Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская музыкальная школа № 5»
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО
Пятилетний курс обучения
Преподаватель ДМШ № 5 РЕПИНА Н. В.
2005 г.
Настоящая программа представляет разножанровый репертуар для учащихся ДМШ.
В зависимости от индивидуальных особенностей ученика и степени его подготовленности материал может быть использован различной сложности.
В программу вошли как признанные учебные пособия, так и редко встречающиеся в нашей педагогической практике сочинения.
Данная программа актуальна, так как по ней можно обучать всех детей без исключения, даже если они не обнаруживают наличия соответствующих музыкальных данных, но желающих научиться играть на инструменте.
Учебно–воспитательные задачи пятилетнего курса обучения
игры на фортепиано.
Эстетическое воспитание – один из факторов формирования народно-демократического сознания и нравственности, всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения. Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование. Пятилетний курс обучения в музыкальной школе должен дать учащимся общее музыкальное развитие, сформулировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки, а также произведений советских и современных композиторов, воспитать активных участников художественной самодеятельности - пропагандистов музыкально-эстетических знаний. Одновременно с этим подготовить наиболее одаренных учащихся для поступления в музыкальное или культурно-просветительное училище.
Необходимо систематически проводить активный набор детей в общеобразовательных школах, детей проявляющих признаки музыкальных способностей. Обучать и всех желающих играть на музыкальном инструменте, прививать им практические навыки игры с листа, транспонирования, игры в ансамблях и умения аккомпанировать легкие партии. Педагог должен наблюдать за поведением ученика и его успеваемостью в музыкальной школе, поддерживать тесный контакт с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин, с родителями учащихся.
Учебно–воспитательная работа педагога включает в себя:
- воспитание эстетического вкуса учащихся на основе осознанного восприятия музыки;
- ознакомление под руководством педагога с разнообразными музыкальными произведениями;
- ознакомление с основными техническими навыками на материале упражнений и этюдов;
- повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний.
Нужно научить детей слушать музыку, вызвать у них эмоциональный отклик на музыкальные образы. Возникновению четких музыкальных представлений способствует пение, подбор мелодии по слуху, транспонирование. На основе активного слухового контроля педагог должен выработать у каждого ученика естественные и целесообразные приемы звукоизвлечения. Следить за непринужденной прямой посадкой, активным мышечным тонусом, координированными движениями всей руки и пальцев, чутким ощущением клавиатуры.
Простейшая мелодия является основой начального музыкального воспитания и обучения игре на инструменте. В обучении следует использовать народные и современные массовые, а также детские песни. Нужно научить детей слышать и вести мелодическую линию, исполняемую различными штрихами, стремиться к выразительной фразировке, передавать характер мелодии. При разучивании музыкальных произведений педагогу следует помочь ученику выбрать наиболее удобную аппликатуру. В старших классах эту работу могут выполнять учащиеся. Во время чтения с листа или разбора нового произведения нужно знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении.
Развитие технических навыков.
В процессе обучения педагог должен добиваться гармонического развития художественных и технических навыков. Развитие техники нужно осуществлять в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями, а также над упражнениями, гаммами, этюдами. Основным условием продуктивности работы ученика над упражнениями является четкое осознание их назначения для преодоления технических трудностей: плавность и ровность гаммы, стройность аккордов и другие. С третьего класса наряду с увеличением темпа, постепенно возрастают требования к качеству исполнения. Например, в гаммах перед учеником ставятся различные задания по динамике, артикуляции, группировке. Изучение гамм и аккордов способствует закреплению теоретических знаний ученика и выработке первичных аппликатурных навыков.
Этюды, выбранные для каждого ученика, должны быть лаконичные, легко запоминающимися, разнообразные по стилю, по музыкально-пианистическим заданиям. Надо стараться доводить их исполнение до законченности в подвижном темпе.
Составление индивидуального плана.
В детских музыкальных школах на пятилетнем курсе обучения занимаются дети с различным уровнем общего музыкального и технического развития. Учитывая индивидуальные особенности ученика, возможно, включать в индивидуальный план произведения из репертуара предыдущих и последующих классов.
Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у учащегося является выбор репертуара из произведений русских, советских и зарубежных композиторов-классиков, произведений композиторов бывших союзных республик – основоположников национальной музыкальной культуры, а также произведений современных русских и зарубежных авторов.
Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю и фактуре.
В данной программе предлагается примерный репертуар, рассчитанный на различную степень способности и продвинутости учащихся. Преподавателю предоставляется право дополнять его в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося. Это отражено в предлагаемых ниже различных вариантах переходных программ.
Не следует включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Учитывая более зрелый возраст ученика и его очень хорошие музыкальные данные, в индивидуальный план могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующих классов.
Чтение с листа и игра в ансамбле.
Умение читать с листа самостоятельно и грамотно значительно активизирует процесс работы. В результате этого создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося. Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются осознание ладотональности, метроритма, умение охватить мелодические фразы, заметить и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки и авторские ремарки, внимательно отнестись к аппликатуре.
Пьесы для чтения с листа должны быть значительно легче изучаемых учащимися по программе. Можно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а также различные переложения, популярные пьесы. В наибольшей мере развитию навыков чтения нот с листа способствует игра в ансамблях, в 4 руки. Ученикам подбирается материал постепенно возрастающей трудности: от легких тональностей с одним двумя ключевыми знаками до более сложных, осваиваются разнообразные формы изложений и т.д.
Творческие навыки.
Развитию творческих навыков учащихся способствуют игра по слуху, транспонирование, подбор отрывков песен, а в старших классах и всей песни целиком. Это песни народные, детские, массовые, песни наших дней, эстрадная зарубежная музыка. Для этого следует научить учащихся элементарному анализу гармоний, поддерживающих данную мелодию.
Содействуя развитию музыкальных задатков ученика, педагогам следует поощрять и направлять попытки импровизации ученика и сочинению им небольших пьес.
Годовые требования.
В течение первого и второго года обучения учащийся должен изучить не менее десяти разнохарактерных произведений.
В старших классах (с 3-го по 4-ый) – два произведения полифонического стиля, два произведения крупной формы, две пьесы, два этюда, два ансамбля. В пятом классе дается одна программа на учебный год, которую можно дополнять и корректировать.
Требования на зачетах и экзаменах.
Все ученики обязаны выступать не менее трех раз в год: в конце первого полугодия, в начале второго полугодия (на техническом зачете) и на переводном экзамене в конце учебного года.
Программа выступлений и их количество для учащихся в каждой школе может быть различной. Например, в первом классе можно сыграть в первом полугодии:
а) четыре пьесы на различные виды штрихов;
б) три разнохарактерные пьесы;
в) две разнохарактерные пьесы.
Во втором полугодии:
а) полифоническое произведение, произведение крупной формы, этюд, пьеса;
б) полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса;
в) три разнохарактерные пьесы, одна из которых с элементами полифонии.
Во втором классе в первом полугодии:
а) полифоническое произведение и этюд;
б) произведение крупной формы и пьеса;
в) три разнохарактерные пьесы, одна из которых с элементами полифонии.
Во втором полугодии:
а) полифоническое произведение, произведение крупной формы, этюд и пьеса
б) полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса;
в) этюд и две разнохарактерные пьесы.
В третьем и четвертом классах в первом и втором полугодиях играют любой вариант программы второго класса.
В третьем классе добавляется зачет по ансамблю (декабрь, апрель), где играют 1 или 2 ансамблевые пьесы, и вводится технический зачет (февраль).
В четвертом классе можно включить в зачет самостоятельно выученную пьесу.
В пятом классе на выпускном экзамене ученики должны сыграть:
а) полифоническое произведение, произведение крупной формы, две разнохарактерные пьесы, один два этюда (на мелкую и крупную технику);
б) полифоническое произведение, произведение крупной формы, одна пьеса и этюд;
в) полифоническое произведение, этюд, пьеса.
Все выступления учащихся оцениваются по пятибалльной системе или «Зачетом».
Общие требования по гаммам.
За период пятилетнего обучения на фортепиано в детской музыкальной школе ученик должен изучить:
- все мажорные гаммы до 5-ти ключевых знаков в прямом и противоположном движении, в терцию, дециму и сексту в параллельном движении;
- все минорные гаммы в прямом, а наиболее легкие в противоположном движении, несколько минорных гамм в терцию и дециму в параллельном движении;
- хроматические гаммы в прямом и противоположном движении;
- аккорды тонические с обращениями во всех тональностях до 5-ти ключевых знаков, арпеджио – короткие и длинные (с обращениями) доминантантсентаккорда и уменьшенного септаккорда во всех тональностях.
Очень слабым учащимся можно ограничить исполнение гамм до двух октав в удобном для них темпе, а изучение Д 7 и Д VII7ум. ограничить построением на клавиатуре и их разрешением, а короткие арпеджио играть каждой рукой отдельно.
Требования по технике.
1 класс
В течение учебного года ученик должен ознакомиться с построением всех мажорных и минорных гамм до 5-ти ключевых знаков.
Играть их в 1-2 октавы (по способностям ученика) каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от каждого звука) при симметричной аппликатуре;
тонические трезвучия (для способных учеников с обращениями) по три звука каждой рукой отдельно, арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно (для способных учеников). Темп andante.
2 класс
В течение учебного года ученик должен пройти:
мажорные гаммы До, Соль, Ре, Фа, Сиb в прямом движении (гаммы с симметричной аппликатурой играть в противоположном движении) в две октавы двумя руками;
минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) ля, ми, си, ре, соль в прямом движении двумя руками в две октавы, в противоположном движении от ля и ми (гармонический и мелодический вид) для способных учеников;
хроматические гаммы каждой рукой отдельно от всех указанных клавиш и обеими руками в противоположном движении от звука ре;
тонические трезвучия с обращениями по три звука обеими руками, арпеджио короткие по четыре звука двумя руками, ломаные и длинные – каждой рукой отдельно. Темп медленный. Для слабых учеников главным будет ознакомление с выше названными гаммами. Изучение их можно ограничить от 2-х до одной по усмотрению педагога.
Темп andantino.
3 класс
В течение учебного года ученик должен пройти:
мажорные гаммы Ля, Ми, Миb, Ляbв прямом движении двумя руками в четыре октавы и с симметричной аппликатурой в противоположном движении двумя руками в 4 октавы;
минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) фа#, до#, до, фа в прямом движении в четыре октавы;
хроматические гаммы двумя руками;
тонические трезвучия аккордами с обращениями по три или четыре звука в этих же тональностях, арпеджио короткие, ломаные и длинные обеими руками;
доминантсептаккорд – построить и разрешить, арпеджио короткие и длинные обеими руками;
уменьшенный септаккорд – построить и разрешить, арпеджио короткие и длинные каждой рукой отдельно.
Темп moderato.
4 класс
В течение года ученик должен пройти:
мажорные гаммы Си, Реb, в прямом и противоположном движении. В терцию, дециму и сексту в прямом движении в 4 октавы;
минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) соль#, сиbв прямом движении. В терцию, дециму, сексту в прямом движении в гармоническом и мелодическом миноре;
хроматическая гамма от сиbв прямом движении, от соль# в прямом и противоположном движении;
тонические трезвучия с обращениями аккордами, короткие арпеджио двумя руками, длинные тонические арпеджио с обращениями обеими руками;
уменьшенный септаккорд – аккордами, короткими и длинными арпеджио – без обращения обеими руками;
доминантсептаккорд – аккордами, короткими и длинными арпеджио – без обращений обеими руками.
Темп allegretto.
5 класс
Ученики, поступающие в училище должны пройти все мажорные и минорные гаммы в прямом, противоположном движении в терцию, дециму, сексту;
хроматические гаммы в прямом и противоположном движении;
тонические трезвучия аккордами и все виды арпеджио во всех тональностях;
доминантсептаккорд - короткими и длинными арпеджио с обращениями;
уменьшенный септаккорд – короткими и длинными арпеджио без обращений;
одиннадцать длинных арпеджио от белых клавиш.
Требования по технике для учащихся не имеющих
отличные музыкальные способности.
1 класс
Во втором полугодии учебного года учащиеся знакомятся с построением мажорных и минорных гамм до пяти ключевых знаков включительно, аккордов.
Мажорные и минорные гаммы (натуральные) играют в 1-2 октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре;
тонические трезвучия аккордами по три звука каждой рукой отдельно в тех же тональностях (с переносом в разные октавы). Темп adagio.
2 класс
1-ое полугодие:
мажорные гаммы До, Соль в прямом и противоположном движении двумя руками;
минорные гаммы ля, ми на две октавы;
тонические трезвучия с обращениями по три звука в пройденных тональностях каждой рукой отдельно на две октавы.
2-ое полугодие:
мажорные гаммы Фа, Сиb в две октавы в прямом движении;
минорные гаммы ре, соль двумя руками в две октавы в прямом движении;
тонические трезвучия с обращениями и арпеджио короткие каждой рукой отдельно на две октавы. Темп andante.
3 класс
1-ое полугодие:
мажорные гаммы Ре, Ля в прямом и противоположном движении;
минорные гаммы си, фа# двумя руками в две октавы в прямом движении;
хроматические гаммы каждой рукой отдельно в две октавы;
тонические трезвучия с обращениями по три звука, арпеджио короткие по четыре звука обеими руками в две октавы.
2-ое полугодие:
мажорные гаммы Миb, Ляb;
минорные гаммы до, фа обеими руками в прямом движении в четыре октавы;
хроматические гаммы обеими руками в четыре октавы;
тонические трезвучия с обращениями по три звука, арпеджио короткие по четыре звука двумя руками в четыре октавы. Арпеджио длинные – каждой рукой отдельно. Темп andantino.
4 класс
1-ое полугодие:
мажорные гаммы Ми, Си в прямом и противоположном движении при симметричной аппликатуре;
минорные гаммы до#, соль# двумя руками в 4 октавы в прямом движении. В терцию, дециму в прямом движении;
хроматические гаммы в прямом движении в 4 октавы, от ре и соль# в противоположном движении;
тонические трезвучия с обращениями аккордами, арпеджио короткие и длинные двумя руками в 4 октавы;
уменьшенный септаккорд – короткими и длинными арпеджио;
доминантсептаккорд – короткими и длинными арпеджио.
2-ое полугодие:
Гаммы Реbмажор, сиbминор.
Зачетные требования по гаммам.
Проверка прохождения гамм для всех учащихся проводится со второго класса по четвертый класс включительно один раз в году в IIIчетверти.
Второй класс
На зачете по гаммам учащийся должен сыграть:
одну мажорную или минорную гамму в спокойном темпе легато;
аккорды и арпеджио к представленной гамме.
Третий класс
На зачете по гаммам учащийся должен сыграть:
одну гамму, темп более подвижный, чем во втором классе;
хроматическая гамма в прямом движении;
к этой тональности тонические трезвучия с обращениями;
арпеджио к представленной гамме.
Четвертый класс
На зачете по гаммам учащийся должен сыграть:
одну гамму, темп подвижный;
хроматическую гамму в прямом движении;
аккорды и арпеджио к представленной гамме, ум. Д VII7, Д 7.
Тонические трезвучия в виде длинных арпеджио на зачете показывать не обязательно.
Для еще менее способных учеников количество прохождения гамм в учебном году, возможно, уменьшить до четырех: в первом полугодии учить две гаммы и две гаммы – во втором полугодии.
Примерные программы для переводных экзаменов.
Из 1-го во 2-ой класс
I
Кригер И. Менуэт ля минор
Черни К. Этюд № 15 До мажор Ред. Гермер
Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»
Майкапар С. Маленький командир
II
Кригер И. Бурре ля минор
Берлин П. Марширующие поросята
Мясковский Н. Беззаботная песенка
III
Телеман Г. Пьеса
Барток Б. Песня
Тамберг Э. Кукла танцует
Из 2-го в 3-ий класс
I
Бах И.С. Менуэт соль минор.
Черни К. Этюд № 32 До мажор Ред. Гермер.
Диабелли А. Сонатина Фа мажор.
Раков Н. Рассказ.
II
Моцарт Л. Буре ми минор.
Дюбюк А. Русская песня с вариацией.
Майкапар С. Колыбельная сказочка Д- dur.
III
Русская народная песня «Ой да ты, калинушка».
Волков В. Этюд «По лесенке».
Гуммель И. Легкая пьеса.
Из 3-го в 4-ый класс
I
Бах И.С. Маленькая прелюдия до минор из второй тетради.
Черни К. Этюд № 1 Ред. Гермер ч. 2.
Бетховен Л. Сонатина фа мажор, ч. 1.
Ребиков В. Вальс фа – диез минор.
II
Свиридов Г. Колыбельная песенка.
Майкапар С. Маленькое рондо.
Гайдн И. Менуэт фа мажор.
III
Народный напев (d- moll) Обработка Н. Гольденберга.
Жилинский А. Этюд си минор из «Сборника пьес, этюдов и ансамблей» III часть.
Волков В. Марш.
Из 4-го в 5-ый класс
I
Мясковский Н.Двухголосная фуга g-moll.
Лемуан А. Этюд № 29, соч. 37.
Шуман Р. Детская соната, ч. 1.
Глиэр Р. Романс.
II
Моцарт Л. Ария соль минор.
Жилинский А. Сонатина ми минор.
Шостакович Д. Колыбельная.
III
Нейзидлер. Падуана.
Беренс Г. Этюд До мажор, соч. 88 № 7.
Барток Б. Пьеса.
Примерные программы выпускного экзамена
I
Бах И.С. Трехголосная инвенция ля минор.
Бетховен Л. Вариации Соль мажор.
Черни К. Соч. 299. Этюд № 29 Ми мажор.
Черни К. Соч. 299. Этюд № 34 ля минор.
Мендельсон Ф. Песня без слов. Соч. 30 № 6 fis– moll.
Глазунов А. Мазурка Соль мажор.
II
Гендель Г. Ария до минор.
Чимароза Д. Соната Си мажор.
Гертини А. Избранные этюды № 1.
Свиридов Г. Зима.
III
Маттесон И. Ария из фантазии до минор.
Шмит Г. Этюд ля минор Соч. 3 № 2.
Полунин Ю. Прощальная песенка.
Для поступающих в училище.
Бах И.С. Прелюдия и фуга B-durХТК 1 том.
Моцарт В. Соната № 7 До мажор.
Шопен Ф. Ноктюрн фа минор № 15.
Шостакович Д. Прелюдии Соч. 34 (по выбору).
Черни К. Этюд № 17 Соч. 740 ля минор.
Кобылянский А. Октавный этюд До мажор.
Общие требования к выпускнику музыкальной школы.
Выпускник музыкальной школы должен отвечать следующим требованиям:
- Иметь представление о современном мире как духовной, культурной и интеллектуальной целостности.
- Владеть широким кругозором.
- Проявлять ответственность за выполняемую работу.
Выпускник музыкальной школы должен иметь представление:
- О роли и значении музыкального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности.Музыкальное искусство является могучим средством эстетического воспитания. Умение слушать и понимать музыку является одним из элементарных признаков эстетической культуры, без которого невозможно представить полноценного воспитания. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли и стремления. Музыкальное искусство формирует интеллект, эмоциональную культуру чувств, нравственность, отражает действительность в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.
Обладая могучим эмоциональным воздействием, музыкальное искусство пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, лучше, так как в подавляющем большинстве предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность её содержания, особенность её воздействия на человека. Она непрерывно заинтересовывает внимание человека, ведет его за собой, стимулирует активность восприятия и мышления.
Музыкальное искусство эмоционально заражает своими идеями. Овладевая людскими массами, эмоции, подобно идеям и теориям, превращаются в могучую материальную общественно-преобразующую силу.
Осваивая музыкальное искусство с детьми, педагоги пробуждают их творческие силы, воспитывают любовь к прекрасному, любовь к искусству, учат творческому проявлению себя в искусстве, овладению навыками индивидуального и коллективного исполнительства.
- О значении музыкально-художественного наследия для современности.
Музыкально-художественное наследие воспитывает в учащихся любовь к своей Родине, потребность в эстетическом переживании музыкальных образов и эстетический музыкальный вкус, связанный с мировоззрением и моральным обликом, с идейно-нравственным формированием личности. Музыкально-художественное искусство воспитывает в ученике такие общественно-моральные качества, как коллективизм, любовь к родному народу, гордость за его лучших представителей, дружбу, патриотизм, расширяет общий кругозор, помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду и к жизни вообще.
Когда учитель раскрывает учащимся красоту музыкального произведения, то этим вызывает чувство гордости, восхищения разнообразием его содержания. Знакомство с поэтическими гуманными произведениями композиторов-классиков решает задачу: сделать достоянием подрастающего поколения произведения мировой музыкальной культуры. При изучении музыкальных произведений, преодолением в них пианистических трудностей, учитель воспитывает в ученике настойчивость, волю, целеустремленность.
- О социальной роли искусства в воспитании и образовании учащегося в современном обществе. Учащийся должен иметь представление о том, что современная ситуация в нашем обществе характеризуется, как кризис.
Приоритет духовных начал, считавшийся одной из важнейших особенностей русского менталитета, постепенно уступает место индивидуалистическим ценностям благополучного проживания. В сложившейся ситуации основным источником человеческой духовности является внутренний мир человека. Исключительная в этом роль принадлежит музыке. Музыка наиболее ярко выражает сущность внутренней жизни человека. Речь не идет о возможности нравственного исцеления общества посредством воздействия одного только высокого искусства, но о необходимости более пристального внимания к сфере культуры. Однако для сохранения жизни культуры достаточно, чтобы хотя бы часть общества была носителем этих высших ценностей.
- О музыкальном восприятии и мышлении как основе художественного познания. Развитие восприимчивости и эмоционального отклика на музыку начинается и происходит в процессе слушания музыки, запоминания простых мелодий и подбирания их по слуху. Музыкально-слуховые представления лежат в основе этих действий. Стимулируя процесс запоминания и воспроизведения предложенного музыкального материала, они дают возможность узнавать, сравнивать и различать прослушанную музыку, а в дальнейшем и возможность анализировать её. Начиная с первого урока, в процессе слушания музыки, учащийся должен уметь различать и сравнивать: темпы (быстрые и медленные), лад (веселый – мажорный, грустный – минорный), характер музыки (танцевальный или песенный). Способность различать и сравнивать исполняемые произведения у детей развивается быстрее, чем развитие анализа исполняемых произведений. Например, определить в какой руке мелодия и где проводится партия аккомпанемента, сказать как изменяется характер исполняемого произведения в зависимости от изменения темпа и лада дается уже труднее.
В процессе целенаправленного слушания, восприятие детей становится более активным и способствует формированию музыкально-художественных образов, развитию творческого воображения и активизации мышления учащихся. Активность музыкального мышления учащегося, воспитание сознательного творческого отношения к работе развивается использованием анализа и обобщения. Содержанием обобщающих указаний учителя могут выступать, например, закономерности музыкального искусства: строение произведений, закономерности исполнения, принципы работы над музыкальным произведением, раскрытие замысла произведения и способов его исполнения, анализ встречающихся трудностей и способов их преодоления. Важно, чтобы в дальнейшем при работе над незнакомым произведением ученик знал, с чего начинать и как строить свою работу. Важно научить ученика в частном увидеть общее: принцип построения и взаимодействия частей внутри целого, зависимость характера произведения и исполнения от строения пьесы.
Восприятие логическое и эмоциональное являются важнейшими компонентами формирования сознательного творческого отношения к исполняемой музыке. Развитие самостоятельного логического мышления следует начинать с воспитания умения внимательного изучения нотного текста во взаимосвязи с художественной стороной исполнения. Большую пользу при работе с нотным текстом приносит предварительная мысленная работа, которая начинается с освоения текста глазами. Основное в этом процессе – понимать читаемое «про себя» и уметь предвидеть дальнейшее развитие музыкальной мысли. В этом плане имеют значение аналитико-синтетические элементы деятельности. Мысленное предугадывание выступает как обобщение, а умение различать отдельные гармонические и мелодические сочетания и интонации является дифференцированным анализом текста. Учащийся вначале осмысливает текст лишь со стороны мелодико-гармонической и структурной, а затем, при повторном прочтении он представляет, какими приемами должен исполняться тот или иной музыкальный материал в зависимости от художественной задачи.
Используя эти направления в работе, ученик раскроет художественную суть исполняемого произведения.
Выпускник музыкальной школы должен
Знать:
- Историю основных музыкальных стилей русских и зарубежных композиторов-классиков.
- Знать о профессиональных навыках.
Уметь:
- Играть на фортепиано в объеме, предусмотренном данной программой.
Знать:
- Произведения сольного и ансамблевого репертуара, включающего произведения разных эпох, жанров и стилей.
- Теоретические основы и историю исполнительства на фортепиано (см. в рекомендуемой литературе).
- Наиболее употребительную музыкальную терминологию, обозначающую характер исполнения произведения, способ исполнения музыки, динамические оттенки, темп.
Краткий словарь иностранных музыкальных терминов.
1 класс
Nonlegato нон легато не связно
legato легато связно
markato маркато подчеркивая
portamento портаменто протяжно, но не связно
staccato стаккато отрывисто
pianissimo пианиссимо очень тихо
piano пиано тихо
mezzopiano меццопиано не очень тихо
mezzoforte меццофорте не очень сильно, громко
forte форте громко
fortissimo фортиссимо очень громко
crescendo крещендо постепенное усиление звучания
diminuendo диминуэндо постепенное ослабление звучания
sforzando сфорцандо внезапно сильно
2 класс
ritenuto ритенуто замедление
sforzando сфорцандо внезапный акцент на какой-либо звук или аккорд
atempо а темпо в прежнем темпе
Adagio адажио медленно
Andante анданте не топорясь, спокойно, в темпе обычного шага
Andantino андантино несколько скорее, чем анданте
Allegretto аллегретто несколько медленнее, чем Allegro
Allegro аллегро скоро, весело
Vivo виво живо
dacapoalFine да капо аль финне повторить сначала до слова «конец»
3 класс
Largo ларго широко, медленно
Lento ленто протяжно, умеренно
Moderato модерато умеренно, сдержано
Allegromoderato аллегро модерато умеренно скоро
Vivase виваче живо, скорее, чем Allegro
pocoapoco поко а поко постепенно, понемногу
menomosso мено моссо менее подвижно
piumosso пиу моссо более подвижно
ritardando ритарданто запаздывая, расширяя
accelerando аччелерандо ускоряя
dolce дольче мягко, нежно
4 класс
Presto престо очень скоро
аllarando алларандо расширяя, замедляя
rubato рубато ритмически свободное исполнение
markato маркато подчеркивая
unacorda уна корда взять левую педаль
trecorde трэ кордэ снять левую педаль
nontroppo нон троппо не слишком
tranguillo транкуилле спокойно, безмятежно
cantabile кантабиле певуче
calando каландо стихая, уменьшая силу звука
scherzando скерцандо шутливо, игриво
agitato ажитато возбужденно, взволновано
5 класс
maestoso маэстозо величественно, торжественно
appassionato аппасьенато страстно
energico энержико энергично, сильно, решительно
conforca кон форца с силой
conspirito кон спирито с увлечением, жаром, воодушевленно
conbrio кон брио весело, живо, с огнем
amoroso аморозо любовно, нежно, страстно
grazioso грацьезо грациозно, изящно
sotovoce сото воче вполголоса
espressivo эспрэссиво выразительно
subito субито сразу, внезапно
commodo комодо удобно, легко, непринужденно
sempre сэмпрэ всегда, все время, постоянно
simile симиле точно так, как раньше
assai ассаи весьма, очень
- Знать специфику ансамблевого исполнительства.
В создании ансамбля педагогу необходимо учитывать как фактор психологической совместимости, так и фактор профессиональной подготовленности будущих партнеров по ансамблю. Следует всячески поощрять желание самих учеников играть с кем-либо из своих товарищей. Первые уроки целесообразно посвятить выявлению общих интересов будущих ансамблистов и степени их способности к взаимопониманию. Это достигается во время чтения с листа не очень сложных произведений. Одним из важных факторов успешной игры в ансамбле является синхронное исполнение всеми участниками своих партий. При читке с листа педагогу следует в первую очередь обратить внимание на то, чтобы ритмическая структура произведения не нарушалась и выдерживался общий темп исполняемого произведения.
Значительным моментом в ансамбле должно быть и динамическое соотношение партий. Партия, у которой наиболее важный тематический материал при общем форте должна звучать несколько громче остальных, аккомпанирующих голосов. Необходимо стремиться к многоплановости нюансов в ансамбле. Обязательным правилом ансамблевой игры должно стать более яркое исполнение тематического материала. Говоря о динамическом равновесии, необходимом для истинного ансамблевого исполнения, целесообразно упомянуть о роли баса. В классических сонатах басовая партия должна восприниматься как активная и индивидуальная. Выразительно исполненная, хорошо озвученная, она является звуковым фундаментом ансамбля. Работа над звуковой градацией, над множеством оттенков звука, составляет одну из важнейших задач преподавателя ансамбля. Особая задача педагога – приобщить ансамблистов к совместному исполнению нюансов и единству фразировки.
5. Знать: основы организации работы в классе аккомпанемента.
При работе в классе аккомпанемента следует учесть рассмотрение основных выразительных средств, которые наиболее ярко иллюстрируют принцип конкретизации музыкального содержания в исполнении, а именно: артикуляции, агогики и динамики.
6. Знать: основную музыкальную литературу для фортепиано (согласно приведенной данной программе).
Выпускник школы должен
- Уметь читать с листа и транспонировать. После определения тональности произведения надо определить размер, ход мелодии, аккомпанемента, штрихи, указания темпа, ознакомится с музыкальными терминами по всему ходу произведения; определить элементы формы, найти тему проследить за ходом их развития, посмотреть имеются ли повторения, отличаются ли они друг от друга. Важно заранее указать ученику на «трудные» места – предусмотреть удобную аппликатуру. Разрешается игра в более медленном темпе (чем указано), но без остановок, все время подготавливая мысленно последующий такт.
На каждом уроке следует читать с листа и транспонировать совсем
легкий текст в должном темпе и с соблюдением фразировки и оттенков.
- Уметь выступать с сольными и ансамблевыми программами на школьных концертах, на классных вечерах, в подшефных детских учреждениях и других городских площадках.
- Уметь владеть собой во время публичных выступлений. Выступая на публике, учащегося может преследовать боязнь забыть нотный текст, он опасается технических неполадок, интонационных погрешностей и т.п. Причину неполадок, возникающих при концертных выступлениях, в работе памяти и технического аппарата, надо искать в обострении сознательного контроля над автоматически налаженными процессами. Чувство ответственности заставляет пианиста подвергать проверке перед выступлением и на самом выступлении те стороны исполнительского процесса, которые отлично протекали и без специальной направленности на них внимания. «Сверх-контроль» обычно резко ухудшает исполнение. Исполнитель должен избавиться от мешающего его деятельности «сверхконтроля» методом введения «замещающих» представлений. Единственно возможным «замещающим» представлением может быть полное сосредоточие внимания на самом произведении искусства; непрерывная концентрация внимания на развитии художественного образа. Предельная сосредоточенность такого рода «выманит» увлеченность, творческое самочувствие и поможет сохранить самообладание на эстраде. Одна из задач педагога, обучающего исполнителя, сводится к тому, чтобы воспитать желание общаться со слушателями и одновременно развить способности, необходимые для такого общения. Воспитание «воли к общению» и «чувства общения» может быть осуществлено путем развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Яркое, эмоционально насыщенное восприятие музыки обычно влечет за собой желание передать переживаемое другим. С первых же шагов работы с учеником должно начаться воспитание правильной музыкально-исполнительской установки: исполняю – значит переживаю образную музыкальную речь и её воплощаю. Из этого развивается в процессе воспитания новая исполнительская установка: исполняю – это значит переживаю, воплощаю, передаю, убеждаю, общаюсь.
- Уметь играть на фортепиано на уровне, необходимом для реализации основных эстетических задач, согласно требованиям данной программы.
Данная программа предполагает обучение детей с 6 лет. Рекомендуется объем часов в неделю: 2 академических часа для учащихся с 1 по 2 классы и 3 академических часа для учащихся с 3 по 5 (6) классы.
Выпускной экзамен по специальности фортепиано проводится в форме исполнения сольной концертной программы и оценивается по пятибалльной системе.
Критерии оценки.
Оценка «5» (отлично) ставится за свободное владение сольным или ансамблевым репертуаром, включающим произведения различных форм, жанров и стилей, хорошее владение техническими навыками, хороший слуховой контроль ученика за качеством звукоизвлечения, за наличие у него развитой исполнительской воли, хорошей темпо-ритмической организации и чувства формы исполняемых произведений.
Оценка «4» (хорошо) ставится за исполняемый сольный репертуар, включающий произведения различных эпох, жанров и стилей, за хорошую пианистическую оснащенность, хороший слуховой контроль, но недостаточно развитое музыкальное мышление.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится за исполнение сольного репертуара, включающего произведения различных стилей несколько заниженного уровня трудности, за слабый слуховой контроль и не устойчивую темпо-ритмическую организацию, ограниченные пианистические возможности, не достаточно развитую исполнительскую волю.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится за низкий исполнительский уровень, большие текстовые потери при исполнении произведений.
При выставлении итоговой оценки учитывается следующее:
1) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
2) оценка за экзамен;
3) другие выступления в течение года.
Участие в отборочных прослушиваниях к концерту приравнивается к зачету. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы. В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах с оценкой. За учебный год преподаватель должен подготовить с учеником 3-4 произведения, различных по жанру и форме (в том числе возможны ансамблевые) для показа на академических концертах.
Профессионально ориентированным учащимся рекомендуется в течение учебного года выступать на академических концертах не менее трех раз с исполнением произведений различных жанров и форм (сольных и ансамблевых), при этом количество исполняемых ими произведений не ограничивается.
В первом классе одновременно с изучением нотной грамоты, подбором по слуху, работой над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки, основные приёмы игры: nonlegato, legato, staccato, педагог должен пройти с учеником пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера (включая ансамбли), пьесы с элементами полифонии (5-6), полифонические произведения (2-4), 6-8 этюдов, легкую сонатину и вариации.
Читать с листа следует регулярно на всем протяжении обучения пока учащийся не научится свободно разбирать нотный текст. Во втором полугодии играть гаммы согласно требованиям данной программы. На переводном зачете исполняются 4 произведения: полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники.
Во втором классе наряду с чтением с листа, игрой в ансамбле, работой над гаммами и упражнениями ученик должен пройти 2-4 полифонических произведения; 2 крупные формы, 6-8 этюдов, 4-6 пьес.
На первом зачете в Iполугодии исполняются полифония и два этюда, а на втором зачете – крупная форма или пьеса. Во втором полугодии – зачет и переводной экзамен с оценкой. На переводном экзамене учащиеся играют полифонию, крупную форму и 2 этюда на разные виды техники.
В третьем классе годовые требования совпадают с требованиями для учащихся 2 класса, но с учетом усложнения программы: 2-4 полифонических произведения, 2 крупные формы, 5-7 этюдов, 4-5 пьес (среди них обязательна пьеса кантиленного характера), гаммы до четырех знаков на 2-4 октавы в прямом и противоположном движении, аккорды, короткие ломаные и длинные арпеджио, хроматическая гамма, уменьшенный септаккорд, доминант септаккорд.
4 класс
В конце октября сдается: полифония – двух- или трехголосная инвенция или прелюдия и фуга; два этюда – конкурсный (Черни К. соч. 299 № 11, 24, 29 и этюд по выбору).
Остальные два зачета имеют свободную программу.
На переводном экзамене учащиеся играют: полифонию, два этюда, крупную форму и пьесу.
5 класс
Годовые требования: 2-3 полифонических произведений, 2 крупные формы, 6-8 этюдов, 3-4 пьесы. Продолжается работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей, работа над гаммами. На экзамене учащиеся сдают полифонию, крупную форму (обязательно-классическое сонатное аллегро), два этюда.
6 класс
В течение года учащиеся должны пройти любую развернутую пьесу, очень часто проходят с учеником концерт (Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Грига и т.д.) Учащийся может пройти за год две программы. Обыгрывают учащиеся свою выпускную программы на зачетах, классных вечерах или концертах.
Требования к программе: полифония (обязательно прелюдия и фуга), крупная форма (классическая или романтическая), два этюда (на мелкую и крупную технику), любая пьеса.
Примерные программы переводных зачетов и экзаменов.
1 класс
I
Бах И.С. Менуэт ре минор (из «Нотной тетради Анны Магдалены» Бах).
Черни К. – Гермер Г. Этюды № 15, 16.
Кабалевский Д. Песенка. Соч. 27 № 2.
II
Бах И.С. Маленькая прелюдия ре минор.
Черни К. – Гермер Г. Этюды № 32, 36.
Диабелли А. Сонатина фа мажор.
2 класс
I
Бах И.С. Двухголосная инвенция ля минор.
Черни К. – Гермер Г. Этюд № 9, ч. II.
Лешгорн К. Этюд № 10, соч. 136.
Гайдн И. Соната – партита до мажор, Iч.
II
Бах И.С. Двухголосная инвенция ре минор.
Черни К. – Гермер Г. Этюд № 27, ч. II.
Геллер. Этюд № 23
Гендель Г. Концерт фа мажор, Iч.
3 класс
I
Бах И.С. Трехголосная инвенция ми мажор.
Черни К. Этюд № 2,3. Соч. 299.
Бетховен Л. Соната № 20, Iч.
II
Бах И.С. Трехголосная инвенция соль минор.
Черни К. Этюд № 14, 27. Соч. 299.
Грациоли Д. Сонатина Соль мажор Iч.
4 класс
I
Бах И.С. Прелюдия и фуга до минор (ХТК, Iтом).
Черни К. Этюд № 33, 34. Соч. 299.
Бетховен Л. Соната № 8, IIIч.
Чайковский П. Осенняя песня.
II
Бах И.С. Прелюдия и фуга ре минор (ХТК, Iтом).
Черни К. Этюд № 38 Соч. 299.
Черни К. Этюд № 3 Соч. 740.
Гайдн. Соната ми минор. Соч. 42, ч. I.
Чайковский П. Апрель (Подснежник).
5 класс
I
Бах И.С. Прелюдия и фуга фа-диез мажор (ХТК, Iтом).
Черни К. Этюд № 17. Соч. 740.
Черни К. Этюд № 37. Соч. 740.
Бетховен Л. Соната № 5, Iч.
II
Бах И.С. Прелюдия и фуга си-бемоль мажор (ХТК, Iтом).
Мошковский М. Этюды соч. 72 № 2,5.
Моцарт. Соната фа мажор, ч. I.
6 класс
I
Бах И.С. Прелюдия и фуга ля-бемоль мажор (ХТК, Iтом).
Черни К. Этюд № 6. Соч. 740.
Мошковский М. Этюд № 5. Соч. 72.
Бетховен Л. Соната № 10, Iч.
Чайковский П. Белые ночи.
II
Бах И.С. Прелюдия и фуга соль минор (ХТК, Iтом).
Черни К. Этюд № 25. Соч. 740.(ре-бемоль мажор).
Кобылянский А. Октавный этюд № 1 фа минор.
Бетховен Л. Соната № 9, Iч.
Шопен Ф. Ноктюрн ми минор № 19.
Примерный репертуарный список
1 класс
Этюды.
Гнесина Е. «Фортепианная азбука» (по выбору).
Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (по выбору):
«Школа игры на фортепиано». Под. Ред. А. Николаева (по выбору).
«Школа игры на фортепиано». Для первого года обучения. Сост. Н. Кувшинников и М. Соколов (по выбору).
Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов № 1-15.
Соч. 160 25 легких этюдов № 1-20.
«Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей» часть 1. Сост.
С. Ляховицкая и Л. Баренбойм (по выбору).
«Юный пианист» выпуск 1. Сост. и ред. Л. Ройзман и В. Натансон № 1-12.
«Фортепиано» 1 класс. Ред. Б.Е. Милич
«Этюды для фортепиано» выпуск 1. Ред. Р.Гиндин, М. Карафинка (по выбору).
Черни К. «Избранные этюды» Ред. Гермер Г. часть 1 № 1-7, 13-15.
Глушко Марина «Волшебный мир фортепиано» Тетрадь I. 2003 г.
Шмит А. Этюд До мажор.
Пьесы.
Гедике А. Соч. 36. 60 легких фортепианных пьес: Тетрадь 1: Заинька, Плясовая, Сарабарда, Танец.
«Школа игры на фортепиано». Под. Ред. А. Николаева.
Иорданский М. Голубые санки.
Раухвергер М. Птичий дом.
Гнесина Е. Песня.
Руббах Зайка, Воробей.
Барток Б. Песня.
Тамберг Э. Кукла танцует.
Майкапар С. Маленький командир.
Волков В. 30 пьес для фортепиано: Ласковая песенка, Шуточка
Кабалевский Д. Песенка.
«Юный пианист» выпуск 1. Сост. и ред. Л. Ройзман и В. Натансон:
Бекман Л. Елочка.
Бер. Шалун. Темный лес.
Волков В. Светлячки.
Симанский М. Игра в лошадки.
Салютринская Т. Палочка-выручалочка.
«Хрестоматия для фортепиано» Ред. А. Вакулова, К. Сорокина:
Тюрк Д. Андантино.
Мясковский Н. Беззаботная песенка.
Козловский И. Контрданс.
Лядов А. Колыбельная.
«Хрестоматия для фортепиано» Ред. Н. Копчевский:
Кабалевский Д. На переменке.
Блок В. Медведь в лесу.
Барток Б. Пьеса.
Роули А. Акробаты.
Кетшау И. Кукушка и осел.
Моццати А. Экзотический напев.
Слонимский С. Лягушки.
Гречанников А. Соч. 98 Детский альбом: В разлуке, Мазурка, Маленькая сказка.
Глушко Марина «Волшебный мир фортепиано» 2001 г. (по выбору).
Глушко Марина «Волшебный мир фортепиано» Тетрадь I. 2003 г.
Н. Капустина. Пес и кот.
К. Лоншан-Друшкевичова. Про двух козлят. Сказка.
Французская фортепианная музыка для детей. Выпуски I, II, III. 1-3 класс. Москва 2002 г. (по выбору).
«Ступеньки юного пианиста» 1,2 классы ДМШ. Сост. Барахтина Ю. 2005 г.
И. Гайдн. Аллегро.
И. Бах. Сицилиана.
Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Смирнова Т.И. Тетрадь 14. Вокальный репертуар. Для всех и для каждого. Москва 2002 г. (по выбору).
Кумпарсита. Для начинающих пианистов. 1-2 классы. Сост. Т. Юдовина – Гальперина. Санкт – Петербург, 2004 г. (по выбору).
Полифонические произведения
Фортепиано 1 класс. Ред. Б. Милич.
М. Любарский. Дуэт.
Леденев Р. Маленький канон.
Кригер И. Менуэт ля минор.
«Школа игры на фортепиано». Под. Ред. А. Николаев:
Телеман Г. Пьеса.
Сперонтес. Менуэт Соль мажор.
Моцарт Л. Менуэт ре минор.
«Хрестоматия для фортепиано» 1 класс. Ред. А. Вакулова, К. Сорокина:
Барток Б. Диалог.
Кригер И. Бурре.
Персел Г. Менуэт.
«Хрестоматия для фортепиано» Ред. Н. Копчевский:
Балтин А. Маленький дуэт.
Шевченко С. Канон.
«Современный пианист» Ред. М. Соколов:
Раутио М. Разговор.
Гольденвейзер А. Маленький канон.
Произведения крупной формы
«Юный пианист» выпуск 1. Ред. Разоренов С.:
Страннолюбский Б. Тема и вариация.
«Сборник пьес, этюдов, ансамблей» часть 1. Сост.
С. Ляховицкая и Л. Баренбойм:
Дюбюк А. Русская песня с вариацией.
Назарова Т. Вариации на русскую народную песню «Зайчик, ты зайчик».
Рейнеке К. Соч. 12 Андантино из сонатины Соль мажор.
Кепитис Я. Маленькое рондо До мажор.
Беркович И. «Во саду ли, в огороде» Вариации. Сб. фортепиано 1 класс
Ред. Б. Милич.
Ансамбли
Фортепиано 1 класс. Ред. Б. Милич.
А. Лазаренко. Зимняя забава.
Моцарт В. Тема вариации.
Русская народная песня «Здравствуй, гостья – зима».
Польская песня «Шуточная».
Филлипенко А. На мостике.
«Современный пианист» Ред. Н. Копчевский:
Ансамбли 1-го раздела.
«Школа игры на фортепиано». Под. Ред. А. Николаев:
Кабалевский Д. «Про Петю».
Семенов В. «Как при лужку».
Украинская народная песня «Журавель».
Глушко Марина «Волшебный мир фортепиано» Тетрадь I. 2003 г.:
К. Лоншан-Друшкевичова. Сказка.
Н. Соколова. Баба – Яга.
IIкласс
Этюды
Черни К. Избранные этюды Ред. Гермер часть I№ 8-28, 29-32.
«Школа игры на фортепиано». Под. Ред. А. Николаева (по выбору).
«Сборник пьес, этюдов, ансамблей» часть II. Ред.
С. Ляховицкая №№ 1-3, 5, 6.
Фортепиано IIкласс. Ред. Б. Милич:
Сорокин К. Этюд ля минор № 4.
Гедике А. Этюд До мажор № 8.
Томпсон Д. Этюд соль минор № 12.
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 2 класс ДМШ. Ред. Н. Копчевский:
Гречанников А. Этюд Соч. 123, № 3.
Кабалевский Д. Маленькая арфистка Соч. 89, № 24.
Шитте А. Соч. 108 25 маленьких этюдов № 16, 21-23.
Соч. 160 25 легких этюдов № 23, 24.
Пьесы
Майкапар С. Мотылек, Мимолетное ведение, Колыбельная сказочка.
Чайковский П. Соч. 39 Детский альбом: Болезнь куклы, Старинная французская песенка.
Шостакович Д. Вальс, Грустная сказка.
Шуман Р. Соч. 68 Альбом для юношества: Мелодия, Марш.
Раков Н. Рассказ.
Бетховен Л. Танец.
Надеждин Б. Узбекский танец.
Барток Б. Пьеса.
Мясковский Н. Весеннее настроение.
Гуммель И. Легкая пьеса.
Гайдн И. Танец.
Слонов Ю. Русская песня, Скерцино, Светланина полька.
Кабалевский Д. Печальная история, Старинный танец.
Рыбицкий Ф. Кот и мышь, Звоны.
Кессельман. Вальс.
Томази А. Пробуждение маленького солдатика.
Сборник «Пьесы» выпуск 14:
Золотарев В. «Медвежонок, Молодые петушки».
Львов – Компанеец Д. Юмореска.
Сборник «Пьесы» выпуск 17:
Иорданский М. Танец – юмореска.
Шагаф Р. Сказка, Марш, Пастушок.
Арутюнов А. Марш игрушек.
Хейфец И. Храбрый зайчик, Мелодия, Полька.
Сборник «Пьесы» выпуск 9:
Гедике. Соч. 6 № 9. Три вальса.
Бунин Р. Елочка.
Майкапар С. Музыкальный клоун.
Сборник «Пьесы» выпуск 10:
Холминов А. Соч. 33 № 1 Ласковый котенок, Котенок – шалун.
Французская фортепианная музыка для детей. 1-3 классы. Выпуск I, II, III. Москва 2002 г. (по выбору).
Кумпарсита. Для начинающих пианистов. 1-2 классы. Сост. Т. Юдовина – Гальперина. Санкт- Перербург, 2004 г. (по выбору).
Музыка для души. Фортепиано. 2-5 классы ДМШ. Сост. В. Стронговская. Санкт- Перербург, 2004 г. (по выбору).
Полифонические произведения
И.С. Бах Менуэт ре минор, Соль минор, Соль мажор, Полонез соль минор, Волынка; из нотной тетради Анны Магдалены Бах.
Моцарт В. Менуэт До мажор, Фа мажор.
Персел Г. Ария ре минор.
Моцарт Л. Бурре ми минор.
Русская народная песня «Ой да ты, калинушка» из «Сборника пьес, этюдов, ансамблей» часть II.
Парусинов А. Хоровод (Фортепиано 2 класс Ред. Б. Милич).
Караев К. Грустный рассказ.
Слонов Ю. Русская песня.
Караманов А. Канон.
Произведения крупной формы
Горлов Н. Сонатина e-moll.
Некрасов Ю. Маленькая сонатина e-moll Iчасть.
Вильтон К. Сонатина C-dur.
Дюбюк А. Русская песня с вариацией.
Прач И. Тема и вариация.
Ванхаль И. Сонатина F-dur.
Штейбельт Д. Сонатина До мажор.
Беркович И. Сонатина До мажор.
Раков Н. Сонатина Ре мажор, Вариации F-dur. Пьесы выпуск 9.
Ласка Л. Тема с вариациями.
Раков Н. Тема и вариация.
Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».
Андрэ А. Сонатина Соль мажор, F-dur.
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, ч. I, II.
Диабелли А. Сонатина фа мажор.
Клементи М. Соч. 36 № 1 Сонатина До мажор.
Салютринская Т. Сонатина Ре мажор.
Хаслингер Т. Сонатина До мажор ч. 1,2.
Ступеньки юного пианиста. Пьесы и крупная форма. 1-2 классы ДМШ. Сост. Барахтина Ю.В. 2005 г.:
По К. Орфу. Детское рондо.
Бейл. Сонатина соль мажор.
Этвуд. Сонатина соль мажор.
Ансамбли
Ансамбли. Выпуск 4. Составитель Б. Розенгауз:
Хренников Т. Обработка А. Симонова «Вальс дружбы».
Две украинские народные песни «Воют ветры» и «Ой джигуне, джигуне» Обработки В. Золотарева.
Четыре русские народные песни. Обработка П. Чайковского.
Араратян В. Марш.
Лядов А. Колыбельная.
Русская народная песня «По бережку да по крутому». Обработка Р. Щедрина и А. Флярковского.
Песни народов мира. Обработка для фортепиано в 4 руки С. Павлюченко (по выбору).
Ансамбли для фортепиано 1980 год:
Зингер Г. Бабушка и сказка, Кузнечик танцует польку – бабочку.
Мурзин В. Друзья.
Читчян Лесной карнавал.
Раков Н. Вдвоем.
Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки:
Сост. Ф. Розенблюм (по выбору).
Ансамбли. 1983 Выпуск 7. Сост. В. Павлов (по выбору).
Ансамбли. 1985 Выпуск 8. Сост. В. Пороцкий (по выбору).
Ансамбли. Выпуск 5. Сост. А. Вакулов:
Глинка М. Краковяк из оперы «Иван Сусанин».
Блантер М. Спортивный марш.
Поццоли Э. Грустная минута.
Н. Иванов – Радкевич. Марш.
Ансамбли. Выпуск 1. Ред. Ю. Челкаускас :
В. Мурзин. Бабушка и дедушка.
В. Ходяшев. Девичий танец.
Ансамбли. Выпуск 2:
Чайковский П. Отрывок из балета «Лебединое озеро».
Чайковский П. Танец маленьких лебедей.
Глинка М. Полька.
Шостакович Д. Колыбельная.
Диабелли А. Хорал. Скерцо.
IIIкласс
Этюды
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Выпуск 2. III-IVкл. ДМШ. Сост. и ред. Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян (по выбору).
Фортепиано 3 класс. Ред. Б. Милич (по выбору)
Шитте А. Соч. 68. 25 этюдов № 2, 3, 6, 9.
«Юный пианист». Выпуск 2. Сост. и ред. Л. Ройзман и В. Натансон
(по выбору).
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ред. Г. Гермера. Ч. 1.:
№ 34-36, 38,43,45,46. Ч. II. № 1.
«Сборник пьес, этюдов, ансамблей» часть III.
Жилинский А. Этюд си минор.
Бертини Г. Этюд Соль мажор.
Майкапар С. Педальная прелюдия.
Геллер М. Этюд фа мажор.
Пьесы
Библиотека юного пианиста под ред. Л. Ройзман и В. Натансон. Выпуск 1.:
Зиринг В. Грустное настроение, Веселое настроение.
Майкапар С. Соч. 33 № 9 «Призывная песня».
Соч. 23 Тарантелла; соч. 28 Тревожная минута; Эхо в горах, Весною.
Волков В. Марш.
Чайковский П. Мазурка, Немецкая песенка, Полька.
Кабалевский Д. Клоуны.
Сигмейстер Э. Солнечный день, Уличные игры, Американская народная песня.
Тамберг Э. Маленькая шалость.
Хачатурян А. Андантино.
Шостакович Д. Шарманка, Гавот, Танец.
Шуберт Ф. Экосез Соль мажор, Ре мажор.
Шуман Р. Соч. 68 Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый крестьянин, Смелый наездник.
Шварц Л. Сказочка.
Караманов А. Лесная картинка.
Свиридов Г. Перед сном.
Гречанинов А. Соч. 118. Сиротки.
«Сборник пьес, этюдов, ансамблей» часть III:
Моцарт В. Прятки.
Гайдн И. Ариетта, Менуэт.
Бетховен Л. Немецкий напев, Вальс.
Шуберт Ф. Два немецких танца.
Жилинский А. Танец, Игра в мышки.
Геворкян Ю. Обидели.
Козловский И. Контрданс.
Глинка М. Чувство.
Ребиков В. Вальс фа-диез минор.
Барток Б. Пьесы (Хрестоматия 3 кл.).
Современная фортепианная музыка для детей 3 класс ДМШ. Сост.
Н. Копчевский:
Рыбицкий Ф. Маленький паяц.
Бертрам Э. Попрошайка.
Прокофьев С. Песня без слов.
«Пьесы» IIIкласс: Капп. Родной напев.
Парфенов: Белочка, О чем пела кукушка.
«Пьесы». Выпуск 16.: Гевиксман В. Маленький краковяк.
«Пьесы» для фортепиано. Выпуск 19.:
Давыдов Р. Кукушкина песня, Всадник, На лугу.
«Пьесы». Выпуск 21. Геллер Е. Сказочное шествие.
Музыка для души. Фортепиано. 2-5 классы ДМШ. Сост. В. Стронговская. Санкт-Петербург, 2004 г. (по выбору).
Французская фортепианная музыка для детей. 1-3 классы. Москва, 2002 г. выпуски I, II, III. (по выбору).
Полифонические пьесы
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены
Бах: Менуэт до минор, Менуэт Соль мажор
Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь I.
Прелюдия До мажор, Прелюдия соль минор
Тетрадь II: Маленькая прелюдия до минор.
Полифонические пьесы. Средние классы. Выпуск 2.
Русская народная песня «Лучинушка». Обработка В. Петрова.
Русская народная песня «Ах ты, степь широкая». Обработка Ф. Соколова
Лядов А. Подблюдная.
Гедике А. Инвенция фа мажор.
Хрестоматия для фортепиано 3 класс. Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокин,
А. Туманян:
Моцарт Л. Бурре.
Бах И.С. Полонез.
Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор, соль минор, до минор.
Павлюченко С. Фугетта.
Бах И.С. Ария соль минор.
Ан. Александров. Кума. (Фортепиано IIIкл.).
Свиридов. Колыбельная песенка.
Скарлатти Д. Ария ре минор.
«Сборник пьес, этюдов, ансамблей» часть III. Сост. Ляховицкая С.:
Гендель Г. Менуэт.
БахВ.-Ф. Allegro, БахВ.-Ф. Менуэт.
Телеман Г. Две части из фантазии до минор.
Моцарт В. Паспье.
Народный напев. Обработка Н. Гольденберга.
Произведения крупной формы
Кулау Ф. Вариации Соль мажор.
Майкапар С. Маленькое рондо.
Моцарт В. Сонатина До мажор, фа мажор.
Мелартин Э. Сонатина соль минор.
Кабалевский Д. Легкие вариации фа мажор. Соч. 27. Сонатина ля минор. Рондо – токката. Соч. 60 № 4.
Глиэр Р. Соч. 43 № 6. Рондо.
Бетховен Л. Сонатина фа мажор Iч.
Чимароза Д. Сонатина ре минор, соль минор, Си мажор.
Клементи М. Сонатина Соль мажор Iч.
Беркович И. Сонатина Соль мажор I, IIч.
Шарфанников В. Маленькие вариации си минор.
Ансамбли
Ансамбли для фортепиано в 4 руки:
Бетховен Л. Три немецких танца.
Шуберт Ф. Лендлер. Три вальса.
Чайковский П. Не бушуйте ветры буйные.
Шуман Р. Венецианская песня.
Аренский А. Соч. 65. Гавот.
Раков Н. Маленький вальс. На прогулке.
Лобачев Г. Весна.
Купревич В. Плясовая.
Хачатурян А. «О чем мечтают дети».
Прокофьев С. «Петя» Отрывок из симфонической сказки «Петя и волк».
Мусоргский М. Гопак. Переложение А. Руббаха.
Балаев Г. Современные фортепианные ансамбли для фортепиано в 4 руки:
На горной тропе, Вечерний город, На карнавале.
Сборник «Танцевальные пьесы» для фортепиано в 4 руки: Шуберт Ф. Четыре лендлера. Ленинград 1991.
IV класс
Этюды
Беренс Г. Этюды соч. 88 № 6,7,11, соч. 61 № 12.
Лак Т. Этюд соч. 172 № 2.
Лемуан А. Этюд № 29, соч. 37, № 37, № 33.
Бертини А. Этюд № 8. Соч. 29.
Кабалевский Д. Этюд ля минор, соч. 27 № 3.
Парцхаладзе М. Осенний дождик.
Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермер, IIч. № 4,12,15,17.
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (по выбору)
Юный пианист. Выпуск 2. Сост. и ред. Л. Ройзман и В. Натансон
(по выбору).
Пьесы.
Гедике Г. Миниатюра. Соч. 8 № 2.
Кабалевский Д. Токкатина, Кавалерийская, Шуточка, Скерцо, Походный марш.
Шостакович Д. Танец, Лирический вальс, Колыбельная.
Эшпай А. Перепелочка.
Прокофьев С. Марш. Соч. 65 № 10. Сказочка. Соч. 65 № 3.
Чайковский П. Детский альбом. Соч. 39: Камаринская, Полька, Шарманщик поет, Песня жаворонка.
Барток Б. Пьесы. (Хрестоматия 4 класс).
Григ Э. Соч. 12 Лирические пьесы: Вальс, Песня Родины, Танец эльфов, Песня сторожа.
Гладковский А. Маленькая танцовщица.
Шуман Р. Соч. 69. Альбом юношества: Народная песенка, Охотничья песенка, Маленький романс.
Шамо И. Скерцо. «Фортепиано 4 класс» Ред. Милич.
Регер М. «Не слишком ли задорно», Сломя голову.
Гречанинов А. Русская пляска. Вальс соч. 158 № 4.
Жиганов Н. Марш.
Иршаи Е. Левая правой вдогонку.
Бетховен Л. Аллеманда, Элегия.
Гайдн И. Маленькая пьеса Си мажор.
Кюи Ц. Аллегретто До мажор.
Ребиков В. Музыкальная табакерка.
Глиэр Р. Мазурка, Романс, Колыбельная, Арлекин, Эскиз.
Лядов А. Танец комара.
Струков В. Первый снег.
Ходош В. Красная шапочка.
Черенцов О. Весна в Подмосковье.
Беренков В. Акварели.
Надеждин Б. Арабеска.
Шуберт Ф. Три экосеза.
Мендельсон Ф. Детская пьеса.
Майкапар С. Тарантелла Соч. 33. Романс. Соч. 28 № 13.
Иорданский М. Сидит дрема.
Молдобасанов К. Вальс.
Музыка для души. Фортепиано. 2-5 классы ДМШ. Сост. В. Стронговская. Санкт-Петербург, 2004 г. (по выбору).
Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькие прелюдии. Тетрадь I. № 1,2,3,5-8,11,12;
Тетрадь II.: № 1,2,3,6.
Бах Ф.Э. Фантазия ре минор, до минор.
Моцарт Л. Ария соль минор.
Гендель Г. Куранта, Сарабанда с вариациями.
Мясковский Н. Охотничья перекличка, Двухголосная фуга соль минор.
Циполи Д. Фугетта.
Глинка М. Двухголосная фуга ля минор.
Гендель Г. Гавот соль мажор.
Кальмар Л. Жига до мажор.
Нейзидлер Г. Падуана.
Фишер И. Менуэт D-dur.
Бах И.С. Бурре.
Люли Ж. Гавот соль минор.
Произведения крупной формы
Шуман Р. Детская соната, ч. I.
Майкапар С. Вариации на русскую тему.
Чимароза Д. Сонаты: соль мажор, соль минор, Ми мажор.
Клементи М. Соч. 36. Сонатина № 3 До мажор.
Кабалевский Д. Легкие вариации на тему словацкой народной песни.
Бетховен Л. Соната № 20 часть II.
Беркович И. Концерт Соль мажор.
Медынь Я. Сонатина До мажор. Часть III.
Дюссек Я. Сонатина Соль мажор. Iчасть.
Кулау Ф. Соч. 55 № 1 Сонатина До мажор.
Моцарт В. «Шесть сонатин»: № 1 До мажор, № 4 си мажор.
Жилинский А. Сонатина ми минор.
Ансамбли
Чайковский П. «Пять русских народных песен».
Варламов А. Красный сарафан.
Островский А. Девчонки и мальчишки.
Лядов А. Соч. 58. Протяжная, Колыбельная.
Ж. Металлиди. Полька.
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин».
Аренский А. Соч. 34 «Шесть детских пьес» для фортепиано в 4 руки: Сказка,
Вальс.
Парцхаладзе М.: Шествие, Вальс из музыкальной сказки «Короткий хвост,
холодный нос».
Раков Н. Грустная песенка, Веселая песенка, Маленький вальс, На прогулке, Мечты, Сказочное шествие.
Свиридов Г. Пастораль.
Шуберт Ф. Лендлер.
Шуман Р. Восточные картины.
Шостакович Д. Прелюдия Соч. 34 № 2.
Прокофьев С. Мечты из музыки к спектаклю «Борис Годунов».
Анданте из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».
Танцевальные пьесы для фортепиано в 4 руки. Ленинград 1991г.:
Бетховен Л. Полонез, Менуэт.
Сборник «Ансамбли». Выпуск 8.: Григ Э. Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт».
«Ансамбли». Выпуск 14.:
Глазунов А. Венгерский танец № 4.
Штраус И. Персидский марш. Обработка В. Пороцкого.
Вила Лобос Э. Бразильская песня. Обработка В. Пороцкого.
Современные фортепианные ансамбли. 2000г.
Балаев Г. Звездная россыпь.
Любимая классика для фортепиано. Выпуск 3. Москва, 2002 г. (по выбору)
Любимая классика для фортепиано. Выпуск 6. Москва, 2005 г. (по выбору)
Vкласс
Этюды
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ч.2. Под ред. Г. Гермера: № 9-12,15-21, 24-32.
Соч. 299. Школа беглости: № 1-5, 6-9, 11-13,15,17-20,28,29,32,33,34.
Соч. 740: № 1-6,10-13,17.
Мошковский М. Соч. 18. Этюды № 3,8,10,11.
Беренс Г. Этюд Соч. 61 № 12, 32.
Лак Т. Этюд Соч. 95 № 12.
Бертини А. Этюд Соч. 29 № 7,8,20.
Соч. 32 № 31,35,39.
Беренс Г. Этюд Соч. 88 № 10,12.
Черни К. Этюд Ля бемоль мажор. Соч. 821.
Лешгорн А. Этюд Соч. 66 № 6, 28.
Соч. 136 № 7, 15,20.
Лядов А. Этюд Соч. 37.
Лемба А. Этюд ре минор.
Кабалевский Д. Этюд Соч. 27, № 3.
Шмит Г. Этюд Соч. 3, № 2.
Майкапар С. Стаккато – прелюдия Соч. 31 № 6.
Щедрин Р. Этюд до минор.
Пьесы
Калинников В. Грустная песенка.
Шостакович Д. Полька, Романс.
Соч. 34. Прелюдии № 10, 14, 16, 17. Три фантастических танца.
Глинка М. Прощальный вальс, Мазурка до минор.
Яхин Р. На елке у Гюзель.
Прокофьев С. Утро, Вечер, Вальс, Игра в пятнашки.
Ан. Александров. Народная мелодия.
Гречанинов А. Осенняя песенка, Вальс.
Раков Н. Скерцино, Светлячки, Акварели.
Чайковский П. Утреннее размышление. Сладкая греза. Соч. 37. Времена года: Песня жаворонка, Подснежник, Осенняя песня.
Глиэр Р. Романс. Соч. 1 № 1 Мазурка. Соч. 19. Мелодия № 1.
Свиридов Г. Зима, Дождик, Грустная песенка.
Григ Э. Вальс, Ариетта.
Соч. 17 № 5 Танец из Иольстера; Соч. 3 Поэтические картинки (по выбору).
Полунин Ю. Весна, Прощальная песенка.
Эйгес К. Праздник. Размышление.
Грибоедов А. Вальсы: Ля бемоль мажор, ми минор.
Лядов А. Прелюдия Соч. 40, № 3. Соч. 15 № 1 Мазурка Ля мажор.
Мусоргский М. Слеза, Детское скерцо.
Монюшко С. Багатель № 1.
Хагихара Х. Рассказ.
Лист Ф. Пьеса.
Раухвергер М. Игра.
Симанский М. На лесной поляне.
Мендельсон Ф. Соч. 72. Шесть детских пьес» Ми-бемоль мажор, Ре мажор.
Песни без слов: № 4 Ля мажор, № 6 соль минор, № 7 Ми мажор,
№ 12 fis-moll.
Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: Северная песня, Отзвуки театра.
Соч. 99. Пестрые страницы. Три пьесы: № 1 Ля мажор, № 3 Ми мажор.
Шуберт Ф. Три немецких танца.
Соч. 90. Экспромт Ми-бемоль мажор.
Бетховен Л. Лендлеры.
Куперен Ф. Девушка из Бургундии.
Глазунов А. Мазурка.
Рахманинов. Мелодия.
Регер М. Листья и цветы. Скерцо.
Сб. Пьесы. Выпуск 18. 1991 год:
Печерский Б. Цирк приехал, Принцесса на горошине, Шкатулка с сюрпризом.
Сб. Пьесы. Выпуск 9. Раков Н. Светлячки.
Ракитин А. Две пьесы. Соч. 7 № 5.
Любимая классика для фортепиано. Выпуск 3. Москва, 2002 г.:
Шопен. Ноктюрн до # минор.
Рахманинов. Сирень.
Моцарт. Фантазия.
Музыка для души. Фортепиано 2-5 классы ДМШ. Сост. В. Стронговская. Санкт-Петербург, 2004 г. (по выбору).
Любимая классика для фортепиано. Выпуск 7. Москва, 2005 г. (по выбору):
Ц. Кюи. Вальс.
Ф. Шуберт. Детский марш.
Альбом юного музыканта. Выпуск 5. 2004 г. Для наиболее одаренных учащихся:
Ф. Лист. Утешение.
Ф. Шопен. Ноктюрн до минор.
Ф. Шопен- Ф. Лист. Желание.
П. Чайковский. Нежные упреки. Ор. 72, № 3.
Любимые пьесы для фортепиано. Выпуск 2. Москва, 2005 г.:
Ф. Шопен. Ноктюрн ми минор.
А. Дворжак. Юмореска.
Дж. Гершвин. Прелюдия.
В. Монти. Чардаш.
Полифонические произведения
Бах И.С. Двухголосная инвенции До мажор. Си – бемоль мажор, ми минор, ля минор. Трехголосные инвенции № 1,2,6,7,10,11,13,15.
Хорошо темперированный клавир.
Прелюдии и фуги. Т.I.: ре минор, до минор, фа-диез мажор. Си-бемоль мажор. Т.2.: фа минор, до минор.
Бах И.С. Французские сюиты: № 2 до минор – Сарабанда, Ария, Менуэт.
Мясковский Н. Фуга.
Лядов А. Соч.34. Канон, Сарабанда.
БахИ.С. Allemanda, Гавот.
Циполи Д. Фугетта.
Скарлатти Д. Фугетта До мажор.
Гендель Г. Аллеманда Соль мажор.
Гендель Г. Ария до минор.
Маттесон И. Ария из фантазии до минор.
Произведения крупной формы
Жилинский А. Сонатина соль минор.
Вебер К. Анданте с вариациями.
Зиринг В. Вариации.
Шуман Р. Соната для юношества. ч.3,4.
Моцарт В. Сонатины Ля мажор. До мажор, Концерт Ре мажор. Ч. 2.
Ля мажор. Ч.1.
Сонаты: № 15 До мажор, № 7 До мажор, № 13 Си – бемоль мажор.
Клементи М. Сонатина. Соч. 37 № 1.
Чимароза Д. Соната ля минор. Си мажор.
Гайдн И. Соната № 2 ми минор ч.2,3. № 5 До мажор, № 12 Соль мажор.
Концерт Ре мажор, ч.3.
Бетховен Л. Вариации Соль мажор.
Соната № 20 ч.1., Соч. 49. Соната соль минор ч.1.
Легкая соната № 2 фа минор ч.1.
Соната № 1 фа минор Соч. 2 № 1.
Соч. 10 № 1. Соната № 5 до минор.
Соч. 15. Концерт № 1 До мажор ч.1.
Сборник «Сонатины и вариации» выпуск 5.
С. Слонимский. Вариации на тему Мусоргского.
Ансамбли
Бородин А. Полька для фортепиано в 4 руки.
Свиридов Г. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка».
Григ Э. Норвежский танец.
Шостакович Д. Охота. Из музыки к трагедии В. Шекспира «Гамлет».
Шуман Р. Сельская песня.
Штраус И. Полька.
Бизе Ж. Серенада, Пастораль.
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица».
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Рахманинов С. Сон.
Стравинский И. Гавот, Серенада.
Прокофьев С. Монтекки и Капулетти.
Глинка М. Полонез.
Хачатурян К. Танец тыквы. Помидор. Галоп. Магнолия и Вишенка. Финал.
Хачатурян А. Танец девушек из балета «Гаянэ».
Современные фортепианные ансамбли. 2000 год:
Балаев Г. Ноктюрн, Скерцо, Элегическая пьеса для двух фортепиано.
Сборник «Танцевальные пьесы» (по выбору).
Шостакович Д. Контрданс из музыки к кинофильму «Овод» в переложении для 2-х фортепиано И. Стучинской.
Цитович В. Анданте из симфониетты для двух фортепиано.
Любимые пьесы для фортепиано. Выпуск 2. Москва, 2005 г. (по выбору).
Список рекомендуемой методической литературы:
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано, 3 изд. М., 1978.
- Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя. Сов. музыка. 1980,№ 2.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства.
- Алексеев А. Педагог творческого поиска. Сов. музыка. 1981, № 3.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой . Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1935.
- Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л. 1974.
- Баринова М. О развитии творческих способностей ученика. - Л. 1961.
- Бирман Л. О художественной технике пианиста. М., 1973.
- Браудо М. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Л. 1965.
- Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве. М., 1975.
- Голубовская Н. искусство педализации. М.-Л., 1974.
- дельнова В. Развитие фортепианной техники в младших классах ДМШ. М., 1972.
- Коган Г. У врат мастерства. 4 изд. М., 1977.
- Коган Г. Работа пианиста. 3 изд. М., 1979.
- Кремлев Ю. Фортепианные сонаты Бетховена. М., 1970.
- Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
- Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1971.
- Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. 3 изд. М., 2002.
- Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
- Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха и особенности его исполнения. М., 2001.
- Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М., 1966.
- Маранц Б. О фортепианных штрихах //Вопросы музыкальной педагогики: Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Вып. 2 ст. 16./ ред. Л. Рощина. М., 1997.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 3 изд. М., 1967.
- Рафелович О. Транспонирование в классе фортепиано. М., 1963.
- Ройзман Л. Музыка Баха в учебных заведениях и некоторые проблемы нашей педагогики // Вопросы музыкальной педагогики: Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Вып. 2 ст. 16./ ред. Л. Рощина. М., 1997.
- Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1963.
- Тимакин Е. Воспитание пианиста. М., 1984.
- Тургенева Э. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. М., 1970.
- Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. ч. 1. М., 1987.
- Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 2001.
- Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
- Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971.
- Щапов А. Фортепианная педагогика. М. 1960.
- Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. М., 2002.
|