Размещено: Ольга Аркадьевна Мальсагова - чт, 09/06/2011 - 20:15
Тема года: Традиция и современность в музыке.
Тема четверти: О современности в музыке.
Тема урока: Классика и современность.
Цель: Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле NewAge.
Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля NewAge, значение термина аранжировка.
Задачи:
Обучающая: через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.
Развивающая: Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.
Воспитательная: духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.
Методы и приёмы. Используется приём элемента театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа классических и современных произведений.
1. Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации. Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о музыке классической и современной. Что означает слово классика?
Дети: образцовый, идеальный, самый лучший.
Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.
Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.
Учитель. Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?
В класс входит ученик, переодетый в костюм и в парике, выступает в роли Моцарта.
Показ слайда №1с изображением портрета В.А.Моцарта.
Ученик. Музыка.
Что в этом слове? – очень много.
Она скрывает за собой
Все мысли, чувства и уроки,
Что жизнь дала лишь нам с тобой.
Она скрывает те желанья,
Что в жизни нам не передать,
Скрывает также и страданья,
Их люди не хотят понять.
В мелодии всё скрыто также,
Как зашифровано письмо.
И разговор мелодий даже
Будет известен всё равно.
-1-
Ты выучи её язык
И всё понятно станет сразу.
Или прислушайся на миг
И выучи одну лишь фразу.
Ведь ты поймёшь, ты так пытался
Поговорить с ней, но не мог.
Мир музыки тебе открылся,
Ведь музыка – это твой Бог.
Учитель. Скучно роялю в скупом одиночестве,
Струны покрылись быльём и забвением.
Вальсы Шопена, сонаты Бетховена,
Ноты, аккорды давно позабытые…
Звучит «Лунная соната», Л.Бетховен.
Учитель. Встречу с каким композитором мы ждём?
Дети отвечают.
В класс входит ученик, и в образе Бетховена.
Показ слайда №2 с изображением портрета Л. Бетховенаэ
Ученик. Заворожила музыка сонаты
И звёздно – лунный за окном пейзаж.
И тёплый, тихий летний вечер
И тусклый свет сквозь радужный витраж.
Учитель. Вечна красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.
Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский.
Дети отвечают.
Входит ученик и выступает в роли Чайковского. Показ слайда №3 с изображением портрета П.Чайковского.
Ученик. Музыканты в чёрных фраках
Взяли скрипки и альты.
Дирижёр привычным взмахом
Воскресил свои мечты.
Баритон виолончели
Души резал на клочки,
И качались как качели
Изумлённые смычки.
Учитель. Теперь я предлагаю вам обратить внимание на интерактивную доску. Проведём интеллектуальную игру « Знатоки классической музыки». Чья команда справляется быстрее с заданием - получает жетоны в виде нот, что влияет на получение оценки в конце урока.
С правой стороны изображены портреты композиторов Бетховена, Моцарта, Чайковского.
С левой – вразброс даны названия произведений.
Класс делим на три команды. Ваша задача: соотнести названия произведений с соответствующим композитором.
В конце игры «композиторы» - учащиеся подводят итоги.
-2-
2. Знакомство с темой «Классика и современность».
Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.
Это Ванесса Мэй и Янни Хрисомаллис. Не случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.
В. Мэй - китаянка по матери и тайка - по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что – то новое.
Показ презентации о Ванессе Мэй.
Сегодня новое для вас слово – АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger– приводить в порядок).
Аранжировка – переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.
Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.
«Токката и фуга» И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.
Слушание и просмотр наDVD.
Учитель. Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?
Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?
/происходит дискуссия между учащимися/
Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.
Солирует скрипка как и в оригинале. Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.
Учитель. Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?
Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.
Звучание электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.
Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техноакустикой.
Следующий композитор и дирижёр эстрадно – симфонического оркестра - Янни Хрисомаллис.
Показ слайдов с изображением Янни.
Стал известен во всём мире благодаря потрясающим мелодиям синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это музыкант, работающий в стиле NewAge, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Это движение, достигшее публичной известности на западе в 1970 – 1980 годах, выступающее за возрождение духовности, пересмотр устоявшихся взглядов.
Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте как произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Зима». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллис.
Учитель. Что вы можете сказать о произведении?
/ дискуссия между детьми/
Дети. В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.
-3-
Учитель. Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.
Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнять. Прежде чем приступить к разучиванию новой песни, я предлагаю вам распеться.
3. Распевание. При подборе распеваний учтены упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и диапазона песни.
4. Слушаниеи анализированиепесни «Ангел – хранитель» И. Крутого.
Учитель. Какие впечатления у вас о прослушенном произведении?
Дети. Красивая, светлая мелодия песни, где музыка выступает ангелом – хранителем. Лиричный нежно – взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, неторопливым темпом исполнения. Диапазон песни достаточно широкий. Мажорный лад отображает радость, доброту и чувство возвышенности.
5. Разучивание песни. В куплете происходит дифференцированно: отдельная партия для мальчиков (более низкое звучание нот) и соответственно партия для девочек. В припеве наблюдается секвенция, при её повторе партия мальчиков сменяется партией для девочек.
При разучивании песни учителю обратить внимание на:
-точность исполнения мелодии;
-выдерживать половинные длительности;
-правильно брать дыхание и только во время пауз;
-ритм;
-фразировка;
-дикция.
6. Итог урока. Сегодня вы познакомились с новым для вас направлением в музыке – NewAge, с его яркими представителями-аранжировщиками, которые живут и творят прекрасное в настоящее время. В их музыке вы узнали основополагающие произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. Музыка этих замечательных людей делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.
«Жизнь как пьеса. Не то важно – длинна ли она, а хорошо ли сыграна».
А теперь, покидая стены нашего кабинета, мне бы хотелось, чтобы вы выразили своё отношение к тому, о чём мы с вами говорили. На ваших партах есть ноты – смайлики. Красный цвет означает, что вы узнали много нового и интересного, синий – информацию приняли к сведению, серый – было скучно и неинтересно. Разместите их на соответствующих по цвету нотных станах.
Данный урок - ценный вклад для приобщения детей старшего возраста к классической музыке.На основе этого урока показана актуальность классической музыки и композиторов классиков ,внесших огромный вклад в её развитие и в дальнейшем,в развитие современной классики,её обработки и исполнительской новизны.Я считаю,что именно такая праллель и взаимосвязь может заинтересовать и увлечь ребят.Спасибо,Ольга Аркадьевна!
На: Классика и современность
Данный урок - ценный вклад для приобщения детей старшего возраста к классической музыке.На основе этого урока показана актуальность классической музыки и композиторов классиков ,внесших огромный вклад в её развитие и в дальнейшем,в развитие современной классики,её обработки и исполнительской новизны.Я считаю,что именно такая праллель и взаимосвязь может заинтересовать и увлечь ребят.Спасибо,Ольга Аркадьевна!