Тематика и идейное содержание повести Иоакима Кузнецова "Крепость в степи"
План урока:
Выразительное чтение отрывка из книги «Крепость
в степи» (инд.задание).
2.Сообщение «Биография и особенности творчества Кузнецова И. В.»
3.Беседа по содержанию произведения:
что выделяет писатель как самое главное в описании нашей малой Родины? ( Красоту степи, связь истории края с историей России, память о тех, кто прославил край и кто принимал участие в его становлеии.)
зачем же нужна была Азово- Моздокская линия?
(Кузнецов И.В. Крепость в степи. – Ставрополь , 1987. Ч.1,стр11).
кто из государственных деятелей принимал активное участие в заселении земель на Северном Кавказе? (Князь Потемкин)
зачем хопёрские и волжские казаки едут на Кавказ? (Ч. 2, стр49)
назовите героев книги, которые стали собирательным образом тех, кто осваивал кавказские земли? (Канон и Дмитрий Устиновы, майор Петров, Мария Николаевна Шульц )
что такое Кавказ по мнению майора Петрова?
(Ч.2, стр. 51)
что за удивительное явление природы встретили казаки по пути к месту построения крепости?( Озеро Маныч. С.56-58, ч. 2 ).
какова была миссия знаменитого Суворова на Кавказе?(Ч.3,с.97-113).
почему так подробно автор описывает клятву казаков, построивших крепость?(Ч.3,с.96).
4.Устное рецензирование.
-Определите тематику повести. (История заселения
степных земель Северного Кавказа. Взаимоотношения
России и народов Северного Кавказа. Историческое повествование о городе Ставрополе. Уникальность и красота ставропольской земли. Пребывание на Ставрополье людей, чьи имена прославили Россию).
-Сформулируйте идейное содержание повествования.
(И. Кузнецов дает нам возможность не только заглянуть в прошлое, но и осмыслить дела наших предков, узнать историю родного края, почувствовать его природную и историческую уникальность).
- В чем особенности стиля писателя? ( Легкость изложения последовательности событий, умение сочетать реальные исторические события и факты с художественным вымыслом, точные и в то же время образные описания природы степи).
-Какие страницы запомнились?
Дом. задание: Грибоедов на Кавказе (Ч.6,гл. 5).
Матермал к уроку.
Каждый город, область, край имеет свое неповторимое лицо.
Сибирские поселения окружены тайгой, кавказские – горами. А у нашего Ставрополья лик степной. Куда ни кинь глазом, везде раздолье, пересеченное небольшими долинами, балками, взгорьями и курганами, продуваемое со всех сторон разгонистыми ветрами и прокаленное летом щедрым южным солнцем. В прошлом дикая, пустынная степь, с редкими войлочными кибитками кочевников, теперь прочно, по-хозяйски обжитая и смекалисто приспособленная для жизни людей на засушливом вольном просторе…
Кто только не бывал в Ставрополе!.. Откройте страницы летописи присоединения Кавказа к России и вы сразу увидите имена выдающихся русских ученых, которые в далекие годы исследовали жизнь кавказских народов и природные богатства этого удивительного края, градостроителей, поставивших здесь первые русские города.
А какой заметный след оставили на Кавказе Суворов и Ермолов – гордость нашего военного искусства и немеркнущей славы русского оружия. Вчитайтесь в главы развития культурных связей России с Кавказом – и вам непременно попадут строки о пребывании в Ставрополе корифеев русской литературы – Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Белинского, Льва Толстого, писателей – декабристов…
Скажите, много ли городов в России, которые с гордостью могут показать вам, что вот по этим улицам и площадям ходили, в этих домах жили, здесь пробовали на вкус местного запашистого хлеба и ключевой воды выдающиеся мужи русской нации? Ставрополь один из таких.Здесь каждый аршин земли историей дышит.
Размещено чт, 09/06/2011 - 23:30 пользователем Татьяна Николаевна Стороженко.
Не раз слышала от коллег, что часов на уроки литературы так мало, что необходимости знакомиться с произведениями писателей Ставрополья нет. Успеть бы познакомить с программным материалом. У меня другое мнение. О Кузнецове, Губине, Чёрном и других известных и очень талантливых писателях - земляках надо говорить наурокелитературы. Хотелось бы увидеть интересные разработки уроковпо РК.
На: Тематика и идейное содержание повести Иоакима Кузнецова "Кре
Не раз слышала от коллег, что часов на уроки литературы так мало, что необходимости знакомиться с произведениями писателей Ставрополья нет. Успеть бы познакомить с программным материалом. У меня другое мнение. О Кузнецове, Губине, Чёрном и других известных и очень талантливых писателях - земляках надо говорить наурокелитературы. Хотелось бы увидеть интересные разработки уроковпо РК.
На: Тематика и идейное содержание повести Иоакима Кузнецова "Кре
Замечательная разработка урока. Данный материал очень полезен на уроках литературы в качестве РК. Спасибо за новый взгляд на произведение.