Submitted by Людмила Валентиновна Долматова on пн, 13/06/2011 - 14:07
Проект "Наша школьная семья"
Сроки проведения проекта: сентябрь- октябрь.
Автор и руководитель проекта: Долматова Людмила Валентиновна
г. Энгельс, Саратовской области, МОУ «СОШ №18», 1 класс Аннотация:
Предлагаемый проект проводится в рамках внеурочной деятельности. Проект может быть реализован с учениками и родителями в форме групповой работы. Во время работы над проектом учащиеся получат представление о семье, генеалогическом древе, семейных традициях, семейных ценностях, семейных реликвиях, семейном отдыхе встав на позицию «исследователя», «историка», «ремесленника», «краеведа».
В ходе проекта выдвигается проблема: «Создание дружного, интересно живущего коллектива»
В ходе проектной деятельности учащиеся создадут: разнообразные поделки, презентации, стенгазеты, мини-спектакли.
Класс: 1
Продолжительность проекта
4 недели:3 часа неаудиторных занятий, 1час экскурсия в библиотеку , 1 час-урок технологии. 2 часа – уроки музыки , КТД
Итоги проектной деятельности:
В результате учащиеся будут:
Знать:
историю своей семьи
семейные традиции
семейные реликвии
Уметь:
проводить свободное время с пользой для семьи
представлять результаты проектно-исследовательской деятельности в виде сообщения, презентации, стенгазеты.
участвовать в творческой деятельности в обществе.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Кто я? Откуда мои корни?
Проблемные вопросы
Что такое «семья»?
Что было, когда меня не было?
Какие исторические события связаны с моей семьёй?
Что умеют мастерить в моей семье?
Какие традиции поддерживаются в моей семье?
Есть ли в моей семье семейные реликвии? Какие?
Что значит «Школьная семья»?
Как можно проводить свободное время в кругу семьи?
Исследовательская работа (экскурсии, встречи с интересными людьми)
Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.
Защита проектов (утренник «Семейный выходной»)
1 неделя: экскурсия в библиотеку, неаудиторное занятие по систематизации полученных сведений, распределение участников проекта по группам.
Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта. Для этого проводится экскурсия в библиотеку, где ученики выясняют, что значат понятия: генеалогическое древо, семейные традиции, семейные реликвии, семейные праздники, ремесла. Затем ищут ответы дома: есть ли в их семьях знаменитые родственники. Семейные традиции, семейные реликвии и что было, когда их не было?
Учащиеся делятся на группы:
Исследователи. (выясняют в своей семье: Что было, когда меня не было? Какие исторические события связаны с моей семьёй? Какие традиции поддерживаются в моей семье? Есть ли в моей семье семейные реликвии? Какие? Готовят сообщения, презентации)
Практики. (готовят выставку поделок «Что умеют мастерить в моей семье?», небольшие сообщения о ремёслах)
Артисты. (готовят семейный мини-спектакль, как форму семейного досуга)
2 неделя (1 час неаудиторной работы в группах, 1час-урок музыки)
В группах дети делятся полученными в семьях сведениями.
«Исследователи» выбирают наиболее интересные для оформления сообщения, оформляют результаты своих наблюдений и исследований в форме презентаций, готовятся к защите проекта:
«Практики» готовят презентации, поделки для выставки.
«Артисты» создают сценарий, продумывают костюмы, начинают репетиции.
3 неделя (1 час неаудиторной работы в группах, 1 час-урок технологии, 1час-урок музыки)
Во время неаудиторного занятия учащиеся завершают работу над проектами, выпускают стенгазету «Наша школьная семья», где размещают наиболее интересные фотографии и сообщения из своих семей, проводят встречи с интересными людьми – членами семей учеников.
На уроке музыки продолжают разучивать музыкальные номера к утреннику «Семейный выходной»
На уроке труда готовят для своих родителей поделки-сувениры.
4 неделя (защита проекта – утренник «Семейный выходной»
Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.
Сценарий утренника «Семейный выходной»
Учитель: Сегодня в классе праздник «Семейный выходной», который завершает работу над проектом «Наша дружная семья». Мы нашли ответ на главный вопрос: «Что такое семья?»
Дети читают стихи:
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Учитель: Мы узнали, что у каждой семьи есть семейные традиции.
Ученик: Семейная традиция – это обычай установившийся в семье, передаваемый по наследству. Традиции отличают именно эту семью от других. Некоторые семьи каждое воскресенье выезжают за город покататься на лыжах, санках или просто побродить по лесу.
Другие собираются вместе вечером за столом.
Третьи своими руками делают друг другу подарки.
Учитель: О своих семейных традициях расскажут сами ребята
(сообщения детей)
Учитель: Одной из замечательных традиций во многих семьях является умение мастерить. Посмотрите, какие вещи сделали ребята в своих семьях. (демонстрация поделок, маленькие сообщения о ремёслах)
Учитель: Существуют семейные реликвии.
Ученик: Реликвия - это особо чтимые, дорогие, по воспоминаниям, вещи, оставленные после родных людей. Что заключено в слове реликвия? Сразу бросается в глаза "лик", что означает "лицо". Получается, что семейная реликвия - это ещё и лицо семьи, моего рода. Это памятные вещи: письма, фотографии, шкатулки, награды, которые передаются из поколения в поколение по наследству. Учитель: О своих семейных реликвиях расскажут… (сообщения детей, демонстрация реликвий)
Учитель: В каждой семье есть родственники, которыми можно гордиться. О своих родных расскажут ... (сообщения детей)
Учитель: 1 сентября такие прекрасные, уважаемые ваши семьи объединились, и возникла новая большая школьная семья. Каждый член школьной семьи должен жить и учиться так, чтобы семья гордилась им. Как у любой семьи у неё тоже должны быть свои традиции, обычаи. Одной из таких традиций может стать совместный отдых взрослых и детей.
Недавно ребята создали своё детское объединение «Звёздный».
Ученик:Такое название мы выбрали, потому что в этом году исполняется 50 лет со дня первого полёта человека в космос, а второй причиной выбора стало то, что в классе действительно собрались настоящие звёзды.
Учитель: Вот они. (дети исполняют песню «Неразлучные друзья», затем дарят родителям свои поделки – звёздочки)
Учитель: Самые отважные семьи решили принять участие в сегодняшнем конкурсе за звание «Самая весёлая семья» и «Самая артистичная семья»
Я представляю эти семьи.
Под ваши бурные аплодисменты выходит семья (фамилия семьи)
Мама – (Фамилия, Имя, Отчество) – представитель одной из благороднейших профессий, работает старшей медицинской сестрой в детском саду. В свободное от работы время любит готовить и, по словам троих мужчин семьи, делает это великолепно, «пальчики оближешь».
За папу– старший брат (Имя, Отчество), студент Политехнического Университета, будущий химик. Увлечения у него самые мужские. Любит погонять на автомобиле и писать стихи.
Сын и брат, в одном лице - … Олег. Он представится сам.
(Я, Олежка, каратист,
А по жизни, оптимист!)
Семья (фамилия семьи):
Мама –(Фамилия, Имя, Отчество)– заботливая мама четверых детей. Любит побаловать семью вкусными блюдами, развлечь комиксами, которые рисует сама.
Папа –(Фамилия, Имя, Отчество), высококлассный специалист: инженер-энергетик. Считает, что жить нужно для души. Увлечён своими детьми. Особенно любит заниматься с ними спортом.
Дочь - (Фамилия, Имя). О себе она расскажет сама сам.
(Я, Милена.
Люблю рисовать и веселиться,
Не забываю и учиться.)
Учитель: Вот такие замечательные у нас сегодня конкурсанты. А сейчас я проверю. Какие у них болельщики?. Как они умеют топать и хлопать?
За семью …?... (болельщики топают и хлопают)
За семью …?... (болельщики топают и хлопают)
В жюри конкурса войдут самые активные болельщики, по два от каждой стороны. (члены жюри занимают свои места)
Первый конкурс будет для мужской половины семей. Но сначала вопрос: «Что может папа?»
Дети исполняют песню «Папа может»
Учитель: Уважаемые старшие мужчины, сейчас вы должны будете вспомнить то время, когда ваша дочь и брат были младенцами. Ситуация такая: мамы нет, а ребенку необходимо срочно сменить пелёнку. Роль младенцев исполнят вот эти куклы, любезно предоставленные девочками нашего класса. Есть пелёнки. А поскольку у нас праздник, нужно завязать красивый праздничный бант. Готовы? Начинайте. (По итогам обратить внимание, что конкурс был не на скорость, важно бережное отношение с ребёнком)
Учитель: Второй конкурс театральный. Дети, а много ли вы знаете сказок? Я попрошу Дашу назвать несколько самых простеньких. (Девочка называет «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»).
Сейчас мамам представится возможность стать режиссёром. Одна мама срежиссирует сказку «Теремок», а другая мама: Сказку «Репка», на новый лад.
«ТЕРЕМОК»
Стоял в поле теремок. Он не низок, не высок. Бежала мимо Мышка-норушка. Постучала и спрашивает:
-Кто? Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Никто не ответил мышке. Зашла она в теремок и стала там жить.
Бежал мимо Зайчик-побегайчик. Постучал в теремок и спрашивает:
- Кто? Кто в теремочке живёт? Кто? Кто в невысоком живёт?
Отвечает ему мышка:
- Я, Мышка-норушка.
- А я, Зайка-побегайка. Пусти меня. Давай жить вместе.
И зажили они вдвоём.
Однажды шёл по лесу медведь. Увидел теремок и постучал.
- КТО, кто в терему?
Отвечают ему:
- Я Мышка-норушка. А я Зайка-побегайка. А ты кто?
- А я Медведь - косолапыч. Пустите меня к себе.
- Ну, полезай к нам.
Полез медведь. Да теремок-то и развалил. Но не поссорились звери. Зайчик-побегайчик и Мышка-норушка приняли мишку в свою семью. Построили они новый теремок и стали там жить все вместе.
Такая получилась дружная семья.
«РЕПКА»
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед урожай собирать. Попробовал репку тащить. Тянет-потянет, а вытянуть не может. Тогда позвал дед бабку:
- Бабка! Подь сюды!
Пришла бабка деду на подмогу. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Стали они думать. Думали, думали и придумали. Решили позвать мышку.
- Эй, мышка! Ау! Помоги нам репку вытянуть.
Прибежала мышка. Посмотрела на репку. Подгрызла ей корешки.
- Ну, теперь давайте репку тянуть! Подёрнем, потянем да ухнем!
Потянули они дружно репку и вытянули.
Наварила, напарила бабка репы. Наелись они с дедом и мышку накормили. И стали с тех пор дружно жить все вместе.
Вот такая замечательная семья.
Учитель: Мы узнали, как замечательно умеют пеленать детей мужчины, как умело режиссируют семейную жизнь и сказки мамы. А самыми главными помощниками взрослых должны быть дети. Вот Олег и Милена продемонстрируют, какие они хорошие помощники. Конкурс называется «Золушка». Нужно быстро отделить фасоль от гороха.
Учитель: Пока жюри подводит итоги, мы поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья»
Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас, из малышей ходит грязный до ушей?
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
Награждение семей медалями «Самая весёлая семья» и «Самая артистичная семья»
Учитель: Дети, а что наступает после окончания четверти? (Каникулы). Весёлое время игр, занятий спортом. Поэтому подарки к окончанию Iчетверти родители приготовили вам со значением. Чтобы вы больше времени проводили на свежем воздухе, прыгали, бегали, играли.(Родители вручают мячи).