Сказка
- А теперь, Буратино, вот тебе азбука и иди в школу, - сказал папа Карло.
- А для чего мне идти в школу? – спросил Буратино, - ведь я без всякой школы могу здесь так классно играть со Сверчком и Крыской в прятки?
- Видишь ли, Буратино, - сказал папа Карло, - К сожалению, в обществе, в котором мы живем, умения играть в прятки не достаточно для того, чтобы было, где жить и что есть, хотя, конечно, обстоятельства могут сложится и так, что именно от этого умения и будет зависеть не только твой жизненный успех, но даже и сама жизнь. Но в общем случае, чтобы иметь, где жить, хотя бы это была только каморка с очагом, нарисованным на стене, и иметь, что есть, хотя бы это была только маленькая луковица, надо соответствовать обществу, в котором ты живешь, быть ему полезным, иметь знания и навыки, востребованные обществом. И чтобы получить эти знания, навыки и я даже бы сказал компетенции, дети и идут в школу.
- Хорошо, - сказал Буратино, - я все понял.
И он пошел в школу.
- Папа Карло, - сказал Буратино, вернувшись из школы. – В школе очень интересно. Но я посмотрел учебный план и увидел, что там очень много разных предметов. Не знаю, смогу ли я хорошо изучить все эти предметы, чтобы получить действительно твердые знания и навыки, полезные обществу. Скажи мне, что же именно я должен хорошо изучить в школе, чтобы соответствовать обществу, в котором я живу сегодня, и, главное, чтобы соответствовать обществу, в котором я буду жить завтра? Что я могу позволить себе знать и уметь в первую очередь?
- Это очень важный вопрос, - сказал папа Карло, – но неужели тебя в школе заставляют учить все, не выбирая предметы на твой вкус?
- Конечно, - сказал Буратино, - мне говорят, что я должен учить родной язык, чтобы говорить и писать на нем в своей стране, что я должен учить хотя бы один иностранный язык, чтобы понимать, что говорят в мире, географию, чтобы не потеряться на Земле, астрономию, чтобы не потеряться во Вселенной, физику, химию, биологию, чтобы не попасть в лапы мракобесов и сект и не начать верить, как в бога, в луковицу, которую я вчера съел, математику, потому что она царица наук, и ею проникнуто все сущее, и, ты не поверишь! ИСТОРИЮ, чтобы научиться думать о том, что со всеми нами может произойти в будущем, хотя история, папа Карло, ведь изучает совсем не Будущее, а Прошлое!!!
- Да-а-а, сынок – сказал, покачав головой, папа Карло, - видимо, у вас очень отсталая школа.
- А что, и ты сам учился в такой школе? – спросил Буратино.
- Да, сынок.
- И ты учил все, все предметы, которые там давали?
- Да, сынок.
- Но, папа Карло, - сказал Буратино, - так, может быть, ты поэтому и живешь в такой маленькой каморке, без пенсии, и живешь так плохо, что для того, чтобы накормить своего единственного сына, тебе прихошлось продавать свою единственную куртку?? Может быть, пойдя на поводу у отсталых учителей и изучая все, все предметы, ты не смог сосредоточиться на паре-тройке предметов, которые сообщили бы тебе те самые важные и нужные компетенции, предложив которые обществу, ты стал бы богат, весел и счастлив до такой степени, что не пришлось бы тебе жить в каморке, греться у очага и питаться из котелка, нарисованных на стене и воспитывать ребенка из полена, а ты смог бы преуспевать, завести себе дом, семью и самого настоящего живого мальчика??
- Ты очень прогрессивно мыслишь, Буратино, - сказал папа Карло, - но, может быть, не все учителя разделяют такие мысли.
- Но почему???
- А вот скажи, Буратино, что ты предпочел бы, если бы у тебя была возможность выбора, играть в прятки с Крыской и петь песни со Сверчком или учить физику с математикой?
- Конечно, первое.
- Представь себе, что и большинство, если будет возможность, выберет так же.
- И что же?
- А то, что пройдет совсем немного времени и в Страну Дураков уже не надо будет искать дорогу с помощью Кота и Лисы, потому что Страна Дураков будет простираться повсеместно.
- Да???
- Да, Буратино. Конечно, это совсем не значит, что в Стране Дураков нельзя жить. Очень даже можно. Можно научиться только правильно заколачивать один гвоздь, предложить этот навык обществу и жить в достатке. Днем заколачивать гвозди, а вечером петь песни и играть в прятки. И тебе будет хорошо и общество будет процветать. Но только вопрос – как долго. Представь себе, что люди вокруг тебя уже не имеют общих знаний по физике, математике, истории, географии, а каждый знает только что-то одно свое и имеет только какие-то свои маленькие компетенции? Будут ли эти люди понимать друг друга? Интересно будет тебе с такими людьми?
- Да, - сказал Буратино, - пожалуй, только и останется, что петь с ними песни и играть в прятки, потому что все равно они ничего другого не умеют.Ну или объединиться в группы или цехи сообразно навыкам и умениям, и так жить.
- Да, жить и ждать Великого Возрождения, когда в людях воскреснет жажда Великого Знания.
- Но папа Карло, все-таки, как же правильно? Ведь главное, ты сказал, – это соответствовать требованиям общества. Если ты умный и знающий, но не соответствуешь требованиям общества, то есть не социализирован, то твои ум и знания - не обязательно есть хорошо.
- Правильно, Буратино, - это правильно понять. Только правильное понимание обеспечит правильное поведение. Вчера на ужин я дал тебе только луковицу, потому что больше у меня ничего не было. Но это не значит, что на свете нет более разнообразной и вкусной еды. Нужно понимать, что сегодня ты ешь только луковицу вынужденно, но, несомненно, полезнее было бы съесть несколько разнообразных блюд. Так же и со знанием. Можно изучить только два предмета и этим жить припеваючи, но важно понимать при этом, что, несомненно, полезнее было бы изучить все. Тут уж кто какую роскошь по уму и деньгам сможет себе позволить.
|
На: Чему следует учиться Буратино?
Огромное спасибо, Наталья Александровгна? Обсуждать будем? Или и так понятно, что МЕТАпредметное относительно как Дедушка, Отец и Внучек? Отнрсительно монстрика Актора выбора
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Чему следует учиться Буратино?
Итак, как минимум ТРИ, матрешечно вложенных подходв к образованию вижу я как консультант по управлению в таблице
- вчерашний, "советский", "знаниевый", в котором выбирать приходится, играть в прятки со Сверчком или с Крысой
- сегодняшний, "дико капиталистический", "деятельностный" типа развивающего обучения, в котором строятся ПОНЯТИЯ (ЗУНы, еонечно остаются, - на какой-то основе и фндаменте строить надо) о ПРЕДМЕТАХ из которых приходится делать выбор - "играть в прятки" или "гвозди заколачивать"?
- завтрашний, "сетевой", МЕТАпредметный (ЗУНы и ПОНЯТИЯ в нем матрешке вложены и захоронены, куда же от прошлого материала денешься), в котором появляются дополнительно КОМПЕТЕНЦИИ и выбирать приходится относительно себя - могу ли я "играть" или "заколачивать"? Есть у меня такие компетенции относительно ПОНЯТИЙ "игра" и заколаивание" (обратите внимание феномены "прятки" и "гвозди" на этом уровне ефлексивного субъекта абсолютно не интересуют, - мало ли их может быть - миллиарды...)
Так скажите, Наталья Александровна, какую судьбу Вы готовите бедному Буратино, на вчерашний или на будущий день его ориентируете, если все время говорите о знании, а главным для вас выступает сегоднящний папа Карло, который ни сном ни духом о КОМПЕТЕНЦИЯХ не ведает
Если социализация (интериоризация и экстериоризация) идут вместе, то от кого должен поступить заказ на превращение папы Карло в рефлексирующего в коммуникации с Буратино субъекта?
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Чему следует учиться Буратино?
Но папа Карло же не обучает. Он с готовностью снимает с себя единственную куртку, чтобы купить своему деревянному ребенку покушать и Азбуку. Чего ему рефлексировать? Ему остается только слепо верить Школе и надеяться на то, что в ее стенах Буратино не встретит ни Кота, ни Лису.
А социальный заказ - это, наверное, соответствующие учебные программы, соответствующая подготовка тех, кто вкладывает их содержание в голову Буратино, и достойное вознаграждение Мальвинам и Артемонам за их нелегкий труд.
На: Чему следует учиться Буратино?
Но папа Карло же не обучает.
Очень точно и правильно все говорите, Наталья Александровна... Про учителя "знаниевого подхода" и поныне главенствующего . Нет там ОБучения... Учения обоих одновременно... В знаниевом подходе учитель не учится... Его самого учат.. Там и тогда... В педвузе, в ИПК, в ИРО, на курсах... Поэтому, приходя к ребенку он того НАУЧАЕТ... учит... Поучает... Назидает.. Воспитывает... в зависиости от того сам он человек какой.. Каким его сделали...
Что мне делать с тем, что лругие уже сделали со мной?
- вот это лозунг учителя "метапредметного подхода". Задаться волросом и ДЕЛАТЬ... И котов-монстриков рисовать, и сказки писать, и новое в себе и в других находить, и с ВИРом спорить... Спасибо Вам, Наталья Александровна!
Завайте понятие "социлизации" в образовании вместе построим? начните с какой-то конкретной ситуации, а я продолжу...Сказку на двоих вместе про социалищзацию напишнм..
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Чему следует учиться Буратино?
Ой, Владислав Иванович, спасибо, но боюсь, я уже все, что хотела сказать, написала.
Теперь Вы пишите, ну а мы будем комментировать.
На: Чему следует учиться Буратино?
У меня вопрос есть, Наталья Александровна про "социализацию" на уточнение понятия "заказ". Вопрос про ту самую картинку "мировидения", которая в схеме ТЕТРАЭДРА Ирины Ивановны Кацай
Скажите, пожалуйста, когда вы говорите "заказ на социализацию", вы какую картинку видите? Если другую, то нарисуйте, пожалуйста.
Этот вопрос у меня повис на всех темах, где я пишу, но я его дублировать не стану, - надеюсь, что все читают СЕТЕВО, - тут, и там?
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Чему следует учиться Буратино?
Ну раз работаем СЕТЕВО, то ответила там.
На: Чему следует учиться Буратино?
Владислав Иванович, ну Вы слишком многого от меня хотите.
Нарисовать - с этим у меня большие проблемы.
Кот, похожий на Монстрика - увы, это все, на что я способна.
На: Чему следует учиться Буратино?
А еще одну сказочку, теперь про ЗАКАЗ (не про ЦЕЛИ, а про то, откуда они берутся) сочинить можете , Наталья Александровна?
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Чему следует учиться Буратино?
Я знаю, что это не так, Наталья Александровна... Но за кота благодарен... И вот Вам в ответ моя искренняя благодарность и партнерское плечо
На пятый день, натерпевшись лиха от своих назойливых учителей Артемона и Мальвины, обманутый лисой Алисой и котом Базилио, брошенный на погибель в пруд сыщиками доберманами-пинчерами, Буратино попал под ласковое крылышко черепахи Тортиллы и во весь голос завопил:
- Как же так?!! Умный добрый, лучший всех на свете папа Карло говорил, что самое главное, - это соответствовать требованиям общества. Если ты умный и знающий, но не соответствуешь требованиям общества, то есть не социализирован, то твои ум и знания - не обязательно есть хорошо Я и старался соответствовать, а мне сказали, что я негодяй и совершил три преступления, потому что я беспризорный, беспаспортный и безработный.
Тортилла печально вздохнула в ответ:
Глупый мальчик, Буратино,
Верить бредням вечно рад
Все вокруг покрыто тиной,
Как и триста лет назад
- Нет, ты скажи, откуда такая несправедливость?
- Дело в том, Буратино, что и ты, и твои друзья, и твои учителя Мальвина и Артемон, - все вы -\- это куклы…
- И лиса Алиса, и кот Базилио, и сыщики, - они тоже куклы?
- Нет… Это звери… Социально опасные хищники…
- Разве ты сама – хищник?
- Нет… Но я – животное. Они тоже бывают добрые и злые, как люди. Как папа Карло или как Карабас Барабас с Дуремаром
- А как стать человеком?
- О, это великая тайна… Имя ей, - рефлексия.. Она позволяет человеку читать книгу судьбы своей жизни… Ты уже букварь освоил? Возьми вот в золотом сундучке старинный манускрипт. Может и поймешь чего. Я-то сама стара, слепа и неграмотна… Читай..
Не с первого раза, но доитал Буратино книгу до конца… И его оснило… Понял.. Дошло… Увидел…
Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии.
- Ну, что бабушка, Тортилла, доставай, где он у тебя этот золотой ключик, и я пошел.
- Может быть не так быстро? Ты человеком-то еше не стал?
- Нет-нет… Давай… Мне некогда, - дел по программе много…
Много хорощих дел натворил в этот день Буратино – помирил Мальвину и Пьеро, отдал им с папой Карло золотой ключик от чудесного театра и.. . покинул Страну Дураков. Кому интересно жить, когда каждый день своей жизни по рефлексивной Книге Судеб наизщусть ужк загодя знаешь? Поневоле захочется чего-нибудь новенького и неизвестного…Как стать человеком, а не куклой?
Долго ли, коротко ли колесил Буратино по планете Сказок, но много испытать пришлось… В одной сказке охотники приняли его колпачок за вылинявшую красную шапочку, отобрали и долго допытывались в каких отношениях он состоит с Волком… В другой -любопытная Варвара ему нос оторвала… В третьей, - его прияли за Колобка и так укатали, что он на человека стал похож – такой бледный измученный, морщинистый, поседевший.. А Буратино путешествовал все думал, и думал, - т, что все не люди… Это куклы.
И вот однажды ему как-то неожиданно повезло… Он попал в Мир Людей Удивительно, но они слазу же узнали его и закричали:
— Это Буратино! Это Буратино! К нам, к нам, веселый плутишка Буратино!
И потащили его на Манежную площадь на представление «Девочка с голубыми волосами, Или Тридцать три подзатыльника» Начали танцевать «Польку Птичку» Недолго музыка играла.. Мэр этого маленького захолустного городка, доктор юридических наук господин Сабарак Карабасов, узрел в представлении несанкционированный митинг. Подъехал ОМОН, участников побросали в машины для развозки овощей и увезли…
Да., - размышлял Ьуратино, - так вель это тоже не люди, а куклы… Ничего не оставалось, как вернуться в Страну Дураков
Там его ждали печальные вести Сверчок рассказал как после второго очень удачного спекталя на театр наехали рейдеры во главе с Дуремаром. Папу Карло застрелили прямо на сцене, и кукол Карабас Барабас продал за бесценок куда-то за границу.. На месте здания – пепелище… Кроме как к черепахе Тортилле идти было некуда.
Она уже не пела песен и выглядела постаревшей лет на лвсти.
- Говорила же я тебе, чтобы не торопился… Чтобы человеком стать, мало читать уметь, даже рефлексивные тексты Книги твоей Судьбы, нужно научиться и писать.. Садись, учись
Прошло полгода.. Буратино очень изменился за это время. К седине и изможденности добавился суровый взгляд и несвойственная ему ранее молчаливость. И вот однажды он взял лист бумаги и написал на первой странице
«Золотой ключик, или Приключения шарманщика папы Карло»
Подумал и продолжил
Пока еще неженатый, молодой красавец Бур Атино, шести футов роста, вернулся домой из ночного клуба под утро На автоответчике была запасть от приятеля Джузеппе по прозвищу Сизый Нос … «Вольми… сходи… логин… пароль» Не тратя времени Бур включил компьютер и нашел ссылку и скачал Инструкцию… Потом достал из шкафа заветное полено.. сел на единственный стул у безногого стола и,повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.
"Как бы мне ее назвать? - раздумывал Бур. - Назову-ка я ее папа Кврло - Это имя принесет ей счастье»
Через два часа поделка была готова и тут же заговорила. Скажи мне, Бур, что самое главное должен знать человек?:- Бур задумался… .- Я знал одно семейство – так вот там говорил, что я запомнил:
Прошлое таково, каким человек его помнит, настоящее таково, каким человек его себе представляет, а будущее таково, каким человек представляет себе самого себя.
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР