Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Теория и практика педагогического общения

Выберите действие:

 

                                                                  Воспитание - дело лёгкое, радостное и счастливое.

                                                                                                                                    А. Макаренко

 

            О педагогическом общении написано много. Кажется, уж что-что, а общаться в школе мы все, кто работает не один год, точно умеем. Однако на  практике мы часто оказываемся недостаточно внимательными и терпимыми, провоцируем коммуникативные конфликты в педагогической или детской среде, раздражаемся из-за недопонимания или нежелания понять другого, то есть ведём себя непрофессионально.

            Профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, пессимизма.

            Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознает педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого. Если вы профессионал, вы никогда не позволите себе ни расслабляться, ни распускаться. И уж точно вы владеете техниками и технологиями педагогического общения.

            Это "работа сердца и нервов", как писал Сухомлинский. Тем не менее современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание".

            Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

            В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

            Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

особенности коммуникативных возможностей учителя;

сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

творческая индивидуальность педагога;

особенности ученического коллектива.

Учёные выделяют несколько стилей педагогического общения:

  • авторитарный
  • попустительский
  • демократический
  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
  • общение-дистанция
  • общение – устрашение
  • заигрывание.

 

Авторитарный

  • При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

 

Попустительский

  • Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.
  • Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
  • Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

 

Демократический

  • Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

 

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

  • В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений).
  • Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

 

Общение-дистанция

  • Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
  • Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

 

Общение-устрашение

  • Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
  • В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

 

Заигрывание

  • По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
  • А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением...
  • Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни...
  • Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред...”
  • Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате:
  • а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;
  • б) отсутствия навыков общения;
  • в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

 

            В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:

 

1) Нужно сознавать, что школа – часть  общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований.

 

2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог  прочных контактов с воспитанниками.

 

3) Адекватная оценка собственной личности, познание себя, управление собой должны стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

 

4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

 

5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции.

 

6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.

 

7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя – важный показатель мастерства общения учителя.

 

8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

 

9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

 

10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

 

Психолог Галина Панина рекомендует такой алгоритм предупреждения конфликтных ситуаций:

 

Первый этап называется «СТОП». Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: «Что я сейчас чувствую?», «Что я хочу сделать?»

 

Второй этап«ПОЧЕМУ?». Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.

 

Третий этап – «ЧТО?». Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: «Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?» (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.

 

Четвертый этап – «КАК?». Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?

 

Пятый этап«ДЕЙСТВУЮ». Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.

 

Шестой этап – «АНАЛИЗ». Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.

 

А.С.Чернышев в книге «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций» рекомендует учителю руководствоваться следующими правилами педагогического общения:

 

Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Правило 4. Совместная деятельность сближает людей.

Правило 5. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

 

          На мой взгляд, не следует бояться конфликтных ситуаций, они всегда были и, увы, будут в человеческом общении, а в школе тем более, но следует понимать, что именно от учителя зависит, как будет разрешена эта ситуация. Ребёнок иногда не справляется со своими эмоциями, педагог обязан держать свои чувства под контролем. А.С. Макаренко, подчеркивая необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогическо­го общения, писал: "Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Пе­дагогическое мастерство заключается и в постановке голоса вос­питателя, и в управлении своим лицом... Педагог не может не иг­рать. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то привод­ной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу пре­красную личность... Я сделался настоящим мастером только тог­да, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".

 

Об умении учителя находить нужные слова и влиять на воспитанника писал и В. А. Сухомлинский: "Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и - это особенно важно обращенным к совести живого, конкретного человека, с которым мы имеем дело... что­бы не было обесценивания слов, и наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала". И дальше: "Пусть каждое сло­во, произнесенное в школе, дает плод, а не остается пустоцветом". Слово учителя, по мысли В.А. Сухомлинского, - прежде всего орудие человечности, чут­кости, терпимости. "Будьте осмотрительны, чтобы слово не ста­ло кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, ос­тавляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикоснове­ний отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, жела­ния "распечь", "пробрать"... Слово педагога должно прежде все­го успокаивать".

 

“Оптимальное педагогическое общение - такое общение учи­теля (и шире - педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для раз­вития мотивации учащихся и творческого характера учебной де­ятельности, для правильного формирования личности школьни­ка, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению "психологического барьера"), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально ис­пользовать в учебном процессе личностные особенности учителя". (А.А. Леонтьев)

 

           

 

Литература

Васильев В.В. Психологические эффекты в практике педагога. – М., 2004

Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1999.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения.- М., 2002

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация "Логос", 1999

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001

Леонтьев А.А. Психология общения. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Смысл, 1997.

Макаренко А.С. Собрание сочинений. - М., 1958. - т.5.

Панина Г.В. Психологическая поддержка учителя. Газета «Начальная школа». Изд. дом «Первое сентября», № 39/2003

Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., МПСИ, МОДЭК, 2010 г.

ЯСВИН В. А. Педагогические грабли: ударная тройка в общении с родителями, или снова о коммуникативной компетентности учителя. - http://www.teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_yasvin_va

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Галина Семеновна Фролова

На: Теория и практика педагогического общения


 

Я бы добавила еще один стиль педагогического общения – комбинированный, по аналогии с комбинированным уроком. Учитель должен быть разным в зависимости от ситуации. При этом самое важное его качество – видеть и уважать личность конкретного ученика, находить время, иметь терпение для индивидуального общения, и, конечно же, самому быть личностью.




На: Теория и практика педагогического общения


Ах, как своевременно! Мы общаемся, исходя из личного опыта, не всегда удачного. А ведь это целая наука, постичь которую сразу невозможно, и поэтому изучать правила общения и тренироваться надо постоянно.




Фото пользователя Татьяна Болеславовна Юрко

На: Теория и практика педагогического общения


На мой взгляд, умение предусмотреть и предотвратить возможный конфликт в классе - составляющая профессионализма. Это умение с годами укрепляется, если учитель внимателен к тому, что происходит в классе.



Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн