Методика проведения и вопросы для обсуждения повести Лидии Обуховой "Как мальчик стал космонавтом".
Submitted by Анна Петровна Белова on Fri, 17/06/2011 - 04:08
Вопросы для обсуждения повести.
Как называется деревня, в которой прошло детство Юрия Гагарина? /Клушино/
Назовите родной город Юрия Гагарина. Как он сейчас называется? /г. Гжатск –
г. Гагарин/.
Каким в детстве был Юра Гагарин? /Бойким, смелым, умным. Рано начал читать/в 5 лет/, бойко декламировал стихи, отважно прыгал с трамплина на лыжах/.
Где учился Юрий Гагарин? /Сначала в Москве, в ремесленном училище; затем в Саратове -в индустриальном техникуме. Здесь же он был зачислен в аэроклуб/.
Как Ю. А. Гагарина готовили в космос в отряде космонавтов?
/Крутили на центрифуге.
Трясли на вибростенде.
Из - 40 мороза бросали в +60 жары.
Проверяли выдержку и хладнокровие в долгом одиночестве сурдокамеры.
Проверяли умение работать в любых условиях.
Прыгали с парашютом/.
Почему генеральный конструктор Королев выбрал для полета в космос первым именно Ю.А.Гагарина?
/Долго решали: кто полетит в космос первым. И тогда Королев устроил всем космонавтам испытание на честность. Всем дали порошки, от которых у них сильно болела голова, просто раскалывалась на части. И когда Королев их спросил, как они себя чувствуют, все ответили, что самочувствие отличное и готовы лететь. Только Гагарин ответил: «К сожалению, у меня сейчас очень болит голова, но я готов выполнить любое задание».
Какое знаменитое/ теперь всем известное/ слово сказал Гагарин перед стартом? /Поехали/.
Можно ли Гагарина назвать героем? В чем заключается его подвиг?
Какие чувства и мысли вызвало у вас чтение повести Л.Обуховой?
Какой эпизод вам особенно запомнился?
Вопросы для обсуждения повести составила
зав. библиотекой МОУ «СОШ № 21» - Белова А.П.
Ход обсуждения повести:
Обухова Л. Как мальчик стал космонавтом:повесть о Юрии Гагарине/Л.Обухова. - М. : Малыш, 1987. - 39с.
Цель обсуждения: познакомить ребят с биографией первого космонавта мира Ю.Гагарина, воспитать гордость за свою Родину, первой шагнувшей в космос, давшей миру первого космонавта.
Задачи:
Познакомить учеников с жизнью Ю. А. Гагарина.
Вызвать интерес к чтению книг о космосе и космонавтике.
Научить ребят высказывать свое мнение о прочитанных книгах,
Клип « Наш Гагарин» - звучит песня «Знаете, каким он парнем был…».
Речь Ю. Гагарина перед стартом. 12 апреля 1961 года.
Показ презентации о первом полете Гагарина в космос.
Презентация «Нашей победе в космосе -50 лет» /Ждырева г. Новокуйбышевск/.
Обсуждение повести по вопросам.
Обзор аннотированного рекомендательного указателя «Как мальчик стал космонавтом».
Космические игры: «В космос всем открыта дверь, ну-ка, сам себя проверь».
О повести
«Обухова Л. Как мальчик стал космонавтом:
повесть о Юрии Гагарине/Л.Обухова. - М. : Малыш, 1987. - 39с.»
Книга раскрывает внутренние истоки формирования удивительного характера первого космонавта Земли. А искать их надо, конечно, на земле, где он родился, в семье, где он вырос.
Поэтому и начинает автор свою книгу с поэтического описания Родины космонавта – города Гжатска – живого памятника Юрию Гагарину. Рассказывает о больших трудовых семьях Гагариных и Матвеевых, семьях отца и матери. Жизнь их – страницы истории нашей страны.
Раннее детство Гагарина прошло в деревне Клушино под Гжатском. Страницы в нем проникнуты ощущением счастья.
Счастья потому, что рядом были любящие родители, прививавшие детям с малолетства «Терпение и трудолюбие», потому, что в семье «Царили лад и покой», просто потому, что было здорово, катаясь на лыжах, прыгнуть с края оврага, как с маленького трамплина, и на короткий миг, оторвавшись от земли, словно повиснуть в воздухе.
А потом настало военное лихолетье.
Однажды около деревни приземлились два советских самолета: один был подбит, другой пришел ему на выручку.
Вездесущие мальчишки вмиг оказались рядом. Был среди них и Юра, которого поразила «особая сноровка» летчиков. Захотелось взлететь вместе с ними! Подняться высоко-высоко». Возможно, именно тогда зародилась мечта о небе.
«Две зимы «под немцем» тяжело легли на семью Гагариных. Отец и мать переносили несчастье стойко: они не угодничали перед врагом, не подлаживались к нему. Детей по-прежнему учили отличать добро от зла и следовать только добру! Добром в годы войны было одно: верность Родине».
9 марта 1943 года в семье Гагариных был двойной праздник: освободили от фашистов их родное Клушино, а сыну Юрию исполнилось 9 лет.
Многие ребята мастерят самолеты. Первый самолет Юры был деревянный. Правда испытание его кончилось неудачно: результатом была шишка на голове прохожего.
Только через несколько лет вошли в его жизнь настоящие самолеты и вместе с ними познанное в детстве счастливое ощущение полета.
Началом дороги в космос стали тяжелейшие тренировки. Вот когда проявились во всей полноте черты характера, воспитанные с детства.
«… Гагарина поместили в барокамеру, тесную кабину, похожую на лифт с круглым окошечком… Воздух в кабине разреженный, как на самой высокой вершине, куда альпинисты карабкаются в кислородных масках. В барокамере маски не полагались. Дышать становится все труднее, уши закладывает… Можно, конечно, нажать на красную кнопку – испытание прекратиться. Но тогда надо проститься и с мечтой о космосе!»
Читая книгу, ребенок понимает, что путь к осуществлению заветной мечты труден и долог.
Автор подводит читателя к мысли о том, что выбор первого космонавта из числа кандидатов не был случайным.
Кратко и емко охарактеризовал Ю. Гагарина генерал Каманин, руководивший подготовкой космонавтов. «Спокойствие. Уверенность и знания». Кстати, с учебой была тесно связана и вся жизнь после полета.