Цель урока:
Я работаю по методической теме «Развитие навыков устной и письменной речи у младших школьников». Развитие речи происходит абсолютно на всех уроках. Это зависит от того, насколько грамотно учитель построит этот урок.
Однажды мне в руки попало уникальное произведение Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» и я поняла, что это удивительный материал для развития речи и не только. Это ещё и материал для нравственного воспитания: воспитания ответственности, трудолюбия, умения осознавать и исправлять свои ошибки. Чтение этого рассказа способствует формированию устойчивой мотивации учащихся, развитию интереса к учению, где знания становятся не в тягость. Способствует формированию умения находить и решать стандартные задачи в нестандартных ситуациях, т.е. применять полученные знания в жизни.
Я составила цикл уроков по этому произведению и провела их после прочтения книги всеми учениками.
Интегрированный урок (внеклассное чтение + математика) на тему: «Закрепление. Решение задач» по произведению Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»
Тема:Закрепление. Решение задач. (3 класс, конец 1 п/г)
Цели: 1. Закрепить умение решать задачи изученных видов, знание таблицы умножения и деления, находить периметр и площадь фигур.
2. Развивать речь, наблюдательность, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать чувства взаимопомощи.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Откуда эти строки? «За разговором мы не заметили, как подошли к какому-то чудному городу. Дома в нём были круглые, как цирк Шапито, или квадратные, или даже треугольные. Людей на улице видно не было…» (Ответы детей)
- Да, действительно, это строки из известного фантастического произведения Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков», куда мы с вами сегодня отправимся. Перед нами стоит трудная задача: мы должны помочь Вите Перестукину и его спутнику коту Кузе справиться с трудностями, которые подстерегают их в городе Арифметики. Мы вспомним таблицу умножения и деления, будем решать задачи, которые не смог решить Витя. Вы хотите ему помочь?
III. Устный счёт.
- Итак, кто встретил наших героев? (Странные человечки)
- А почему они были странные? (Ответы детей. Они продавали газированную воду на улицах города не за деньги, а за знания)
- Смог ли Витя воспользоваться их услугой сразу? (Нет)
-Почему? (Он не знал таблицу умножения)
- Давайте мы вспомним таблицу. (К доске прикрепляются человечки в белых халатах и шапочках с нарисованными знаками + и - на шапочках. На доске 3 столбика примеров табличного умножения и деления. Дети по одному - выходят к доске и пишут ответы)
6 * 8
7 * 5
32: 4
42:7
81:9
9 *8
6 * 9
63 : 9
|
6 * 7
8 * 5
36 : 9
72 : 8
35 : 5
9 * 4
7 * 8
64 : 8
|
7 * 4
8 * 8
56 : 7
48 : 6
27:3
9* 6
9* 9
54 : 6
|
2. Нахождение периметра и площади фигур.
- Как вы помните, все домики были в форме фигур. Человечки предлагают вам следующие задания.
- Вычислите площадь фасада прямоугольного домика, длина которого 4м, а высота 3м. (S= а*b, 4*3=12кв.м)
- Найдите периметр фасада треугольного домика, длина основания которого 6м, а боковых сторон по 3м. (P= а + b+ c, 6+3+3=12м или 6+3*2=12м)
- Вычислите площадь фасада квадратного домика, если его сторона 4м. (S= а * а, 4*4=16кв.м)
- Что такое фасад?
3. Блиц-турнир
- Сколько можно купить пирожков по 7 рублей на 42 рубля? (6 пирожков)
- Сколько надо трёхлитровых банок, чтобы разлить 6л газировки? 18л? 27л? (2 банки, 6 банок, 9 банок)
- За 1 час рабочие укладывают 9м асфальта. Сколько метров асфальта они уложат за восьмичасовой рабочий день, если будут работать непрерывно? (72м)
- Судя по всему, вы готовы отправиться в путешествие.
- Работа над темой урока.
Решение задач.
«Спрячь, спрячь меня скорее», - взмолился Кузя.
-Что увидел Кузя? Чего он так испугался? (Ответы детей. Он увидел, что ноги гуляли сами по себе).
- Чьи это были ноги? (Это были ноги землекопов, про которых Витя решал дома задачу и у него получилось полтора землекопа.)
-Давайте вспомним эту задачу и поможем Вите её решить.
Задача 1
5 землекопов выкопали траншею в 100 погонных метров за 4 дня. Сколько землекопов понадобиться, чтобы выкопать траншею в 40 метров за то же время?
- Как удобнее записать краткую запись к этой задаче? (В таблице)
- Какие величины входят в задачу?
Выработка 1 землекопа за 4 дня
|
Количество землекопов
|
Общая выработка
за 4 дня
|
?
|
5
|
100 м
|
Одинаковая
|
?
|
40 м
|
- Что показывают числа 5, 100, 40?
- Что обозначили вопросительным знаком?
- На 40 м траншеи надо больше землекопов или меньше?
- Нужно ли принимать во внимание время работы? Отражено ли оно в краткой записи? (Отражено, но принимать во внимание не надо.)
Дети составляют план решения задачи.
Зная, что 100м траншеи выкопают 5 землекопов, можно узнать, сколько метров выкопает 1 землекоп. А затем ответить на 2 вопрос.
- 100 : 5 = 20(м)- выкопает один землекоп.
- 40 : 20=2(з) – понадобиться, чтобы выкопать 40 м траншеи.
Ответ: 2 землекопа.
- Физкультминутка
- Продолжение работы над темой.
- Кого ещё встретили друзья в городе Арифметики? (Ответы детей. Они встретили велосипедиста, который ездил и проверял домашние задания ребят. И из-за Вити никак не мог остановиться, потому что тот не доделал уроки). Именно от него спрятались путешественники.
«Из круглого домика, под крыльцом которого мы прятались, донёсся жалобный стон»
- Кто это был? (Это был несчастный портной, который попал в тюрьму по вине того же Вити Перестукина. Портного обвинили в краже, потому что мальчик неверно решил задачу)
-Давайте вспомним эту задачу и вместе с Витей попробуем освободить несчастного портного.
Задача 2.
Портной рассказал: «Как заведующий швейной мастерской, я получил 28 м ткани. Надо было узнать, сколько костюмов выйдет из неё, если на каждый костюм расходовать по 3 метра ткани. А этот самый Перестукин решил, что из 28 метров выйдет 27 костюмов и 1 метр ещё останется!»
- О чём задача? (о ткани и о костюмах)
- Какие величины входят в задачу?
- Что известно? Что надо узнать?
- Простая или составная задача?
-Что ещё можете сказать? (Задача на деление с остатком)
Расход ткани на 1 костюм
|
Количество костюмов
|
Общий расход ткани
(м)
|
3м
|
?
|
28м
|
Решите задачу.
28 : 3 = 9 (ост.1)
Ответ: 9 костюмов можно сшить, 1 м останется.
Сравните своё решение с решением Вити. Где он ошибся?
28 : 3 = 27 (ост.1)
Мальчик выделил самое большое число до 28, которое делится на 3, но не разделил его. И не сделал проверку.
Витя тоже исправил свою ошибку, портной был освобождён. Но на этом его злоключения не закончились.
- Кого они повстречали дальше? (Это были старички в школьной форме: брат и сестра. Эти несчастные уже искали друг друга 60 лет. А всё потому что Витя Перестукин допустил очень грубую ошибку в решении задачи)
«Брат и сестра одновременно вышли навстречу друг другу из разных сёл, расстояние между которыми было 12 км. Через сколько часов они встретятся, если будут идти с одинаковой скоростью 3 км/ч?»
Решите задачу самостоятельно. 12 : (3+3)=2(ч)
Дети решают , затем объясняют выбор решения.
- Д.з. Составьте свою задачу с тремя взаимосвязанными величинами и решите её.
- Итог урока.
Мы очень дружно поработали, всё у нас получилось. Наверное, потому что мы помогали друг другу, работали сообща, не ленились.
- А как вы думаете, бывает ли в жизни так, что неправильно решённая задача приносит кому-то вред? (Ответы детей)
- Какие выводы вы для себя сделали?
.Интегрированный урок (окружающий мир + внеклассное чтение) на тему «Круговорот воды в природе» по произведению Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»
Тема: Круговорот воды в природе.
Цель:сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).
Развивать речь, интерес к чтению, наблюдательность, логическое мышление.
Воспитывать бережное отношение к воде как к источнику жизни на земле.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей и определение темы урока.
- Отгадайте, о чём на уроке сегодня пойдёт речь?
Учитель загадывает загадку
Если руки наши в ваксе,
Если на нос селикляксы
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели, чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (воды)
- Да, действительно, речь сегодня пойдёт о воде. Вы скажете, что мы на прошлом уроке уже о ней говорили. Говорили, да не всё сказали.
Сегодня вместе с нашим старыми знакомыми Витей Перестукиным и котом Кузей мы отправимся дальше в путешествие по стране невыученных уроков. Они преодолели все препятствия, которые поджидали их в замке Грамматики. Но их путеводитель-мяч продолжал путь дальше и привёл их в безжизненную пустыню. Что же случилось дальше? (Ответы детей: Витя Перестукин на уроке географии сказал, что вода, которая испаряется с поверхности Земли, исчезает. И поэтому всё живое стало погибать.)
- Как вы думаете, каких знаний, о чём не хватило нашему герою, что он поставил всех в такую трудную ситуацию? (Ответы детей. Он не знал свойств воды)
III.Проверка домашнего задания.
Тест «Свойства воды»
1.Какое вещество вода?
- Твёрдое
- Жидкое
- Газообразное
2.Какая вода по цвету?
3.Что происходит с водой при нагревании?
- Ничего не происходит
- Вода расширяется
- Вода сжимается
4. Что происходит с водой при охлаждении?
- Ничего не происходит
- Вода расширяется
- Вода сжимается
5. Проводит ли вода тепло?
- Не проводит
- Плохо проводит
- Хорошо проводит
- Есть ли запах у воды?
Обобщение по тесту: Вода жидкое вещество, без цвета и запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
- Мы готовы, чтобы отправиться в путь вместе с Витей Перестукиным и его котом Кузей за новыми знаниями. А говорить мы сегодня будем о круговороте воды в природе.
- Работа над новым материалом.
Зная свойства воды, вы сами попробуете объяснить, что же такое круговорот воды в природе и насколько он важен.
- Три состояния воды.
- Догадайтесь, о чём речь?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (вода)
- Действительно, речь о воде. Вернее, о её трёх состояниях. В каких состояниях может быть вода? (В жидком, газообразном и твёрдом)
- От чего это зависит? (От температуры воздуха)
Проведём опыты.
Опыт 1.Возьмём блюдце с водой и на некоторое время поставим за окно на мороз.
- Что произошло с водой? (она превратилась в лёд) Это твёрдое состояние воды. При температуре 0* вода превращается в лёд.
Опыт 2.Занесём наше блюдце в помещение. Что произойдёт? (Вода из твёрдого состояния переходит в жидкое.)
Опыт 3. А теперь будем нагревать воду над спиртовкой. А сверху я держу стекло. Что вы видите? (вода превращается в пар, стекло запотело) Это газообразное состояние воды. Такой процесс, когда вода превращается из воды в пар, называют испарением воды.
- Через некоторое время на стекле появились капли воды. О чём это вам говорит? (Вода из газообразного состояния через некоторое время после прекращения нагревания перешла в жидкое)
Итак, сделаем вывод. Что мы наблюдали?
При нагревании вода из жидкого состояния переходит в парообразно (газообразное), а при охлаждении обратно в жидкое.
При охлаждении воды в жидком состоянии она превращается в лёд, и обратно в жидкость при нагревании.
-Давайте рассмотрим схему на стр. 53 учебника. Что на ней изображено?(переход воды из одного состояния в другое)
2. Круговорот воды в природе.
- А сейчас, имея такие знания, мы попробуем объяснить круговорот воды в природе. Для этого нам пригодятся изображения некоторых предметов. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте.
В синей чаше алый мяч,
Он и светел, и горяч (Солнце)
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
Шёл долговяз-
В землю увяз. (Дождь)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Чайник злится, злится, злится…
Что из носика струится? (пар)
Перед вами рисунки с изображением солнца, моря, тучи, капель воды и пара. Давайте вместе с вами попробуем сконструировать схему круговорота воды в природе.
Начнём с того, что наша планета обогревается солнцем. А что будет источником воды? (море, другие водоёмы, почва, растения и т.д.)
Итак, под действием тепла вода быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Что же произойдёт дальше? (Пар охладится и превратится снова в капли воды или льдинки).
- Из этих капелек и льдинок образуются облака, тучи. Вода в виде осадков (дождя или снега) снова выпадает на поверхность земли.
Так происходит круговорот воды в природе. Он происходит в любое время года.
- Вернёмся к Вите Перестукину. Какую часть схемы он пропустил? (Ответы детей. Выпадение осадков).
- А что было бы, если на самом деле, по словам Вити Перестукина, она исчезала бы там наверху? (Ответы детей)
Вот, оказывается, почему всё живое осталось без воды.
V.Закрепление нового материала.
Работа с учебником.
стр.54 Рассмотрите схему круговорота воды в природе.
-Что же такое круговорот воды в природе?
Явление природы, при котором под действием солнечных лучей вода с поверхности земли испаряется (превращается в пар), поднимается вверх, охлаждается и снова возвращается на землю в виде осадков, называется круговоротом воды в природе. ( Возможны другие варианты ответов, главное, чтобы суть процесса сохранилась)
- Ребята, а как вы думаете, если с поверхности испарится грязная вода, то выпадет какой дождь? (Ответы детей)
Загрязнение водоёмов, почвы ведёт к загрязнению всей экосистемы.
IV. Домашнее задание.Написать мини - сочинение или сделать рисунок на тему: «Что было бы, если бы вода исчезала при испарении?»
V. Итог урока. Какие свойства воды помогли нам и Вите разобраться в круговороте воды в природе?
Интегрированный урок-путешествие (внеклассное чтение + русский язык) на тему «Правописание безударных гласных в корне» по произведению Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»
Тема:Правописание безударных гласных в корне. (3 класс)
Цели:формирование умения проверять безударные гласные в корне;
развивать речь, орфографическую зоркость; воспитывать трудолюбие, ответственность, бережное отношение к книге, аккуратность.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прозвенел озорной звонок,
Начинается урок.
II.Сообщение темы урока и постановка целей.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в страну невыученных уроков вместе с героями фантастического происшествия Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»
А путешествовать мы будем по замку Грамматики, где нам очень пригодятся знания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова», полученные на предыдущих уроках.
Мы будем учиться проверять безударные гласные в корне слова, используя разные способы проверки.
III. Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, как звали главного героя этого произведения? (Виктор Перестукин)
- Что вы можете рассказать о нём? (Витя – ученик 4-го класса. Он учился плохо. За один только день он умудрился получить пять двоек)
- А как вы думаете, почему он учился плохо? (Ему «не хватало силы воли, усердия».)
- Что мешало Вите хорошо учиться? (Его лень)
- Кто отправил мальчика и его кота Кузю в страну невыученных уроков? (Его учебники)
- Ребята, а как Витя обращался со своими учебниками? ( Он разбрасывал их, рисовал на страницах чёртиков, ставил чернильные кляксы на их страницах)
- А что Витя сказал про свои учебники? (Что они очень сильные, потому что не отпускали его на улицу, а заставляли делать очень трудные уроки)
- Чего хотели учебники, отправляя мальчика в страну невыученных уроков? (Они хотели, чтобы Витя исправил все свои ошибки и увидел, к чему они могут привести)
- С кем отправился Перестукин в это путешествие? (С котом Кузей)
- Самолёты в эту страну не летают, поезда не ходят. А как же они туда попали? (Вслед за путеводителем - футбольным мячом)
Давайте и мы отправимся в эту волшебную страну.
Дети читают с экрана заклинание:
Ты лети, футбольный мяч,
Не вприпрыжку, и не вскачь,
Не сбивайся на пути,
Прямо в ту страну лети,
Где живут ошибки Вити,
Чтобы он среди событий,
Полных страха и тревог,
Сам себе помочь бы смог.
IV. Работа над темой урока.
- Вот так футбольный мяч привёл нас к замку Грамматики. Но вот интересно: ворота замка заперты. А чтобы попасть в него, мы должны вместе с Витей выполнить следующее задание.
1. Запись предложения под диктовку.
На высоком холме стоял замок. На воротах висел увесистый замок.
- Поставьте ударение в словах, сходных по звучанию. (Замок, замок)
- А как вы думаете, они родственные или нет? (нет)
- Найдите главные члены предложений.
- И вот мы в замке. Ребята, а что это за старичок? (Глагол). А старушка? (Очень злая Запятая)
- О чём спросила Запятая своего гостя? (Какие у него знания по грамматике, какие отметки.)
-Какие же?
2. Словарная работа.
Очень захотела Запятая проверить Витины знания..
- Вставьте безударную гласную в слово С…БАКА.
- Какую букву вы вставили? (О)
- Вспомните, почему злая собака бросилась на Витю? (Он написал букву «А»)
- А вы знаете словарные слова?
В…тер
П…тух
С…бака
С…рока
…дежда
|
За…ц
П…нал
М…л…ко
К…р…ва
Тр…ва
|
- Все ли слова словарные? (Трава – нет). Почему? (Написание безударной гласной в корне можно проверить)
- Вспомним правило проверки безударных гласных в корне слова. (Рассказывают дети)
V. Физкультминутка.
Игра на внимание «Он – она»
Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она …
Ну, конечно, это кошка!
Ну ошиблись вы немножко.
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж – она моржиха,
Он заяц – она зайчиха,
Он воробей – она воробьиха
|
Он комар – она комариха,
Он гусь – она…
Не гусиха, а гусыня
Знайте это вы отныне!
Поиграем дети снова.
Он бегемот – она бегемотиха,
Он кашалот – она кашалотиха,
Он баран – она…
Ну, конечно же, овца.
Доиграли до конца!
|
VI.Работа над правописанием безударных гласных.
Повторение способов проверки безударных гласных в корне слова.
1. Проверь безударную гласную в корне словом, отвечающим на вопрос ЧТО?
С…довый – (сад)
С…лёный – (соль)
Б…льной – (боль)
|
Р…чной – (речка)
М…рской – (море)
Цв…тной - (
|
2. А как проверить эти слова?
В…сна – (вёсны)
С…ло – (сёла)
|
Пч…ла – (пчёлы)
Ж…лтеть (жёлтый)
|
Запомни! Написание буквы Е в корне можно проверить словами с Ё
3. Подбери проверочные слова, называя каждое проверочное слово ласково.
К…вёр – (коврик)
З…ма – (зимушка)
|
Зв…зда – (звёздочка)
К…за – (козочка)
|
4. Вставь пропущенные безударные гласные, проверь их однокоренными прилагательными.
Д…брота – (добрый)
Ч…стота – (чистый)
|
Веч…р – (вечерний)
Зел…нь – (зелёный)
|
5. Упражнение на формирование орфографической зоркости.
Найди и исправь ошибки.
Откуда ни возьмись на экране появился диктант Вити, который он написал на «2» со множеством ошибок. Давайте поможем Вите исправить его ошибки, подберём проверочные слова.
Разлив реки.
Висна идёт по зимле. В лису на палях стало типло. Весело кричат грочи. Шумно бурлит рика. Плывёт лёд. Вада вышла из бирегов.
(После проверки слов записать текст под диктовку, проверить по экрану)
- Ребята, а злая Запятая вынесла приговор Вите Перестукину. Как вы думаете, почему она так зла на Витю? (Потому что он никогда не ставил её на место)
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.
Если Витя в течении 5 минут поставит запятую на место, то его отпустят из замка Грамматики. Но если он ошибётся, то навсегда останется в стране невыученных уроков. Давайте и мы подумаем. (Дети рассуждают, записывают предложение с запятой КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ)
Витя тоже нашёл правильный ответ. Он понял, что Запятая может решить участь человека.
Итак, закончилось путешествие Вити и Кузи по замку Грамматики, и они отправились дальше. А нам тоже осталось подвести итог.
-Что же мешало Вите хорошо учиться? (Лень)
VII.Домашнее задание. Вырастить из корня «лень» дерево и хорошо знать эти слова, но никогда не лениться.
VIII. Итог урока.
- Что хотела сказать нам автор этого произведения? (Только трудолюбием можно добиться хороших результатов)
- Как нужно относиться к вещам?
- Какое правило учились применять на уроке?