Официальный сайт maxceiling 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Классика и современность

Размещено: Ольга Аркадьевна Мальсагова - чт, 09/06/2011 - 20:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мальсагова Ольга Аркадьевна
Место работы, должность: 
учитель музыки
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

  

Цель: Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле NewAge.

 

Используемая методическая литература: 

Пояснительная записка

Урок музыки составлен для 8 класса общеобразовательной школы на основе программы

для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель), Т.Н.Кичак.

Тема года «Традиция и современность в  музыке» обращена к воплощению в музыке вечной связи времён.

Тема четверти «О современности в музыке». Согласно программе ей отводится 5 часов.

Тема урока: Классика и современность.

Направление гуманитарное.

 

Используемое оборудование: 

 

Оборудование: интерактивная доска, диски DVDи CD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты -смайлики.

 

Краткое описание: 
Этапы урока следующие: 1.Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации. - «Симфония № 40», В.Моцарт. - «Лунная соната», Л.Бетховен. - «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.Чайковский. 2. Знакомство с темой «Классика и современность». Слушание и анализирование: - «Токката и фуга» - Цикл «Времена года», «Зима». 3. Распевание. 4. Слушание и анализирование песни «Ангел – хранитель» И. Крутого 5. Разучивание песни. 6. Итог урока.

 

Тема года: Традиция и современность в  музыке.

Тема четверти: О современности в музыке.

Тема урока: Классика и современность.

Цель: Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле NewAge.

Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля NewAge, значение термина аранжировка.

Задачи:

Обучающая: через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.

Развивающая: Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

Воспитательная: духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.

Методы и приёмы. Используется приём элемента театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа  классических и современных произведений.

Оборудование: интерактивная доска, диски DVDи CD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты -смайлики.

Ход урока.

 1. Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации.                                                                                                                                Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о музыке классической и современной.                    Что означает слово классика?

Дети: образцовый, идеальный, самый лучший.

Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный  на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.

Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.

Учитель. Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?

                         Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта /дети отвечают/.

      В класс входит ученик, переодетый в костюм  и в парике, выступает в роли Моцарта.

             Показ слайда №1с изображением портрета В.А.Моцарта.

   Ученик. Музыка.

Что в этом слове? – очень много.

Она скрывает за собой

Все мысли, чувства и уроки,

Что жизнь дала лишь нам с тобой.

 

Она скрывает те желанья,

Что в жизни нам не передать,

Скрывает также и страданья,

Их люди не хотят понять.

 

В мелодии всё скрыто также,

Как зашифровано письмо.

И разговор мелодий даже

Будет известен всё равно. 

                                                                    -1-

                                                           

Ты выучи её язык

И всё понятно станет сразу.

Или прислушайся на миг

И выучи одну лишь фразу.

                                                                      

Ведь ты поймёшь, ты так пытался

Поговорить с ней, но не мог.

Мир музыки тебе открылся,

Ведь музыка – это твой Бог.

 

Учитель. Скучно роялю в скупом одиночестве,

                Струны покрылись быльём и забвением.

                Вальсы Шопена, сонаты Бетховена,

                Ноты, аккорды давно позабытые…

 

                             Звучит  «Лунная соната», Л.Бетховен.

Учитель. Встречу с каким композитором мы ждём?

Дети отвечают.

В класс входит ученик,  и в образе Бетховена.                 

 Показ слайда №2 с изображением портрета Л. Бетховенаэ

Ученик. Заворожила музыка сонаты

               И звёздно – лунный за окном пейзаж.

               И тёплый, тихий летний вечер

               И тусклый свет сквозь радужный витраж.

Учитель. Вечна красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.

      Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский.

Дети отвечают.

                                                 Входит ученик и выступает в роли Чайковского.                                                                       Показ слайда №3 с изображением портрета П.Чайковского.

Ученик. Музыканты в чёрных фраках

              Взяли скрипки и альты.

             Дирижёр привычным взмахом

             Воскресил свои мечты.

             Баритон виолончели

             Души резал на клочки,

             И качались как качели

             Изумлённые смычки.

Учитель. Теперь я предлагаю вам обратить внимание на интерактивную доску. Проведём  интеллектуальную игру « Знатоки классической музыки».  Чья команда справляется быстрее с заданием - получает жетоны в виде нот, что влияет на получение оценки в конце урока.

С правой стороны изображены портреты композиторов Бетховена, Моцарта, Чайковского.

С левой – вразброс даны названия произведений.

Класс делим на три команды. Ваша задача: соотнести названия произведений с соответствующим композитором.

В конце игры «композиторы» - учащиеся подводят итоги.

 

 

 

                                                                        -2-

 

2. Знакомство с темой «Классика и современность».

 Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.

Это Ванесса Мэй и Янни Хрисомаллис.  Не случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.

В. Мэй - китаянка по матери и тайка - по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что – то новое.

                         Показ презентации  о Ванессе Мэй.

Сегодня новое для вас слово – АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger– приводить в порядок).

Аранжировка – переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.

Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.

                «Токката и фуга» И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.

                      Слушание и просмотр на DVD.

Учитель. Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?

                Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?

                                        /происходит дискуссия между учащимися/

Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.

 Солирует скрипка как и в оригинале. Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.

Учитель. Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?

Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.

Звучание  электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.

Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техноакустикой.

 

Следующий композитор и дирижёр эстрадно – симфонического оркестра -  Янни Хрисомаллис.

                                                  Показ слайдов с изображением Янни.

Стал известен во всём мире благодаря потрясающим мелодиям синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это музыкант, работающий в стиле NewAge, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Это движение, достигшее публичной известности на западе в 1970 – 1980 годах, выступающее за возрождение духовности, пересмотр устоявшихся взглядов. 

                   Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте как произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Зима». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллис.

Учитель. Что вы можете сказать о произведении?

                                           / дискуссия между детьми/

Дети. В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.

 

                                                            -3-

Учитель. Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.

     Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнять. Прежде чем приступить к разучиванию новой песни, я предлагаю вам распеться.

3. Распевание. При подборе распеваний учтены упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и диапазона песни.

4. Слушание и анализирование песни «Ангел – хранитель» И. Крутого.

 Учитель. Какие впечатления у вас о прослушенном произведении?

Дети. Красивая, светлая мелодия песни, где музыка выступает ангелом – хранителем. Лиричный нежно – взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, неторопливым темпом исполнения. Диапазон песни достаточно широкий.   Мажорный лад  отображает радость, доброту и чувство возвышенности.

5. Разучивание песни.  В куплете происходит дифференцированно: отдельная партия для мальчиков (более низкое звучание нот) и соответственно партия для девочек. В припеве наблюдается секвенция, при её повторе партия мальчиков сменяется партией для девочек.

При разучивании песни учителю обратить внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-выдерживать половинные длительности;

-правильно брать дыхание и только во время пауз;

-ритм;

-фразировка;

-дикция.

6. Итог урока. Сегодня вы познакомились с новым для вас направлением в музыке – NewAge, с его яркими представителями-аранжировщиками, которые живут и творят прекрасное в настоящее время. В их музыке вы узнали основополагающие произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. Музыка этих замечательных людей делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.

«Жизнь как пьеса. Не то важно – длинна ли она, а хорошо ли сыграна».

       А теперь, покидая стены нашего кабинета, мне бы хотелось, чтобы вы выразили своё отношение к тому, о чём мы с вами говорили. На ваших партах есть ноты – смайлики. Красный цвет означает, что вы узнали много нового и интересного, синий – информацию приняли к сведению, серый – было скучно и неинтересно. Разместите их на соответствующих по цвету нотных станах.

 

 

 

 

 



Фото пользователя Марина Чайкина

На: Классика и современность


Данный урок - ценный вклад для приобщения детей старшего возраста к классической музыке.На основе этого урока показана актуальность классической музыки и композиторов классиков ,внесших огромный вклад в её развитие и в дальнейшем,в развитие современной классики,её обработки и исполнительской новизны.Я считаю,что именно такая праллель и  взаимосвязь может заинтересовать и увлечь ребят.Спасибо,Ольга Аркадьевна! 



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн