Образовательная- ознакомить учащихся с понятием о моделировании; с приемами моделирования (изменения формы); сформировать навыки по моделированию (техническому моделированию прикладным способом).
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык (связь терминов с профессией модельер).
Термины: моделирование, эскиз (модель), отделка.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения: Объяснительно-иллюсьративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Приемы: Самостоятельная работа, беседа.
Ход урока.
Организационный момент:
Приветствие учителя, настрой!
Учитель: Как здоровье? Как настроение?
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
-Пожелайте друг другу творческой работы, оказания помощи и взаимовыручки.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Доведение до учащихся плана урока.
Учитель:сегодня на уроке мы будем с вами работать по следующему плану:
«Я знаю и умею» - активизация знаний по предыдущим темам. Повторение знаний, которые были получены на уроке конструирования . Слайд № 4
«Я наблюдаю и исследую» - постановки проблемы и ее анализ совместно учителем с учащимися. Ознакомление с приемами моделирования, овладение первоначальными знаниями и умениями технического и художественного моделирования. Исследование процесса «Моделирование»
«Делаю вывод» - самостоятельная формулировка определения «Моделирование».
«Применяю в работе» - выполнение модели фартука в соответствии с этапами моделирования.
Актуализация знаний в форме (игровой) опроса «Да» и «Нет» (5 вопросов): 1). Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия? «Да
или Нет»?
2). Основные детали выкройки фартука называются: косынка, метр,
линейка? «Да» или «Нет»?
3). По назначению фартук можно использовать для загорания на
пляже? «Да» или «Нет»?
4). Для построения чертежа фартука используют мерки ? «Да» или «
Нет»?
5). Нижний срез фартука расположен на линии талии? «Да» или
«Нет»?
Изложение нового материала: «Я наблюдаю и исследую»
Учитель: - Конструирование и моделирование тесно взаимосвязаны между собой, в процессе этого решается задача создания новой модели.
Вопрос: Что такое конструирование?
Вопрос: А что такое модель? (рисунок, эскиз, образец, созданный художником-модельером).
Учитель: - Термин «моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец. Сегодня на уроке у нас часто будет звучать этот термин. Слайд № 4.
Учитель предлагает рассмотреть модели фартуков, изготовленных по одной и той же выкройке, но отличающихся разными видами отделки (рис. 1 и 2). Проанализировать, чем они отличаются между собой. Они имеют одну форму, но украшены разными видами отделки. Слайд № 6, 7
Вопрос: Что такое отделка?
Учащиеся обсуждают, что такое отделка, пробуют дать определение. Перечисляют виды отделок (рис. 3 и 4).
Отделка – это различные виды украшения, используемые в украшении изделий.
Учитель предлагает рассмотреть учащимся модели фартуков, но с измененной формой основных частей фартука (рис.5).
Вопрос: Чем отличаются модели фартуков на рис. 1 и 2 от моделей фартуков на рис. 5?
Учащиеся анализируют, сравнивают и делают вывод, что они отличаются разной формой основных частей выкройки, отделкой, цветом.
Вопрос: Значит, чтобы получить разные модели фартуков, что надо сделать? (изменить основные части фартуков). Слайд 8, 9, 10, 11.
Учитель разъясняет, что в разработке, проектировании и изготовлении швейных изделий участвуют люди разных специальностей, которые объединены единым процессом:
Моделирование – это разработка эскизного проекта/рисунка с изменением его образца. Занимается художник-модельер. Он должен хорошо знать человеческую фигуру, ее пропорции и пластику, законы композиции (сочетание отдельных элементов: линий, отделки; хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии изготовления швейного изделия. Учащиеся должны усвоить , что разработка эскизов (рисунков, моделей) называется художественным моделированием.
Конструктор воплощает идеи художника в чертежах и выкройках.
Технолог определяет способы изготовления изделия с учетом сложности фасона, свойств ткани, современной технологии пошива изделия.
Оператор (швея) – выполняет швейные операции.
Далее учитель разъясняет, что работа над созданием видов моделей одежды основана на реальных требованиях жизни и осуществляется по формуле: для кого – для чего - из чего.
На примере фартуков учащиеся делают выводы, что фартук по назначению может быть рабочим, нарядным, повседневным (образцы гтовых сшитых фартуков).
Учитель предлагает проанализировать рисунки с измененными частями выкройки (карманов, нижней части фартука, нагрудника). Какую форму они могут приобретать. И рассмотреть рисунки фартуков с измененной формой частей фартука.
Учащиеся изучают и делают вывод: что измененные части фартука должны сочетаться между собой по форме.
Учитель объясняет, что изменение основы чертежа называется техническим моделированием.
Учитель объясняет, что моделирование проходит в три этапа (слайд 13):
Разработка эскиза – художественное моделирование.
Внесение изменений в основу чертежа согласно эскизу.
Получение выкроек нужной формы.
На примере практической работы «Моделирование фартука»:
Учащиеся исследуют эскиз.
Учащиеся пробуют внести изменения в основу чертежа.
Делают вывод, что изменив таким образом, можно получить выкройку нужной формы. Если сшить по этой выкройке, то мы получим изделие в соответствии с эскизом (рис. ).
Работа оформляется в тетради.
Учащиеся самостоятельно формулируют правила и определение моделирования.
Правила.
(Слайд 12)
Измененные части фартука должны сочетаться между собой.
Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует делать одноцветной и сочетаться она должна с одной из красок ткани.
Ткань и фасон следует подбирать в соответствии с назначением .
Определение:
Моделирование – это творческий процесс изменения основы чертежа согласно эскизу (Слайд 14).
Закрепление материала.
Задание (тест в приложении) слайд 16, 17, 18, 19.
Творческое задание: зарисовать модели фартуков по измененным частям выкройки фартука.
Анализ и подведение итогов.
Беседа с учащимися по вопросам:
1). Что вы узнали нового на уроке?
2). Что научились делать нового?
3). Что такое модель?
4). С какими видами моделирования вы познакомились?
5). Что такое моделирование?
6). Задача моделирования?
7). Моделирование осуществляется по какой формуле?
Домашнее задание: Разработать эскиз и выполнить моделирование.