Проблема «отцов и детей» в рассказе В.Ю.Драгунского «…Бы»
Submitted by Ирина Евгеньевна Немытова on Wed, 08/06/2011 - 21:21
Проблема «отцов и детей» в рассказе В.Ю.Драгунского «…Бы»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: помочь детям понять идею рассказа В.Драгунского, которая заключается в сложных взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье.
Задачи урока:
1. Продолжить работу по ознакомлению детей с творчеством В.Драгунского, показать жанровые особенности юмористического рассказа «…Бы», продолжающего серию: «Денискины рассказы»
2. Совершенствовать читательские умения: умение устанавливать последовательность действий в произведении, видеть взаимосвязи описываемых в нём событий; умение увидеть отношение автора к своему персонажу. Совершенствовать навыки сознательного, беглого, выразительного чтения.
3. Развивать воображение, мышление и речь детей.
4. Воспитывать бережное отношение к близким, терпимость, умение понимать чувства родных людей.
Оборудование:
- портрет В.Ю.Драгунского
- учебник литературного чтения О.В.Кубасовой «Любимые страницы», 3 класс, часть 3.
Рассказ Виктора Драгунского «…Бы» относится к жанру юмористического рассказа. Это произведение повествовательного характера, в котором повествование ведётся от лица самого Дениски. Автор остроумно воссоздаёт особенности детской речи, её эмоциональность и своеобразную логику. Сочетание лирического и комического – главная особенность рассказа.
В рассказе чётко прослеживается последовательное развитие сюжетной линии. Конфликт – вечный конфликт «отцов и детей». Основная идея рассказа – это взаимоотношения в семье взрослых и детей.
Работа над рассказом ведётся во 2 полугодии 3 класса. Дети уже знакомы с жанром юмористического рассказа, с автором данного произведения; имеют опыт аналитической работы, в достаточной степени владеют навыками чтения, поэтому основную часть работы дети выполняют самостоятельно под руководством учителя. В силу возрастных особенностей затруднение может вызвать идея произведения, и поэтому задача учителя состоит в том, чтобы с помощью анализа произведения подвести детей к осознанию его идейной сущности.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методическое обоснование
I.Орг. начала
Начинается урок литературного чтения на котором мы продолжим знакомиться с лучшими произведениями русских писателей.
Этот этап помогает настроить детей на восприятие нового материала.
II. Проверка дом. задания
На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Г.Фаллады «История про мамину сказку» и вам было задано задание: нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся эпизоду с его описанием. Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Выступают 2-3 учащихся со своими работами.
На этом этапе осуществляется связь с предыдущим материалом.
Осуществляется работа по развитию речи учащихся.
Идёт сопоставление графического анализа со словесным описанием, для более глубокого понимания произведения.
III. Подготовка к первичному восприятию
- Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями раздела «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Рассказ, который мы будем читать на уроке, написал Виктор Юзефович Драгунский. Вспомните, какие произведения этого автора нам уже знакомы? Кто главный герой его рассказов?
- Виктор Драгунский написал для детей и их родителей «Денискины рассказы», где изобразил своего сына и самого себя. Сейчас мы познакомимся ещё с одним рассказом этой серии «…Бы».
- Можете ли вы предположить, о чём будет идти речь в произведении с таким названием?
-Нам знакомо произведение В.Драгунского «Тайное становится явным», в котором главный герой - мальчик Денис.
- Название непонятное, но раз серия «Денискины рассказы», то ,наверное, о мальчике Денисе.
На этом этапе с целью создания эмоционального настроя детей на восприятие художественного произведения, мною был выбран в качестве метода метод беседы об авторе, с целью выявления тематики его произведений, а также, для выявления связи его произведений с жизнью самого автора, что несомненно поможет детям понять идею произведения.
На этом этапе ведётся работа над приёмом самостоятельной читательской деятельности – умением прогнозировать, развивается логическое мышление и речь детей.
IV. Первичное восприятие
- Давайте прочитаем рассказ и представим картину, которую нарисовал автор.
Вы начнёте читать, а я продолжу.
Начинают читать хорошо читающие дети.
Приём «комбинированного» чтения, когда учитель берёт на себя прочтение наиболее эмоционально напряжённой части рассказа, позволяет детям сильнее прочувствовать взаимоотношения в семье главного героя, эмоционально откликнуться на происходящее.
Вопрос-установка перед чтением настраивает детей на эмоциональное восприятие рассказа.
На этом этапе развивается воображение детей, они пытаются воссоздать те картины из рассказа, которые рисует словами автор произведения. Совершенствуется навык сознательного чтения.
V. Проверка первичного восприятия
Физкультминутка
- Какое настроение сложилось у вас после прочтения?
- Что вызвало улыбку на ваших лицах во время чтения рассказа?
- Оправдалось ли ваше предположение? И почему автор выбрал такое странное название?
- Настроение весёлое, вызывающее смех.
- Понравились фантазии главного героя рассказа -Дениски.
- Ответы детей.
В качестве метода выбрана беседа, чтобы дать возможность детям поделиться тем эмоциональным зарядом, который они получили во время слушания, и выявить степень понимания происходящего в рассказе, с целью дальнейшей корректировки работы во время анализа.
Продолжается работа по развитию речи учащихся.
VI. Анализ произведения
Беседа
Выборочное чтение
- Какие фантастические картины рисовал в своём воображении Дениска?
- В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей?
- Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме.
- А что герой рассказа сказал бы папе? Зачитайте.
- А какие слова Дениска говорил бы бабушке? Зачитайте.
- Как вы думаете, мальчик не любит родителей, бабушку, раз позволяет себе такие слова в адрес взрослых?
- А родители Дениса как к нему относятся?
- Как бы вы охарактеризовали Дениса?
- Как вы думаете, автор высмеивает мечты героя или смех его добрый, как будто он подтрунивает над Дениской?
- Как называют такой добрый смех в художественных произведениях?
- Да, рассказы Драгунского о Денисе юмористические.
- Дениска мечтал оказаться на месте взрослых
- Сначала он был в роли мамы, затем, в роли папы, и самая последняя роль – роль бабушки.
- Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот ещё новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей!
Ешь сейчас же, тебе говорят!
- Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Всё решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!
- Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, грязь размазывать! После тебя на полотенце страшно смотреть. Щёткой три и не жалей мыла. Ну-ка покажи ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дёргайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно! Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу!
- Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь! Золотое правило!
Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты моё!
- Хороша, нечего сказать! Признавайся: опять в хоккей гоняла? Что? Это клюшка? Убери её сейчас же с моих глаз – на чёрный ход!
- Нет, просто взрослые любят поворчать, покомандовать. А детям хочется стать поскорее самостоятельными.
- Они тоже любят Дениску: хотят, чтобы мальчик рос сильным, здоровым, хорошо учился.
- Это добродушный мальчик, выдумщик, фантазёр.
- Смех автора добрый, ему Денис нравится.
- Добрый смех – это юмор.
На этом этапе я продолжаю работать с детьми, используя метод беседы, который помогает выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и провести глубокий анализ текста, мотивируя детей на перечитывание эмоционально-напряжённых частей, несущих смысловую нагрузку. В ходе беседы совершенствуются читательские умения: умение видеть последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи, видеть жанровые особенности текста. Развивается логическое мышление и речь детей. Выборочное чтение способствует совершенствованию навыков сознательного и беглого чтения.
VII. Обобщение
Чтение по ролям
- Представьте себя в роли актёра. Вам нужно показать все роли, в которых хотел побывать Денис. Какие средства языка вы для этого используете?
- Сейчас мы будем ставить радиоспектакль.
Ваша задача: выбрать нужную интонацию, голос для каждой из ролей, чтобы наиболее полно донести идею автора до слушателя. Распределим роли.
- Какая из ролей наиболее удалась?
- Что не получилось и почему?
- Бывает ли в вашей семье, что вы сердитесь на родителей и почему это происходит?
- Если взрослые наказывают вас, сердятся, значит ли это, что они не любят вас?
- Как вы думаете, что хотел нам сказать автор своим рассказом?
- Разную интонацию, голос, мимику, жесты.
Повторное чтение детьми «по ролям»
-Ответы детей.
-Нет, родители любят нас, они о нас заботятся и желают добра.
- Автор хотел сказать, что нужно быть терпеливыми и стараться понимать друг друга.
Беседа обобщающего характера с опорой на личный опыт детей способствует правильному пониманию идеи произведения, носит воспитательный характер. Чтение по ролям, которое обыграно с помощью игрового приёма «Радиоспектакль», способствует формированию навыка выразительного чтения, помогает детям увидеть проблемы над которыми им предстоит работать. Игровой приём помогает снять общее утомление детей, не снижая их активности.
VIII. Подведение итога урока, д/з
Дома, я предлагаю вам сочинить рассказ на тему: «Я в роли мамы (папы)». А на следующем уроке мы заслушаем ваши фантазии на предложенную тему.
А пока подведём итог урока:
- С каким рассказом В.Драгунского мы познакомились на уроке и в чём его особенность?
-На уроке мы познакомились с рассказом В. Драгунского «…Бы». Это юмористический рассказ.
На этом этапе предлагается работа по дальнейшему совершенствованию читательских навыков в форме самостоятельной домашней работы. Выбрана творческое задание, которое поможет детям закрепить знания и умения полученные на уроке; подводится итог всего урока, делается вывод по анализу произведения; отмечаются наиболее активные участники.
Вывод: урок соответствует требованиям к современному уроку чтения, на уроке задачи образовательного, развивающего и воспитательного характера, поставленные мной были выполнены. Цель урока достигнута. Хочется отметить необходимость более глубокой работы над ролью повествования.