М. Сикорский и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1982.
Львова С.Л. Книга о книге: для учащихся ст. классов / С.Л. Львова. М.: Просвещение, 1980.
Майстрович Т.В. Электронный документ в библиотеке: научно-методическое пособие / Т.В. Майстрович. М.: Либерея, 2007.
Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер – инструмент искусства: 6 кл.: пособ. для общеобр. учеб. заведений / Ю.А. Первин, А.Н. Никитин. М.: Дрофа, 1998. 192 с.
Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер и слово: 5 кл.: пособ. для общеобр. учеб. заведений. 2-е изд. / Ю.А. Первин. М.: Дрофа, 1998. 192 с.
Сенокосов А.И. Информатика для любознательных: кн. для уч-ся 8-11 кл. / А. И. Сенокосов. М.: Просвещение, 2006. 158 с.
Словарь юного книголюба /сост. И.Я. Линкова. 2-е изд., доп. М.: Книга, 1987.
Твоей разумной силе слава: европейские писатели о книге, чтении, библиофильстве. М.: Книга, 1988. 256с.
Используемое оборудование:
Оборудование:
компьютер, мультимедиа- проектор, мультимедиа-материалы (компьютер можно заменить видеотехникой с видеокассетами), книжная выставка, плакат со схемой истории и трансформации книги, карточки.
Используемые ЦОР:
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
1 . История средств передачи информации
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
2. История средств хранения информации /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
3. Презентация "Носители информации и их история"
4. Энциклопедия Кругосвет
План урока
I. Вводная часть - игра «Формирование творческого потенциала читающего ребенка» в форме диалога (входная диагностика)
II. Основная часть
1. Беседа об истории книги и библиотеки с использованием рисунков детей, мультимедиаматериалов, книг с выставки и плаката.
2. Показ мультимедиа/видеофрагмента о первых книгопечатниках.
3. Рассказ библиотекаря о современных носителях информации.
4. Обобщение и закрепление пройденного материала - игра "Соотнеси", где учащиеся должны соотнести разноцветные карточки-слова с представленными на выставке иллюстрациями.
III. Заключительный этап. Подведение итогов и награждение победителей игры рисунками, сделанными во время проведения игры по формированию творческого потенциала.
На: От папируса до компьютера: традиционные и нетрадиционные нос
Очень актуально. Обязательно порекомендую библиотекарям района.
На: От папируса до компьютера: традиционные и нетрадиционные нос
Ольга Владимировна, спасибо! Хотя, честно говоря, этот вариант мне представляется не совсем удачным - слишком мало вовлечены дети в активную работу. Мне больше нравится 4 вариант проведения занятий - там вся работа строится именно на работе школьников с информационными ресурсами.
с уважением, Валентина Борисовна Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО