Submitted by Галина Николаевна Назарова on чт, 09/06/2011 - 11:08
Методическая работа преподавателя МОУ ДШИ №2 г. Энгельс Назаровой Г.Н. «Ведение меха» В этом понятии заключается не только навык ведения меха. Но и умение наиболее целесообразный момент смены направления в его движении. На первоначальном этапе обучения - главным является приобретение навыков ведения меха, то есть умение вести его плавно и достаточно активно, незаметно для слуха менять направление его движения, умение воспроизводить различные динамические оттенки. Главной трудностью в начальном периоде обучения является совмещение смены направления со снятием звучания. Приходиться допускать чрезмерные разрывы музыкальной ткани во избежание так называемых «заиканий», задержки звучания в момент смены направления. На первоначальном этапе обучения это вполне допустимо. Однако по мере приобретения навыка следует устранить разрывы, что является новой трудностью. Надо помнить, что поворот меха возможен лишь после того, как полностью отзвучит вся длительность, предшествующая смене его направления. Таким образом, смена удачна, когда осуществлена после окончания звучания всей доли. Момент поворота меха должен быть максимально коротким, но без заметного толчка. Целесообразно менять мех перед акцентируемой долей, перед кульминацией, менее заметна смена меха, когда кульминационный звук, отделен от предыдущего скачком причем чем больше интервал, тем незаметнее и допустимее смена. Наиболее простой и малозаметный на слух является смена между повторяющимися звуками, особенно если первый из них на слабой доли, а второй на сильной. Способов ведения меха столько же сколько и музыкальных задач. Наибольшая устойчивость инструмента и лучший контакт с ним достигаются при коротких и средних амплитудах меха. В этих случаях применяется веерообразный с поднятием левой части корпуса вверх требуют от исполнителя значительно больших усилий и употребляется редко. Широкая амплитуда разжима меха применяется довольно редко, часто при исполнении произведений, отличающихся большой звучностью и требующих значительной продолжительности дыхания. В таких случаях мех нужно вести по пологой дуге (к себе), которую описывает левая рука вокруг корпуса исполнителя. При ведении меха по прямой линии или в направлении «от себя» амплитуда разжима неизбежно ограничивается длиной самой руки, что приводит к более частой смене меха, а это не всегда желательно. Смена меха допускается после полного закрытия клапанов. Как правило, оно совпадает с началом музыкального построения (мотивы, фразы и т. д.). Не допускается смена меха на тянущемся звуке, ибо это приводит к дроблению длительности и следовательно. К искажению музыкальной мысли. Наибольшую трудность представляет выработка навыков плавной смены меха. Главная задача которой - обеспечить логическое продолжение мелодической линии на противоположном движении меха. Основным условием осуществления этой задачи является своевременная плавная передача необходимых усилий с разжима на сжим и наоборот при заранее подготовленных точках опоры левой руки. Например, для перехода на сжим основание большого пальца левой руки с помощью небольшого поворота предплечья соприкасается с крышкой левой части корпуса, после чего рука в нужный момент плавно меняет направление движения меха. При переходе на разжим предплечье левой руки приподнимается и слегка упирается в рабочий ремень, после чего усилие руки также плавно и в нужный момент направляются на ведение меха в противоположную сторону. При смене направления движения меха очень важно, чтобы играющие пальцы правой и левой руки мягко и плавно закрывали и открывали соответствующие клапаны. Слух исполнителя должен постоянно контролировать звучание и вносить нужные коррективы в действия рук. Обязательным условием выполнения плавной смены меха, является опора правой и левой части корпуса баяна на бедра исполнителя и тщательная регулировка рабочего ремня. Упражнения ставят конкретные звуковые и технологические задачи для приобретения основных постановочных и исполнительских навыков с учетом тех положений, о которых сказана выше. Данное упражнение рассчитано на выработку необходимых ощущений и навыков устойчивой посадки и хорошего контакта с инструментом при работе меха. В нем участвует только левая рука; правая свободно опущена вниз, что исключает развитие вредной привычки поддерживать баян при сжиме упором правой руки в гриф Плечо и предплечье левой руки подготавливают наиболее удобное положение пальцев на клавиатуре в соответствии с данной фактурой. Динамический уровень звучания - mf, темп = . Смена меха осуществляется после каждого аккорда. Во время пауз, звучание прекращается полным закрытием клапанов с одновременной остановкой меха; происходит расслабление всех мышц (отдых) и подготавливается очередная смена меха. Играя это упражнение баянист должен добиваться качественного звучания, внимательно контролировать все свои двигательные действия и запоминать получаемые ощущения: собранное состояние пальцев при опоре на клавиатуру, расслабление и отдых всей руки после снятия звучания, точки опоры своего тела и точки контакта с инструментом. При разжиме по будут следующие точки: стул, правая и левая нога, рабочий ремень, в который упирается нижнее окончание левого предплечья (точка приложения силы), правое плечо исполнителя на которое надет плечевой ремень (точка приложения силы, противодействующей разжиму), пальцы опирающиеся на клавиатуру. При сжиме: стул, правая и левая нога, крышка левой части корпуса, куда упирается основание большого пальца, часть ладони и предплечье левой руки (точка приложения силы), правое бедро (упор) и левое плечо исполнителя, на которое надет плечевой ремень (точки приложения сил, противодействующих сжиму), пальцы опирающиеся на клавиатуру. Категорически недопустимо приподнимание правого и левого плеча, к чему иногда прибегают баянисты в инстинктивной попытке помочь удержать баян: это приводит к напряжению мышц плечевого пояса, а руки повисают над клавиатурами и утрачивают контакт с ними (опору): плечевые ремни лишь зацепляют за плечи, оставляя их свободно опущенными вниз. Не следует также отрывать ноги от пола. Недостатки. 1. Несвоевременно меняется направление движения меха (разрывается музыкальная фраза). 2. При переходе с расжима на сжим ученик сильно толкает левую корпусную коробку. Вызывая этим ненужные акценты. 3. Не контролируется движение меха. Ученик разводит и сводит его до предела, не оставляя необходимого "запаса", отчего при смене направлений возникают непредвиденные "заикания" звука. 4. Ученик не владеет мелкими движениями левой корпусной коробки, необходимыми для активной атаки звука при акцентах и т. д. 5. В кантелене не применяется кистевое движение (отчего в звучании нет сочности и глубины). 6. Допускается очень "вязкое" легато (один звук наплывает на другой), возникающее при неправельной работе пальцев. Правильное звукоизвлечение связано с профессиональной организацией рук, кисти, пальцев и меха. Хорошо овладеть этим комплексом движений ученик сможет только по мере последовательного возрастания трудности проходимого репертуара. Работая с учеником над техникой ведения меха, преподаватель прежде всего должен: A) научить ученика правильно менять направление движения меха, добиваясь одновременности нажима пальца на клавишу и начала движения меха. Чтобы достигнуть этого, следует постоянно фиксировать внимание ученика на каждом случае неправильной смены меха, объясняя ему сущность ошибки. В начале обучения, работая над правильной сменой меха, ученик должен делать остановки в указанных местах с тем, чтобы движение меха в обоих направлениях было одинаковой силы и начиналось одновременно с нажимом соответствующей клавиши; Б) научить ученика "видеть" в нотах лиги и "чувствовать" музыкальную фразу не допуская разрыва их в результате смены направления движения меха; B) не разрешать ученикам сжимать и разжимать мех до предела, приучать их при смене направления движения оставлять небольшой запас меха, во избежание непредвиденных заиканий звучания. При окончательной отработке музыкального произведения (в должном темпе и нюансировке) точно откорректировать места смены направления движения меха; Г) научить ученика делать крещендо и диминуэндо. Большую пользу приносит в этом исполнение мажорных гамм в одну октаву; Д) научить ученика свободно управлять мехом, развить у него координацию движений рук, добиваться, чтобы он освоил мелкие движения левой корпусной коробки.