Дидактическая настольная игра "Музыка Западной Европы" для учащихся 2 года обучения по предмету "Музыкальная литература" в ДМШ и ДШИ
Размещено: Ольга Львовна Мещерина - чт, 09/06/2011 - 00:20
Описание пособия:
Данное игровое пособие предназначено для учащихся 2 года обучения предмету «Музыкальная литература» в ДМШ и ДШИ. (Программа В.Лагутина).
Оно является дополнительным дидактическим материалом для контрольных и итоговых уроков IVчетверти.
Пособие представляет собой две настольные игры, цели и задачи которых заключается в следующем:
- повышение интереса детей к предмету.
- систематизация знаний, полученных учащимися в течение учебного года.
- повторение музыкального материала.
- контроль знаний учащихся с применением игровых технологий.
Комплект игры включает в себя:
- игровое поле.
- кубик игральный.
- фишки - 6 шт.
- список вопросов.
- аудиоприложение.
Ход игры:
Количество игроков: от 2 до 6 человек.(+ 1 ведущий – педагог).
Продолжительность игры: 45 мнут.
Правила игры:
Участники выбирают фишки и определяют порядок игроков. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свои фишки на станции с нужным номером. Каждой станции соответствует вопрос, правильно ответив на который, ученик зарабатывает от 1 до 5 баллов.
Ведущий предлагает каждому выбрать уровень сложности вопроса : 1 балл – простые вопросы, 2 балла – средняя сложность вопроса, 3 балла – сложные вопросы.
Например: игроку выпадает станция «3». Он выбирает вопрос 2-го уровня сложности. Ведущий зачитывает вопрос: «В какой стране жил и работал И.С. Бах?»
Игрок отвечает: «В Германии» и зарабатывает 2 балла.
Кроме станций с номерами на игровом поле присутствуют и другие станции:
♪ - «музыкальный вопрос». Ведущий включает для прослушивания любое произведение
(см. аудиоприложение). Игрок называет композитора, произведение, часть/ действие, тему/номер. Правильный ответ на «музыкальный вопрос» оценивается в 5 баллов.
٦ - «пауза» - пропуск хода.
׀׀׃ - «реприза» - возвращение на одну из предыдущих станций.
Когда один все игроки пройдут игровое поле от старта до финиша, ведущий подсчитывает количество баллов, набранное каждым участником.
В конце игры педагог подводит итоги и объявляет оценки.
1) 1 балл – назови имена и фамилии известных тебе западноевропейских композиторов (не менее шести)
2 балла – Назови фамилии и имена композиторов, представленных на игровом поле.
3 балла – Назови авторов следующих произведений:
а) опера «Свадьба Фигаро»;
б) «Хорошо темперированный клавир»
в) увертюра «Эгмонт»
2) 1 балл – Что такое полифония?
2 балла – Что такое барокко? Назови выдающего представителя барокко в музыке.
3 балла – Перечисли жанры творчества И.С. Баха.
3) 1 балл – Что в переводе с немецкого означает фамилия композитора И.С. Баха?
2 балла – В какой стране жил и работал И.С. Бах?
3 балла – Назови годы жизни И.С. Баха.
4) 1 балл – Какая страна была родиной композитора Й. Гайдна?
2 балла – Назови место рождения Й. Гайдна (населенный пункт).
3 балла – Каких австрийских композиторов ты знаешь? (назови не менее трёх).
5) 1 балл – Перечисли жанры творчества Й. Гайдна.
2 балла – Назови годы жизни Й. Гайдна.
3 балла – Назови фамилию князей, у которых служил Й. Гайдн.
6) 1 балл - Назови симфонии Й. Гайдна, которые имеют программные названия
(не менее трёх).
2 балла – Что такое классицизм? Назови представителей Венской Классической
Школы.
3 балла – Сколько симфоний написал Й. Гайдн?
7) 1 балл – Какая страна была родиной В.А. Моцарта?
2 балла – В каком городе родился В.А. Моцарт?
3 балла – Как звали отца В.А. Моцарта? Что тебе известно о нём?
8) 1 балл – Перечисли жанры творчества В.А. Моцарта.
2 балла – Назови годы жизни В.А. Моцарта.
3 балла – Какие версии смерти В.А. Моцарта существуют?
9) 1 балл – Перечисли известные тебе произведения В.А. Моцарта.
2 балла – Какие оперы написал В.А. Моцарт? (назови не менее трёх)
3 балла – Почему опера «Свадьба Фигаро» не сразу была допущена к постановке?
10) 1 балл – Какая страна была родиной Л. Бетховена?
2 балла – В каком городе родился Л.Бетховен?
3 балла – О какой музыкальной теме Л. Бетховен сказал:
«так судьба стучится в дверь»?
11) 1 балл – Какая серьёзная болезнь оказала влияние на жизнь и творчество
Л.Бетховена?
2 балла – Перечисли жанры творчества Л. Бетховена.
3 балла – Как называлась единственная опера, написанная Л. Бетховеном?
12) 1 балл – Назови годы жизни Л. Бетховена.
2 балла – С какими композиторами был лично знаком Л. Бетховен?
3 балла – Сколько симфоний написал Л. Бетховен? Чем необычна его последняя
симфония?
13) 1 балл – Какая страна была родиной Ф. Шуберта?
2 балла – В каком городе родился Ф.Шуберт?
3 балла – Какой жанр можно назвать основным в творчестве Ф.Шуберта?
14) 1 балл – Перечисли известные вам песни Ф. Шуберта.
2 балла – Расскажи о сюжете циклов «Прекрасная Мельничиха» и «Зимний путь».
3 балла – Кто является автором текста баллады «Лесной царь»?
15) 1 балл – Какая страна является родиной Ф.Шопена?
2 балла – Назови место рождения Ф.Шопена (населённый пункт).
3 балла – Перечисли танцевальные жанры, к которым обращался в своём творчестве
Ф.Шопен.
16) 1 балл – Перечисли известные тебе произведения Ф.Шопена.
2 балла – Перечисли жанры творчества Ф. Шопена, которые не являются
танцевальными.
3 балла – Почему, покинув родину в 1830 году, Ф. Шопен до конца жизни прожил
заграницей?
17) 1 балл – Кто из западноевропейских композиторов начал свою концертную
деятельность в возрасте 6 лет?
2 балла – О ком из композиторов Л. Бетховен сказал:
«Не ручей! Море должно быть его имя!»?
3 балла – О ком из композиторов Р. Шуман сказал:
«Шапки долой, господа! Перед вами гений!»?
Содержание аудиоприложения:
1 (1) И.С. Бах. Токката и фуга ре минор (токката).
2 (2) И.С. Бах. «Хорошо темперированный клавир», том I, прелюдия до минор.
5(5) Й. Гайдн. Симфония № 45 «Прощальная», I часть.
6(6) Й. Гайдн. Соната Ре мажор, Iчасть, гл. тема.
7(7) В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро», увертюра.
8(8) В.А. Моцарт. Симфония №40, соль минор, Iчасть, гл. тема.
9(9) В.А. Моцарт. Соната Ля мажор, IIIчасть (начало).
10(10) Л. Бетховен. Симфония № 5, Iчасть (начало).
11(11) Л. Бетховен. Соната №8 «Патетическая», Iчасть, вступление.
12(12) Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (начало).
13(13) Ф. Шуберт, «Ave Maria».
14(14) Ф. Шуберт, «Форель».
15(15) Ф. Шуберт, «Лесной царь».
16 (16) Ф. Шопен, вальс до-диез минор.
17 (17) Ф. Шопен, полонез Ля мажор.
18 (18) Ф. Шопен, ноктюрн фа минор.
Достоинства данной формы работы:
Вариативность.
1) Педагог может менять предлагаемые вопросы, степень их сложности и даже правила игры в зависимости от уровня подготовки учеников и их способностей.
2) Музыкальные вопросы с отгадыванием звучащих произведений можно заменить отгадыванием тем по строчкам нотного текста.
3) Игра может применяться как для контроля знаний, так и для повторения и закрепления материала.
Снижение уровня стресса и эмоциональное раскрепощение.
1)Игра содержит вопросы трёх степеней сложности, и учащиеся имеют возможность самостоятельно выбрать уровень трудности задаваемого вопроса.
2)Соревновательный момент повышает уровень эмоциональной активности.
Недостатки данной формы работы:
1. Большое количество участников (7 и более человек) затрудняет ход игры.
2. Временной регламент игры часто нарушается, и игра длится более 45 минут.
В заключении стоит отметить, что настольные игры, как одну из форм работы на уроке можно применять не только для данной темы, но и в конце любого блока тем, например музыкальные формы (1 год обучения), творчество венских классиков ( 2 год обучения), композиторы «Могучей кучки» (3 год обучения). Возможно, также, использование данного вида игр в конце первого, второго и третьего года обучения на итоговом уроке IVчетверти. Это позволит учащимся вспомнить весь пройденный в течение года материал.